Файл: Характеристика нормативно правовых актов Российской Федерации.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 899
Скачиваний: 13
Указы – решения Президента Российской Федерации нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, помиловании.[9]
Распоряжения - решения Президента Российской Федерации по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.[10]Распоряжения - это акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, представляют собой индивидуальное указание Президента по тем или иным вопросам, хотя в отдельных случаях он может издавать распоряжения в виде нормативных актов.
Указы и распоряжения Президента служат базой для нормального функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством постановлений и распоряжений.
Хотя в учебной юридической литературе акты Президента РФ относят к подзаконным актам, данное положение весьма спорно. Как мы знаем, главным назначением указов и распоряжений является уточнение и обеспечение надлежащего исполнения закона, однако, это не исчерпывающий список задач. Данные акты могут заполнять правовые пробелы на тот период, пока закон еще не принят, т.е. напрямую регулировать общественные отношения, а значит, пока нет соответствующих законов, указы Президента остаются полноценной правовой базой для возникновения и изменения тех или иных общественных отношений. Они обязательны как для Совета Федерации и других органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и для граждан и общественных объединений на всей территории РФ. Акты Президента не нуждаются в утверждении их Федеральным собранием, субъектами Федерации и могут быть изменены, приостановлены или отменены только главой государства или по решению Конституционного суда.
С другой стороны указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции , ФКЗ и ФЗ. Таким образом, нельзя наверняка утверждать, что акты Президента имеют подзаконный характер.
- Акты правительства РФ.
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
Постановления - акты, имеющие нормативный характер. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства и, как правило, имеют общий характер.
Распоряжения - акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.[11]
Постановления всегда принимаются коллегиально, тогда, как распоряжения могут исходить лично от Председателя Правительства. Все акты Правительства подписываются Председателем.
В соответствии с ч.2 ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ. Президент вправе осуществлять контроль за правотворческой деятельностью Правительства и в случае противоречия актов Правительства Конституции РФ, федеральным законам и указам Президент может их отменить.
- Акты министерств и ведомств.
Конституцией не определены виды актов центральных органов исполнительной власти, поэтому не существует четких правовых форм их издания. На практике чаще всего встречаются приказы, инструкции и регламенты, реже постановления, положения и распоряжения. Данные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, но это не умаляет обязательность исполнения закрепленных в них норм. Они выступают, прежде всего, средствами выражения административной политики государства.[12] Акты министерств и ведомств, имея отраслевую направленность, конкретизируют акты высших органов власти, это определяет их процессуальную природу. Однако отдельные ведомства, чьи полномочия приобретают межведомственный характер, издают акты, имеющие надотраслевое значение.
Акты министерств могут быть отменены Правительством РФ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что подзаконные акты наряду с процессуальными законами играют важную роль в правовой системе России, выступая основой для правореализующей деятельности, конкретизируя и развивая закон.
Акты субъектов Российской Федерации
Россия – это федеративное государство, где каждый субъект обладает некоторой юридической и политической самостоятельностью: возможностью издавать нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Данное положение нашло отражение в статье 76 Конституции РФ, в соответствии с которой закрепляется иерархическая система. Важное место в ней занимают акты субъектов Федерации, которые издаются и распространяются лишь на территории соответствующего региона.
В юридической литературе выделяют следующие виды нормативно-правовых актов субъектов РФ:
- Конституция республики и устав области (края и т.д.) – выполняют роль Основного регионального закона, обладающего учредительными свойствами. В них закрепляются статус данного субъекта в составе РФ, его полномочия, система органов государственной власти и местного самоуправления и другие территориально-государственные начала его существования. Данные нормативные правовые акты равны по своей юридической силе и имеют прямое действие на всей территории субъекта;
- Законы, постановления, указы и распоряжения представительных и исполнительно-распорядительных органов субъекта. Данные акты конкретизируют конституцию или устав;
- Инструкции, приказы и постановления министерств и ведомств субъектов РФ, регулирующие определенную сферу общественных отношений;
- Постановления, распоряжения и приказы органов местного самоуправления.
- Данные акты затрагивают вопросы местного значения и подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципалитета.
Таким образом, нормативные правовые акты субъектов РФ занимают значительную часть объема действующего законодательства России (приложение 1), поэтому необходимо осуществлять контроль за региональной законотворческой деятельностью представительных и исполнительно-распорядительных органов для обеспечения правопорядка и единообразного юридического регулирования общественных отношений в стране.
Глава 2. Иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации
Соотношение Конституции и иных нормативных правовых актов РФ
В России все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты. Основанием классификации является их юридическая сила, зависящая от того, какое место в общей системе правотворческих государственных органов занимает орган, издавший этот акт, его компетенция. По этому же критерию в правовой системе выстраивается их четкая вертикальная иерархия: Конституция РФ, Законы РФ о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы РФ, акты Президента РФ, акты Правительства РФ и ведомственные акты. Данная пирамидальная система законодательства строиться на подчинении акта низшей юридической силы акту высшей юридической силы.
Верхнюю ступень в иерархии занимает Конституция 1993 года, в которой закрепляются основы общественного и государственного строя, определяется политика страны. Она некая идеальная модель, к которой государство должно стремиться.
Конституция имеет основополагающий, первостепенный характер, она гарант стабильности страны, поэтому столь важно, чтобы каждый гражданин, должностное лицо, государственные органы и организации неукоснительно следовали eё предписаниям, а издаваемые нормативные правовые акты низшей юридической силы не противоречили Основному закону. Со своей стороны государство также пытается создать и укрепить систему законодательства России. Для этого в Конституции был закреплен усложненный процесс внесения и принятия в неё поправок, что позволяет отнести его в разряд жестких конституций.
Другим рычагом влияния является работа государственных органов по приведению иных нормативно-правовых актов в соответствие с нормами, закрепленными в Основном законе. Эта деятельность является наиболее важной, т.к. она позволяет сгладить и устранить противоречия между законами, которые были изданы до момента принятия Конституции и после 1993 года, привести весь законодательный массив в единую взаимосвязанную систему. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу. Из данного положения можно сделать вывод что, никакой иной нормативный правовой акт не может изменить или отменить норм, закрепленных в Основном законе, а также быть поставлен на одну ступень с ней. Исключением не стали и федеральные конституционные законы, но они занимают наиболее высокое положение по сравнению с иными нормативными актами и более приближены к Конституции, т. к. призваны дополнять и конкретизировать конституционные нормы.
Следующую позицию в иерархии занимают федеральные законы, данный вывод сделан на основании ч.3 ст. 76 Конституции, которая гласит : «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Конституция выступает юридическим фундаментом, базисом для развития всех отраслей права. Она закрепляет основные первостепенные принципы и начала, поэтому так часто в кодексах и иных федеральных законах содержаться ссылки на Основной закон.
Право Президента и Правительства РФ издавать нормативные правовые акты прямо закреплено в действующей Конституции. [13] На основании Основного закона, мы можем поставить данные акты на четвертую и пятую ступень соответственно.
Таким образом, Конституция - ядро нашей правовой системы, определяющее всю дальнейшую законодательную деятельность государства.
Соотношение Конституции и международных актов
Конституция - основной закон государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории нашей страны (ст. 15 Конституции РФ). Как же соотносятся основной закон государства и международные акты? Данный вопрос очень спорный, однозначного ответа на него не существует. Одни ученые считают, что Конституция, нормы, закрепленные в ней, преобладают над нормами международного права. Другие наоборот ставят международные акты на вершину источников права в России. Существует и промежуточное мнение: два источника равны по своей юридической силе и дополняют друг друга.
Данный вопрос в настоящее время является наиболее актуальным связано это прежде всего с интеграционными процессами, появлением новых правовых систем ( право Европейского Сообщества, право ООН).
Существование спорных мнений по данной проблеме связанно с неоднозначным толкованием статей самой Конституции. В п. 4 ст. 15 говорится « Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». С одной стороны международные договоры и нормы международного права официально признаются частью федерального права России, что подчеркивает их высокий статус, таким образом, практически признается примат международного права над национальными законами. С другой стороны четко не сказано, что они имеют приоритет над Конституцией. Не существует и статьи, которая провозглашала бы верховенство Конституции над международными договорами.
В соответствии с п. 1 ст.15 Конституции РФ лишь законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны ей противоречить.
Таким образом, интерпретируя данную статью, профессор А.М. Барнашов пишет, что международные договоры, в отношении которых наша страна окончательно оформила свое участие, преобладают авторитетом только над законами и не могут превалировать над положениями самой Конституции России. [14]