Файл: Этикет и имидж делового человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема, рассматриваемая в данной работе очень актуальна. Каждый человек должен знать и соблюдать определенные правила этикета. Этих правил великое множество, так как они присутствуют во всех областях нашей жизни, и в каждой области они свои. В данной работе будут рассматриваться правила делового этикета, а также имидж делового человека, который является неотъемлемой частью делового общения. Соблюдение этих правил помогает избежать неловкости в общении (некоторые люди не знают как вести себя в различных ситуациях), настроиться на рабочую атмосферу и произвести хорошее впечатление на партнеров.

Объектом данной работы являются деловые отношения.

Предмет работы совпадает с темой - этикет и имидж делового человека.

Цель: изучить правила этикета и составления имиджа делового человека.

Задачи:

  • Раскрыть основные понятия темы – этикет, деловой этикет, имидж;
  • Изучить основные элементы делового общения – визитные карточки, рукопожатия, представления, знакомства, и их использование;
  • Рассмотреть правила и рекомендации по составлению правильного делового имиджа для мужчин и женщин.

1. Понятие делового этикета

Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. [1]

Это понятие зародилось во Франции во времена правления Людовика XIV (1638-1715 гг.). На одном из светских мероприятий гостям выдавали специальные карточки (этикетки), на которых была изложена информация об основных положениях поведения на мероприятии. Благодаря этому, появился первый официальный свод правил в культурном обществе. Это положило начало развитию этикета в высших сословиях, который стали активно продвигать.[2]

Можно выделить несколько видов этикета:

  • светский этикет;
  • служебный или деловой этикет;
  • дипломатический;
  • военный;
  • общегражданский этикет.

В данной работе будет рассматриваться деловой (служебный) этикет.

Деловой этикет – правила поведения в профессиональной и деловой сфе­рах в процессе общения с деловыми партнерами, коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами при осуществлении официальных и деловых кон­тактов. т.д. Этот вид этикета является одной из составляющих всех видов этикета.[3]


Деловой этикет выполняет несколько функций:

  1. Социально-культурная идентификация личности и группы. Эта функция является самой важной, так как правила этикета являются признаками групповой, профессиональной, социальной идентичности, помогая человеку жить и работать в определенной микросреде.
  2. Стандартизация поведения. Благодаря этикету стандартизируется поведение человека при разных условиях. Это помогает избегать конфликтов, неловкости.
  3. Регулятивная. Этикет помогает ориентироваться в разных непредвиденных ситуациях.
  4. Социализация. Означает развитие личности в рамках определенного коллектива, живущего по определенным правилам. Но чаще всего эти правила сделаны не для того, чтобы отобрать у человека свободу, а для удобства (например, на заводе все действуют по определенной технологии, благодаря которой работники быстро обслуживают конвейер с продуктом).[4]
  5. Этикет делового общения

2. Визитные карточки

Во многих случаях визитная карточка заменяет удостоверение личности. Обычно она печатается на языке страны, в которой живет ее владелец, по-английски или на языке страны пребывания. Признак дурного тона — подавать человеку визитку с текстом на чужом языке, который он не сможет прочесть. В этом случае нужно заполнить авторучкой обратную сторону карточки, написав на ней свои данные на доступном человеку языке.

Двусторонние визитки — признак дурного тона, и, если вы не хотите оказаться в неловком положении, не используйте. Оборотная сторона визитки предназначена для пометок от руки. Поэтому следует заказывать односторонние визитки на двух языках (например, на русском и английском).

На стандартных визитках указываются фамилия, имя, отчество, полное название должности, название и адрес фирмы, служебный телефон, факс, телекс фирмы (чем больше телефонов указано на визитке, тем солиднее в глазах партнера выглядит ваша фирма). Хорошим тоном считается поместить интернет-адрес человека или его персональный адрес на сервере фирмы.

Если встреча с партнером назначена в вашем офисе, этикет обязывает, чтобы визитер первым вручил свою визитку. Делать это следует не сидя, а стоя, внятно произнося вслух при этом свои имя и фамилию, чтобы партнер мог более или менее усвоить их. Получать визитку следует правой рукой, взяв затем в обе руки. Принимая визитку, нужно прочитать вслух имя партнера и его должность.


Обмен визитками на переговорах ведется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации. Старшие по положению первыми дают визитки младшим, женщины первыми рекомендуются мужчинам. Если партнеры находятся на одном должностном уровне, первым вручает визитку младший по возрасту.

Во время переговоров следует расположить карточки перед собой в том же порядке, в каком сидят партнеры. Ни в коем случае нельзя на глазах у других мять чужие визитки, делать на них пометки, вертеть в руках. Это воспринимается как знак неуважения.

Также принято, если вы не застали партнера в его офисе, оставить свою визитку у секретаря, загнув верхний правый угол, а затем расправив его. Загиб свидетельствует, что вы лично оставили визитку, а это воспринимается как знак наибольшего уважения и почтения.

Карточка может быть передана и с шофером или курьером, но в этом случае она не загибается, так как это уже считается грубым нарушением этикета.

На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не указывается, так как в большинстве стран не существует такого понятия. В России же визитные карточки обязательно содержат отчество, за исключением тех случаев, когда они принадлежат иностранцам.[5]

    1. Рукопожатия

Рукопожатие — жест традиционный и символический. В прошлом рукопожатие существовало для того, чтобы стороны могли убедиться в добрых намерениях друг друга, так как ни у кого в руках не было оружия.

Подавая руку своему знакомому, не рекомендуется предлагать ее расслабленной, не следует изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Рука должна быть свободной и уверенной — это знак простоты и прямодушия. Рукопожатие должно быть коротким и несильным — это считается «культурной дистанцией».

Если при встрече на улице вы протягиваете для приветствия руку, помните, что обе руки должны быть либо без перчаток, либо в них. Если один из встретившихся снял свою перчатку перед рукопожатием, другой должен последовать его примеру. Дамы в этом случае составляют исключение и могут перчатки не снимать. Не полагается протягивать руку в перчатке женщине, у которой перчаток нет. Если мужчина здоровается с женщиной, у которой руки в перчатках, он может свои тоже не снимать. Исключение: толстые меховые варежки.

Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже поздороваться с присутствующими.

Надо помнить, что, независимо от того, представляетесь вы сами или вас кто-то представляет собравшимся, не следует первым подавать руку. Также не стоит подходить к каждому из присутствующих и пожимать руку. В этом случае ограничьтесь легким поклоном — таким образом вы окажете внимание всем собравшимся.[5]


    1. Представления

Существует ряд общепринятых правил этикета, которые необходимо соблюдать при представлениях и знакомствах. Так, мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим, а не наоборот. При равном положении (ранге) более молодой представляется более пожилому, подчиненный — начальнику, один человек представляется паре, группе, обществу, даже женщина представляется супружеской паре первой.

Когда в обществе (гостях) представляют одного человека сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя. Представляемый легко кланяется всему обществу. Кланяться каждому отдельно не принято.

Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме значительно старше ее по возрасту или положению.

Любое представление сопровождается легким поклоном. Следует избегать глубоких поклонов, резких движений и щелканья каблуками.

После представления человек, которому представляют нового знакомого, должен сказать "Очень приятно". "Рад с Вами познакомиться". Тот, кого представляют, говорить этого в момент представления не должен. Новые знакомые, как правило, обмениваются несколькими словами, вступают в непродолжительную беседу. Инициатором такой беседы является человек, старший по рангу и положению, или женщина.

В гостях, на вечерах, ужинах и других подобных мероприятиях для представления лучше прибегать к помощи посредника из числа знакомых гостей или членов семьи хозяина. Однако если нет человека, который мог бы вас представить, можно представиться самому. Если кто-нибудь представляется вам, в ответ следует назвать свою фамилию.[6]

    1. Знакомства

Если человек хочет познакомить двух людей, он должен самостоятельно представить их друг другу. Невежливым поступком будет вариант, когда людей просто подведут друг к другу и скажут: «Знакомьтесь», обязывая их самим назвать себя.

В случае, когда нужно познакомить женщину с мужчиной, представлять нужно мужчину, обращаясь к женщине подобным образом: «Светлана Николаевна, разрешите представить Вам Никиту Александровича».

При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, религиозное звание, как правило обходятся без упоминания имени. Говорят: "Господин президент", "Господин премьер-министр", "Господин генерал" (не называя полного чина, скажем "генерал-майор", "генерал-лейтенант" и т.д.). Этикет предусматривает и такую примечательную деталь: обращаясь к официальному лицу, обычно его немного "повышают" в должности. Так, подполковника именуют "господин полковник", посланника — "господин посол", заместителя министра — "господин министр". При представлении военнослужащих указывается их воинское звание, например: "Товарищ (господин) генерал, разрешите представить Вам полковника Кузнецова".


В том случае, если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому.

Для наглядности отображения права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в некоторых наиболее характерных ситуациях приведены в Таблице 1. Данная таблица отражает несколько наиболее часто встречающихся ситуаций. Эти ситуации можно условно назвать вариантами встречи сотрудников одной или различных организаций, причем эти сотрудники находятся в различном положении, исходя из их возраста, пола, должностного уровня и т. п. Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в рассматриваемой ситуации. [6]

Таблица 1

3. Правила приветствий и представлений

Ситуация или вариант встречи сотрудников

Должен быть первым при:

Приветствии

Рукопожатии

Представлении

1.

Мужчина

+

 

+

Женщина

 

+

 

2.

Старший по возрасту

 

+

+

Младший по возрасту

+

 

 

3.

Старший по должности

 

+

+

Младший по должности

+

 

 

4.

Проходящий мимо группы

+

+

+

Стоящий в группе

5.

Входящий в комнату

+

+

+

Находящийся в комнате

+

6.

Обгоняющий идущего

+

7.

Руководитель делегации, входящей в комнату

+

+

+

Руководитель делегации, находящийся в комнате