Файл: Понятие правонарушения ( Понятие и виды правонарушений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причина правонарушений представляет собой стремление человека удовлетворить противозаконным способом собственные интересы, стремления, эмоции.

Данная причина извечна, так как сопутствует всем временам, народам, странам, правовым системам. Менялись противоправность деяний, их оценка законом, однако, объяснить совершаемые правонарушения можно только названной ранее причиной. Она же устанавливает и конечную судьбу правонарушений. Разговоры о возможности абсолютной ликвидации преступности и в целом правонарушений — беспочвенны и утопичны. С преступностью, правонарушениями следует и необходимо бороться, предотвращать их, снижая таким образом их уровень, однако, целиком искоренить данные отрицательные явления, к сожалению, нельзя[17].

Условия, формирующие причину, усиливающие либо ослабляющие её действие, очень многообразны. Их устранение является основным путем предотвращения правонарушений и борьбы с ними. В числе главных условий правонарушений в сегодняшнем российском обществе следует отметить следующие.

Низкий материальный уровень существования населения. Болезненный, а также и противоречивый переход к рыночным отношениям, непостоянность и упадок экономики, гиперинфляция при невысокой заработной плате сильно снизили жизненный уровень основной массы жителей РФ. Баснословные цены на продукты питания и промышленную продукцию привели к небывалому росту таких преступлений, как кражи, другие хищения имущества, грабежи, разбои. Как не вспомнить здесь слова одного из ведущих русских историков Н.М. Карамзина, охарактеризовавшего положение дел нынешней для него России только одним словом «крадут». Зная ситуацию дел в нашей экономике, следует с полной уверенностью прогнозировать дальнейшее увеличение корыстных преступлений. Они пойдут на убыль только в случае стабилизации, а далее и возрастании жизненного уровня жителей. Тем не менее, останутся и, очевидно, будут повышаться корыстные преступления, совершаемые предпринимателями, коммерсантами, банковским персоналом и иными субъектами, вызванные не бедностью, а стяжательством и стремлением умножить собственное богатство. Однако, условия данных правонарушений уже другие.

Низкий уровень правовой культуры самого гражданина. Правовая культура граждан предусматривает не только осведомленность им правовых норм, однако, и ставшее внутренним убеждением устремление их исполнять. К сожалению, существенная доля российского населения стабильной привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не располагает. В этих условиях стремление лица удовлетворить собственные интересы противоправным посредством как причины правонарушений ничем не сдерживается, а, наоборот, выражается в полном объеме. Сказанное касается всех без исключения правонарушений, а не напрямую к определенной их категории, как то было с предыдущим условием. Планомерная, целенаправленная деятельность по правовому воспитанию граждан, до которой еще ни у кого не доходят руки, — главное направление предупреждения всех правонарушений.


Кризис морали. На смену господствовавшей многими десятилетиями морали советского общества, во многом ханжеской, наступает новая мораль. Однако, она ещё дальше от общечеловеческих начал и ценностей, нежели прежняя. Низкая репутация государственных структур и должностных лиц, которые дискредитируют основательно принцип демократии, недобросовестное предпринимательство, а также коммерция, которые в области торговли расцениваются существенной частью населения как безудержная и оголтелая спекуляция, оправдание любых, даже незаконных способов получения денежных и материальных ценностей представляет собой только некоторые показатели кризиса морали в сегодняшнем обществе. Эгоизм, равнодушие к остальным людям, социальная апатия, цинизм, жестокость явились нормой жизни в отношении многих своих сограждан. Названные факторы — благодатная почва для создания противозаконного синдрома у многих людей, в особенности, молодежи. Оздоровление морали, а с ним и снижение правонарушений, сопряжены со стабилизацией экономической, общественно-политической, государственной, а также духовной жизни общества. Произойдет данное, к сожалению, не скоро.

Алкоголизм и наркомания. Эти весьма опасные для индивида и общества явления быстро прогрессируют и получили широкое распространение в нашем государстве. На миллионы идет счет хронических алкоголиков и на сотни тысяч — наркоманов[18].

Причиняя непоправимый вред непосредственно здоровью людей, уничтожая генетический фонд общества, данные явления питают и преступность. Многие преступления, в особенности, так называемые уличные, бытовые, происходят в основном в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, когда ослаблен контроль лица за собственным поведением, и он неадекватно оценивает обстановку и связанные с нею последствия. На покупку наркотиков и алкогольных напитков всегда требуются немалые суммы денег, что провоцирует лиц, их употребляющих, на осуществление подобных преступлений, как кражи, грабежи и так далее. Закономерно, что предупреждение правонарушений и борьба с ними требуют эффективных мер по ограничению пьянства и наркомании. Необходимы целевые программы по разрешению таких проблем и немалые государственные вложения.

Несовершенство законов. Одной из важных каждой законодательной системы выступает пресечение деяний, наносящих вред людям. Законодательство обязано вовремя определять и фиксировать данные деяния в виде правонарушений и устанавливать за них ответственность. Лишь недостатком такого следует объяснить колоссальнейшие убытки, нанесенные стране в итоге выдачи банками кредитов, которые не обеспечены залогом. Закон РФ о залоге и новое банковское законодательство значительно поправили дело. Не являются пока правонарушениями, хотя наносят значимый вред экономике и интересам граждан, такие деяния, как лжепредпринимательство, лжебанкротство, фальсификация ценных бумаг и другие.


Не считаются совершенными и те юридические нормы, санкции не соответствуют общественной угрозе того либо иного правонарушения — или чрезвычайно суровые, или чрезвычайно мягкие. Все это плохо. Уже в настоящий момент ясно, что смертная казнь как исключительная мера наказания должна быть значительно ограничена. В то же самое время, нужна более суровая ответственность в отношении членов организованного преступного сообщества.

Недостаточно эффективная деятельность правоохранительных. Охранительной деятельностью, то есть пресечением правонарушений и борьбой с ними, занимаются многие государственные учреждения и должностные лица. Это и руководитель предприятия либо, пресекающий дисциплинарные проступки и наказывающий работников и служащих за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка. Это, например, и Советы всех уровней, начиная с Верховного, образующие в собственном составе комитеты и комиссии по законности, правопорядку и борьбе с преступностью и другие. Тем не менее есть отдельные правоохранительные учреждения, для которых охрана непосредственно правопорядка, борьба с правонарушениями, охрана прав и законных интересов граждан выступает главной функцией. К подобным органам принадлежат суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы министерства безопасности, арбитраж, нотариат, ведомственные контролирующие органы и некоторые иные. Ведущую роль в пресечении правонарушений и борьбе с ними выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, суды, прокуратура. В последнее время деятельность таких органов регламентирована новыми законодательными актами, подробно перестроена. Они освободились от нехарактерных им функций, приобрели оптимальную структуру и более конкретную компетенцию. Высокий уровень правонарушений в государстве и постоянный их рост говорят о том, что правоохранительные органы работают ещё неэффективно, не проявляют должной предприимчивости и наступательности в борьбе с преступностью, неоперативно реагируют на возникновение новых форм и видов правонарушений, уступают преступникам и в технике, средствах связи, а также защиты. Все это формирует у лиц, совершающих противоправные деяния, убежденность в безнаказанности и стимулирует последующие правонарушения. Совершенствование деятельности правоохранительных органов — совершенно посильная и решаемая задача.


2.2. Пути устранения и предупреждения правонарушений

Самой важной задачей борьбы с правонарушениями выступает их предупреждение, устранение причин, а также условий, вызывающих вредные и опасные для общества деяния либо содействующих их совершению. Правонарушения невозможно искоренить, борясь лишь непосредственно с ними, однако, значительно уменьшить их количество возможно и нужно. Достаточно ясно, что количество вредных и опасных для общества деяний значительно увеличилось бы, когда бы они не были запрещенными, либо за них были бы определены неэффективные санкции, или, наконец, если бы правовые запреты возможно было нарушать безнаказанно.

По собственному содержанию меры, которые предусмотрены санкциями, должны обладать целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение осуществления новых правонарушений ими и другими лицами.

Предупреждение правонарушений — это система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин правонарушений[19].

Одним из методов борьбы с правонарушениями выступает юридическая ответственность за осуществление правонарушений. Меры ответственности определяются либо конкретно за каждое правонарушение либо в виде перечня санкций, одна из которых используется за определенное правонарушение, учитывая обстоятельства дела. Юридическая ответственность — реакция на правонарушение. Составы правонарушений и санкции за их осуществление устанавливает законодатель. Использование санкций за правонарушения — задача правоохранительных органов. Процесс и порядок расследования дел о правонарушениях и использования за них санкций включает в себя ряд трудных проблем, значительно затрагивающих интересы индивида и общества.

Во-первых, законодательство о санкциях и правонарушениях носит общественную значимость только в той степени, в какой оно осуществится. Если государственные учреждения и должностные лица не обращают внимания на правонарушения или используют определенные законодательством санкции не в полную силу, у непосредственно тех членов общества, которым, по сути, адресованы запреты, а также санкции, формируется впечатление, что данные запреты возможно нарушать безнаказанно.

Во-вторых, есть реальная вероятность использования мер принуждения и санкций, которые предназначены для борьбы с правонарушениями, к лицам, не нарушавшим нормативно-правовых запретов. Ни личность, ни общество не могут обойтись без защиты в целом от правонарушителей, а таким образом — без деятельности специального аппарата, который охраняет право от нарушений.


Различают 2 вида юридической ответственности, каждый из которых отвечает характеру правонарушения и смыслу санкций за его совершение:

Штрафная, карательная ответственность используется за преступления или административные либо дисциплинарные проступки. Появление и движение данной ответственности протекает лишь в процессуальном виде и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных подобающими правомочиями. Данный вид ответственности охватывает следующие стадии: обвинение конкретного человека в совершении определенного преступления либо проступка; анализ обстоятельств дела о правонарушении; принятие решения об использовании либо неприменении санкции, предпочтение в её пределах определенной меры наказания либо взыскания; исполнение взыскания либо наказания, назначенного правонарyшителю. Своеобразным итогом использования штрафной, карательной санкции выступает состояние наказанности, влекущее отдельные правоограничения и более жесткую ответственность в случае рецидива.

К штрафной, карательной ответственности принадлежат уголовная, административная, дисциплинарная ответственность[20].

Правовосстановительная ответственность состоит в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении непосредственно невыполненной обязанности. Специфика данного вида ответственности в том, что иногда правонарушитель способен сам, без вторжения государственных органов, произвести свои обязанности, восстановить нарушенные права, остановить противоправное состояние. На том основаны дополнительные санкции, используемые к правонарушителю по мере осуществления данных отношений ответственности. Правовосстановительная ответственность появляется с момента правонарушения и завершается восстановлением нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют осуществление данного вида ответственности при спорах либо отказе правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок.

По мере исполнения ответственности могут использоваться предусмотренные законодательством принудительные меры, которые обеспечивают производство по делу о правонарушении — меры обеспечения либо реализации.

Эти принудительные мероприятия носят вспомогательный характер. Их использование зависит от тяжести правонарушения, однако, не содержит его итоговой правовой оценки, при использовании санкции они поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением.