Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Задачи и функции бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы ведения бухгалтерского учета
1.1 Ведение бухгалтерского учета в РФ
1.2 Задачи и функции бухгалтерского учета
2. Практические аспекты организации первичного учета на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятие
3. Меры по устранению недостатков и улучшению бухгалтерского учета на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Экономические процессы, происходящие в стране, характеризуются активными трансформационными и интеграционными процессами. Роль первичного учета в деятельности предприятий, с развитием бухгалтерского учета в русле имплементации национальных и международных стандартов учета стала более важной. С учетом изменений, произошедших в налоговом законодательстве, значимость первичного учета возросла в разы. Ведение бухгалтерского учета по соответствующим правилам, общим принципам и положениям требует от предприятий создания определенных нормативных документов, которые бы подтверждали существующую учетную политику. Для обеспечения потребностей руководства в оперативной информации для принятия управленческих решений, учетная политика должна обосновывать методики ведения бухгалтерского учета, сбора и обработки данных, с учетом отраслевых особенностей.
Исследованию теоретических аспектов формирования первичного учета посвятили свои труды ряд отечественных и зарубежных ученых, среди которых М.Т. Белуха, Ф.Ф. Ефимова, А. Загородный, С.А. Николаева, М.С. Пушкарь, В.В. Новодворская, Н.В. Смирнова, Т. Степанова и др.
Цель исследования - раскрыть организационный и методический аспекты формирования первичного учета на предприятии.
В рамках поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить принципы организации первичного учета на предприятие.
2) Раскрыть задачи и функции бухгалтерского учета на предприятие.
3) Изучить Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Нива».
4) Раскрыть особенности организация и ведение бухгалтерского учета на предприятие ООО «Нива».
5) Представить меры по устранению недостатков и улучшению первичного учета в организации.
Объектом проведенного исследования является коммерческая организация ООО «Нива».
Предметом исследования являются особенности организации и ведения бухгалтерского учета субъектами предпринимательства.
Для достижения поставленной цели использовались методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, научной абстракции, наблюдения и сравнения, сравнительного вертикального и горизонтального анализа и тому подобное.
1. Теоретические основы ведения бухгалтерского учета
1.1 Ведение бухгалтерского учета в РФ
Бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений [15, c. 28].
Уровень выполнения задач бухгалтерского учета, прежде всего, зависит от его организации. Рациональная организация бухгалтерского учета имеет существенное значение для удовлетворения потребностей управленческого персонала в информации, которая является основанием для поиска путей повышения эффективности деятельности предприятия хозяйствования, обеспечивает сохранность имущества собственника и достоверное определение результатов деятельности.
Основной целью и задачей бухгалтерского учета на любом предприятии является содействие получению максимальной прибыли после уплаты всех налогов и сохранности имущества собственника. Хотя система бухгалтерского учета полностью направлена на реализацию определенной цели ее значение и возможности предоставления необходимой информации и возможности оказания влияния на финансовый результат еще неоценимы в полной мере [11, c. 74].
Основная динамика последних лет в регулировании нормативно-правовой базы бухгалтерского учета заключается в максимально возможном приближении учета к международной практике. К настоящему времени в нашей стране все еще сохраняются тенденции к реформированию данной экономической сферы. Одним из последних существенных изменений в области организации бухгалтерского учета по праву можно считать Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [1]. Совокупность норм, которые устанавливают федеральные стандарты, выглядит, как представлено на рисунке 1.1.
Нормы, устанавливаемые федеральными стандартами
Определение и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете
Способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета
Порядок пересчета из одной валюты в другую
Требования к учетной политике
План счетов и порядок его применения
Формирование бухгалтерской отчетности (формы, порядок формирования, состав приложений и др.)
Условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта
Состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Рисунок 1.1 Совокупность норм, установленных федеральными стандартами ведения бухгалтерского учета [6, c. 8]
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (в частности, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов бухгалтерского учета № 34н, методические указания и т.д.) [2].
Согласно Закону предприятию предоставлена возможность самостоятельно выбирать одну из четырех форм организации бухгалтерского учета.
1. Введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.
2. Пользование услугами специалиста по ведению бухгалтерского учета, зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
3. Ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой. Централизованные бухгалтерии обычно создаются в объединениях предприятий или государственных организациях. Для ведения бухгалтерского учета аудиторской фирмой необходимо наличие у последней лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
4. Самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Такую форму организации бухгалтерского учета обычно применяют на небольших частных предприятиях. Однако эту форму запрещается применять на предприятиях, отчетность которых должна публиковаться (открытые акционерные общества, банки, доверительные общества, инвестиционные компании и др.) [5, c. 68].
Непосредственно руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов, отображение всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока (но не менее трех лет). В функции руководства предприятия также входит обеспечение учетного процесса и формирования учетного аппарата. Приказом руководителя утверждается порядок организации бухгалтерского учета. Этим приказом, в частности, определяется:
- кто ведет учет (численность, структура учетного аппарата, его подчиненность и размещения);
- как ведется учет (с помощью каких счетов, документов, форм учета, какие реестры учета используются, какая техника ведения учета и технологии обработки учетной информации);
- в какие сроки и как осуществляется сбор, обработка, обобщение и предоставление информации;
- план инвентаризации;
- рабочий план счетов и их корреспонденция и тому подобное [7, c. 18].
От выбора формы организации бухгалтерского учета зависит непосредственно подходы к построению приказа об учетной политики предприятия. Приказ об учетной политике является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения и организации бухгалтерского и налогового учета. Приказ об учетной политике утверждается руководителем предприятия, ежегодно по представлению главного бухгалтера [9, c. 112].
Учетная политика предприятия должна придерживаться принципов организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Формирование учетной политики нужно рассматривать как один из важнейших элементов планирования деятельности предприятия. Квалифицированная разработка Приказа об учетной политике позволяет выбрать предприятию оптимальный вариант учета, максимально отвечать цели деятельности предприятия и поставленным задачам [19, c. 25].
1.2 Задачи и функции бухгалтерского учета
Законом №402-ФЗ введено понятие бухгалтерского учета, из которого следует два ключевых момента:
- на предприятии формируется (в соответствии с требованиями закона) система информации о его активах и пассивах, доходах и расходах, хозяйственных операциях и иных значимых фактах деятельности;
- на основе этой информации составляется бухгалтерская и финансовая отчетность [1].
Перечень конкретных задач исключен из Закона №402-ФЗ, но из определения следует, что основные задачи и функции бухгалтерского учета ориентированы на составление отчетности.
Круг вопросов, которые должна решить бухгалтерская система предприятия включает:
- формирование полной и достоверной информации об объектах учета;
- обеспечение этой информацией заинтересованных лиц;
- предотвращение убытков и поиск резервов для обеспечения финансовой устойчивости.
Задачи и функции бухгалтерского учета исходя из целей бизнеса.
В бухгалтерском учете принято выделять три основные функции:
- информационную,
- аналитическую,
- контрольную [14, c. 98].
Все три направления взаимосвязаны и в целом сводятся к обеспечению составления и представления отчетности либо отдельных данных, включая и отчетность для контролирующих органов [16, c. 8].
Раскроем каждую из них в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Функции бухгалтерского учета [15, c. 109]
Информационная |
Базовая функция в системе управления организацией. Бухучет в силу регистрации, систематизации и обобщения сведений о совершенных хозяйственных операциях обеспечивает пользователей информацией:
|
Контрольная |
Бухучет не только обеспечивает проверку соответствия совершаемых операций закону, но и позволяет мониторить наличие, целесообразность и эффективность использования ресурсов организации – материальных, финансовых, трудовых и др. |
Аналитическая |
Сам по себе бухучет – это основа для анализа. Используя данные о фактических показателях деятельности, можно:
Эти меры будут способствовать принятию необходимых управленческих решений и повышению эффективности деятельности компании в целом. |
Для целей бизнеса, если сформулировать функции бух учета кратко, – это обеспечение информацией для эффективного принятия решений. В этой связи задачи учета можно разбить на три:
- формирование системы учетной информации;
- предоставление данных и отчетности для «внутренних» пользователей;
- составление отчетности для «внешних» пользователей, в том числе контролирующих органов [17, c. 123].
Без выполнения этих задач эффективное управление организацией невозможно.
Бухгалтерский учет на любом предприятии – это составляющая часть системы управления, поскольку обеспечивает информацией, а это основа для принятия решения [18, c. 63].
Учетные данные позволяют составлять планы на основе данных предыдущих периодов, анализировать результаты, выявлять отклонения от запланированного уровня и корректировать принятые решения.
Функции бух учета обеспечивают возможность выполнения основных функций управленческой системы: планирование, контроль, анализ и регулирование.