Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Сущность учетной политики для целей налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На многих предприятиях, особенно на малых, бухгалтерия и руководство не уделяют достаточно внимания формированию учетной политики, не учитывают специфику деятельности предприятия, используют готовые шаблоны и образцы учетной политики, не подкрепленные расчетами для конкретной организации.

В то же время, качественно подготовленная учетная политика выступает одним из инструментов надлежащей организации унифицированного учета, обеспечивает сохранность информации и возможность ее передачи в случае смены бухгалтера в организации, позволяет сотрудникам бухгалтерии обращаться к учетной политике как к методическому пособию. Учетная политика по сути своей является формализованной позицией организации.

Такой подход позволяет рассматривать учетную политику как защиту предприятия при проведении на нем различных проверок. Организации подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и других пользователей финансово-бухгалтерской информации. Чем более подробно будет раскрыт и обоснован в учетной политике способ ведения учета, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность его применения.

Исходя из всего вышеописанного, обуславливается актуальность данной работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности учетной политики предприятия для целей налогообложения.

Задачи курсовой работы:

- Выявить сущность учетной политики для целей налогообложения.

- Рассмотреть порядок формирования и основные элементы учетной политики предприятия для целей налогового учета.

- Представить технико-экономическую характеристику ООО «Провит».

- Рассмотреть организацию формирования и практическое применение учетной политики предприятия для целей налогового учета.

- Оценить эффективность составления и использования учетной политики для целей налогового учета.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Провит».

Предметом исследования является применяемая учетная политика ООО «Провит» для налогового учета.

Информационной базой исследования работы являются: Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, Положения по бухгалтерскому учету и другие законодательные акты всех уровней, а также научные и учебные материалы.

Вопросам формирования учетной политики предприятий посвящено достаточно много работ и публикаций отечественных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, а также отраслевых наук: Брызгалина В. В., Новиковой О. А., Агафоновой М. Н., Бычковой С. М., Дубоносова Е. С., Касьяновой Г. Ю., Кондракова Н. П., Крутяковой Т. А., Ланиной И. Б., Нестерова Г. Г., Смирновой С. А., Грековой З. Н., Невского И. А., Эрзина Д. Г., Черных И. Н. и др.


При проведении исследования использовался, прежде всего, диалектический метод научного познания как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, с позиции которого объект и предмет исследования рассматривались комплексно, а также наблюдение, системный и логический анализы, группировка, ретроспективный анализ, прогнозный анализ, методы горизонтального и вертикального анализа.

Глава 1 Понятие учетной политики для целей налогообложения и ее основные задачи

1.1 Сущность учетной политики для целей налогообложения

Для целей налогообложения учетная политика определена п. 2 ст. 11 НК РФ как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Согласно ст. 313 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения устанавливается порядок ведения налогового учета. Иначе говоря, это совокупность закрепляемых обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам [4]. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован [5].


Согласно п.12 ст. 167 НК РФ (глава 21 «Налог на добавленную стоимость») принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом стоит отметить, что унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет. Учетная политика, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Учетная политика, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации [6].

Изначально предполагается, что учетную политику для целей налогообложения организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Однако если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику [6].

Согласно ст. 313 НК РФ изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

  • если организация решила изменить применяемые методы учета;
  • если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае – не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. При этом дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены в ст. 313 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

  • общие и организационно-технические вопросы;
  • методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

  • распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
  • применение аналитических регистров налогового учета;
  • технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

  • срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;
  • перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;
  • порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе «Методологические аспекты» отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов. Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает вариантность.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета. Регистрами налогового учета могут быть:

  • регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;
  • регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета – с использованием компьютерной техники либо ручным способом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам.

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль и НДС [6].

1.2 Порядок формирования и основные элементы учетной политики предприятия для целей налогового учета

С начала 2002 года в силу вступила 25 глава Налогового Кодекса, регламентирующая такие важнейшие понятия, как классификация доходов и расходов, метод начисления налогов, налоговая база, налоговая ставка и прочее. Это положило начало необходимости ведения на предприятии отдельного налогового учета, так как в связи с введением этой главы данные бухгалтерского и налогового учета стали существенно различаться [3, ст. 313].


В статье НК РФ «Налоговый учет. Общие положения»дается определение налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом [3, ст. 313].

На данный момент существует два способа ведения налогового учета на предприятии [52, c. 129]:

1. Ведение налогового учета отдельно от бухгалтерского. Этим может заниматься как бухгалтер, что несомненно увеличивает трудоемкость его работы, так и отдельный, специально созданный для этих целей аппарат предприятия, что приводит к увеличению затрат на ведение учета, так как одна операция будет отражаться как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

2. Ведение налогового учета на основании данных бухгалтерского с применением аналитических регистров налогового учета и корректировок. Как правило эта работа возлагается на бухгалтера, она менее трудоемка, нежели ведение отдельного учета и относительно него менее затратна.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

В статье «Налоговый учет. Общие положения» НК РФ указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно [3, ст. 313].

Под учетной политикой для целей налогообложения понимается совокупность выбранных предприятием способов и методов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов.

Согласно НК РФ «Момент определения налоговой базы», принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации [3, ст. 167].

Учетная политика должна быть установлена на длительный срок, как минимум на год. Закон допускает случаи, при которых утвержденная учетная политика может быть изменена [3, ст. 313].. Они представлены на рис. 1 «Случаи обязательного изменения учетной политики для целей налогообложения».