Файл: Функции налогового учета (Общая характеристика ИП Яблочкин С.И.).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность налогового учёта и особенности его организации
1.1.Понятие налогового учёта, его сущность и общие положения
Глава 2. Практические аспекты реализации функций налогового учета
2.1. Общая характеристика ИП Яблочкин С.И.
2.2. Документация и документооборот в ИП Яблочкин С.И.
2.3.Анализ учетной политики ИП Яблочкин С.И.
2.4.Налоговый учет и отчетность ИП Яблочкин С.И.: сущность и особенности
Введение
Актуальность темы. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование со стороны собственника можно рассмотреть, как стремление обезопасить свое имущество, в том числе денежные средства. Достичь поставленных целей можно не только за счет полного знания и применения отрицательных и положительных сторон законодательства, но также и за счет грамотного и правильного использования всех звеньев оптимизации налогообложения. Одна из таких составляющих — это ведение налогового и бухгалтерского учета, а также взаимодействие между ними. Собственник должен знать, что взаимодействие между двумя вышеупомянутыми учетами должно строго соответствовать нормативно-правовым актам, а также очень важен постоянный мониторинг изменений в законодательстве о налогах и сборах и быстрое реагирование на данные изменения. Разумеется, для ведения учета по налогам, данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должны позволять получать всю необходимую информацию.
В свою очередь, налоговый учет выступает как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствие с порядком, установленным главой 25 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения финансовых операций.
Объектом работы является ИП Яблочкин С.И.
Предметом данной работы является система налогового учета индивидуального предпринимателя.
Целью работы является: изучение особенностей налогового учета, который ведет индивидуальный предприниматель.
В соответствии с поставленной мною целью при выполнении работы возникают следующие задачи:
- Рассмотреть понятие налогового учёта, его сущность ;
- Охарактеризовать особенности налогового учета в деятельности индивидуального предпринимателя;
- Исследовать практические аспекты ведения налогового учета индивидуальным предпринимателем.
Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания общественных явлений. При разработке понятийного аппарата исследования использованы методы анализа и синтеза.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Сущность налогового учёта и особенности его организации
1.1.Понятие налогового учёта, его сущность и общие положения
В Российской Федерации инициатива выделения налогового учёта из системы бухгалтерского учёта принадлежит специалистам из контролирующих органов. Именно эти специалисты стали считать, что потребность в налоговом учете вызвана разнообразием, а также сложностью выявления объектов и исчисления показателей, которые необходимы для определения точного размера налоговых обязательств и представления их в налоговой отчетности.
Налоговый учёт получил свой официальный статус в 2002 году с вступлением в силу 25 главы Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) «Налог на прибыль организаций». В соответствии с НК РФ под налоговым учетом понимается ... «система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» [2, ст. 313].
Цель налогового учёта заключается в правильности и максимальной достоверности учёта расчетов между организациями, хозяйствующими субъектами, либо коммерческими банками с государственными органами. А также, перед налоговым учётом стоит такая цель, как обеспечение информацией как внутренних, так и внешних ее пользователей для контроля своевременности, правильности и полноты уплаты и исчисления в государственный бюджет. Налоговый учет осуществляется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения. В банке же налоговый учет осуществляется для целей налогообложения банковских операций. [4, c. 23]
Одной из главных задач налогового учёта является установление суммы платежей в государственный бюджет и задолженность перед ним по налогу на прибыль на определенную дату времени.
Под объектом налогового учёта понимаются хозяйственные операции, которые осуществляет налогоплательщик в течение отчетного (налогового) периода. Данные хозяйственные операции формируют и оказывают влияние на доходы и расходы коммерческого банка для целей налогообложения прибыли, как в данном отчетном (налоговом) периоде, так и в последующие отчетные (налоговые) периоды в будущем. [5, c. 9]
В основе бухгалтерского учёта лежит сбор и регистрация информации путём её документирования. Налоговый же учёт, в отличие от бухгалтерского, состоит из этапа обобщения информации.
Однако было бы неправильно говорить о налоговом учёте только в узком смысле, налоговый учет в широком смысле - представляет собой учет для целей расчета каждого вида налогов. Нормативно он не определен, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах.
Обратимся к иностранной литературе. Смысл понятия «налоговый учет» по сравнению с отечественной трактовкой потерян не был. Налоговый учет сравнительно легок в объяснении, хотя в нем очень много нюансов по его ведению и исполнению. Короче говоря, существует множество правил налогового учета и нормативных актов. Соблюдение этих правил и положений имеют решающее значение для предотвращения штрафов. Таким образом, налоговый учет представляет собой сочетание юридических и финансовых знаний наряду с предоставленной налоговой документацией [9, c. 15].
Законодательство о налогах и сборах должно формироваться как системное целое, а, следовательно, и налоговый учет должен формироваться как системный элемент налогового законодательства.
В связи с этим принято считать, что в широком смысле слова налоговый учет представляет собой четко слаженную и упорядоченную систему сбора, обобщения и регистрации поступающей информации, которая важна для функционирования прозрачности и эффективности процесса по расчету налогов, а также их взаимосвязь и составление налоговой отчетности в порядке установленным законодательством [6, с.44].
Раннее в тексте было сказано о пользователях информации налогового учета, стоит вернуться и более подробно рассмотреть лица, которые являются пользователями, а также изучить их интересы в этом вопросе. Стоит также отметить, что цель налогового учета складывается исходя из интересов пользователей данной информации, которых можно поделить на две группы - это внутренние и внешние пользователи информации налогового учета. Данные лица могут прямо или косвенно влиять на хозяйствующий субъект.
Внутренние пользователи информации налогового учета - это администрация организации, а именно: собственники и управленческий персонал, например, топ-менеджеры и руководители среднего звена, аудиторы. На основе полученной информации и анализу данные лица могут произвести работу над налоговым планированием, что приведет к минимизации налоговых потерь и повышению эффективности работы организации в будущем [10, c. 79].
К внешним пользователям информации, в первую очередь, относятся налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы следят за правильностью формирования налоговой базы, производят проверку налоговых расчетов, а также контроль над поступлением налогов в государственную казну. Консультанты по налоговым вопросам могут дать рекомендации по оптимизации налоговых платежей и дать направление налоговой политики для администрации организации. [13, c. 10]
Интересы пользователей информации налогового учета также различны. Например, интерес государства, выраженный через налоговые органы, обуславливается, во-первых, в создании дополнительных рабочих мест и, во- вторых, в изъятии в государственный бюджет части доходов хозяйствующего субъекта через систему налогообложения. Также для налоговых органов немаловажно соблюдать правильность исчисления налогооблагаемой прибыли, так как для держателей акций, скорее всего, самый большой интерес представляет прибыль, из которой потом будут выплачиваться дивиденды.
Интерес собственников выражается в возможности получения прибыли и дивидендов в долгосрочном аспекте. Интерес работников можно выразить тем, что сами работники готовы сократить свои трудовые затраты на составление налоговой отчетности. Основанием для данного суждения послужил такой факт, что группа бухгалтеров, которая занимается составлением и подготовкой отчетности, представляет собой, как правило, группу наемных работников. Даже порой должность главного бухгалтера занимает лицо, не являющееся акционером, то есть участником данной организации, в которой и производится составление отчетности. Но не стоит забывать, что даже наемные работники чувствуют косвенную зависимость величины их заработной платы от успехов организации, на которой они выполняют свою работу. Но даже и эта зависимость может быть настолько низкой, если организация крупная, а должность работника на ней не особо высока. [14, c. 5]
Изучая вопрос налогового учета необходимо разобрать его общие положения. Для этого обратимся к статье 313 НК РФ, в которой, прежде всего, сказано, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных именно налогового учета. Согласно данной статье, налоговый учет представляет собой особую систему по обобщению информации с целью определения налоговой базы по налогу, ссылаясь на первичные документы организации, которые сгруппированы в соответствии с порядком [2].
Все данные должны содержаться в регистрах налогового учета. В таких случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержание информации является недостаточным для определения налоговой базы, налогоплательщик имеет полное право самостоятельно дополнить регистры учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо налогоплательщик вправе вести самостоятельно регистры налогового учета.
НК РФ [2] гласит о том, что налоговый учет осуществляется в целях формирования достоверной, а также полной информации о порядке учета для налогообложения операций, которые налогоплательщик осуществляет в течение налогового периода .
Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно, ссылаясь на принципы последовательности применения правил, норм налогового учета, то есть он применяется от одного налогового периода к другому последовательно. В отличие от бухгалтерского учета, ведение налогового учета устанавливается самим налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике, для целей последующего налогообложения, далее порядок ведения утверждается соответствующим приказом руководителя. Исходя из этого, налоговые органы не могут установить и навязать обязательные формы документов для ведения налогового учета.
В случае, если налогоплательщик начинает заниматься новыми видами деятельности, НК РФ гласит, что данный налогоплательщик также в обязательном порядке должен отразить в своей учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения и этих видов его деятельности. [2]
Информация, содержащаяся в налоговом учете, должна содержать порядок формирования доходов и расходов, порядок определения доли расходов, которые учитываются для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, сумму остатка расходов, либо убытков, которая подлежит отнесению на расходы в последующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности перед государственным бюджетом [16, c. 5].
Перейдем к рассмотрению необходимых и достаточных документов, определенных статьей 313 Налогового Кодекса Российской Федерации для подтверждения данных налогового учета. В-первую очередь необходимыми документами считаются первичные учетные документы, включая и справку бухгалтера хозяйствующего субъекта. Затем данный список пополняют аналитические регистры налогового учета. Немаловажно иметь расчет налоговой базы. [2]