Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности(Сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина. Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц.

В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод есть много общего в нормах Европейской конвенции и Конституции РФ. Общее заключается в том, что ограничение прав и свобод рассматривается как исключение из общего правила о необходимости наиболее полной и эффективной их защиты. Введение ограничений допускается лишь при соблюдении ряда требований и в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав человека.

ОРД осуществляется на основе общих принципов, присущих и другим видам правоохранительной деятельности, так и специальных, являющихся сугубо оперативно-розыскными. При соблюдении проведения оперативно-розыскных мероприятий принципов сотрудники ФСИН могут достичь наиболее эффективных результатов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, что является главной задачей, стоящей перед данными органами.

Целью работы являться изучение понятия и основ оперативно-розыскной деятельности.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.

Задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты понятие оперативно-розыскная деятельность;

Проанализировать действие оперативно-розыскной деятельности при нарушении прав личности.

В процессе работы были использованы следующие методы анализа нормативно-правовой, теоретической и научно-публицистической литературы:

- формально-логический метод анализа нормативных актов с целью выявление логических противоречий в законодательстве;

- метод сравнительного анализа правовых норм для определения соответствия законодательных актов мировым стандартам.


ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Сущность оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. Ее зарождение происходило одновременно с зарождением государства как организации политической власти и управления обществом.[12]

Ученые, рассматривая различные вопросы, связанные с розыском, неоднократно сталкивались с проблемой определения сущности данной деятельности. Несмотря на то, что данная тема являлась в разной степени объектом исследования многих авторов, до настоящего времени единого понимания не достигнуто.

Возможно, это связано с тем, что «понятие «розыск» достаточно многогранно и многоаспектно» [1]. Отсутствие единого подхода к уяснению содержания рассматриваемого направления деятельности, по мнению С.Н. Гордеева, может привести к ее бессистемности и слабой организации. Поэтому детальное изучение теоретических положений содержательной стороны розыскной деятельности, позволит сосредоточиться на эффективности данного направления [2]. Термины «розыскная деятельность», «розыск» не встречаются ни в нормах уголовно-процессуального законодательства, ни в нормах Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», но занимают прочное место в юридической литературе.

Дискуссия о сущности розыскной деятельности имеет давнюю историю. Она «являлась объектом исследования уже первых отечественных ученых-криминалистов. Однако в понятие розыска вначале вкладывалась вся деятельность по раскрытию преступления» [3].

В настоящее время научные споры привели к тому, что розыскная деятельность рассматривается как в узком, так и в широком смысле. В широком значении розыск по-прежнему отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с оперативно-розыскной деятельностью в целом, поскольку в его содержание включается обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, а также установление виновных лиц [4]. По мнению Д.А. Кучина, в узком значении термин «розыск» включает в себя лишь установление местонахождения индивидуально-определенных объектов (установленного преступника, без вести пропавшего гражданина и т.д.)»


Ряд авторов, рассматривая проблемы розыскной деятельности следователя, придерживаются иного понимания сущности розыска. Так, например, И.П. Можаева, В.В. Степанов, под розыском подразумевают изучаемую науками (уголовным процессом, криминалистикой и теорией оперативно-розыскной деятельности) категорию – учение о розыске [6]. Сами практические сотрудники розыскную деятельность отождествляют с поиском предметов, документов, лиц, установлением личности трупов и неизвестных граждан. Контент-анализ научных источников показывает, что у большинства авторов не выработано единое научно-обоснованное определение понятия «розыскная деятельность». Имеются различные точки зрения на отграничение ее от других направлений: выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, оперативно-розыскной деятельности, поисковой деятельности, розыскной работы, добывания информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, экономической или экологической безопасности и т.д. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что по причине отсутствия согласованности между научными исследователями и недостаточности правового регулирования данного направления до настоящего времени надлежащим образом не определены общие понятия розыскной деятельности, субъекты и объекты розыска. В связи с этим на современном этапе теоретические разработки по данному направлению представляют собой особую актуальность.

Предмет оперативно-розыскного ведения — это совокупность целей ОРД и ее задач. Именно для достижения целей и решения задач ОРД на субъектов возлагаются определенные обязанности и им предоставляются корреспондирующие обязанностям права.

Обязанности субъектов ОРД — это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач ОРД и безусловных для исполнения.

Права субъектов ОРД — это круг предоставленных им законодателем возможностей для надлежащего исполнения обязанностей с целью решения задач ОРД.

1.2.Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;


Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

Установление имущества, подлежащего конфискации

В ст.2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] №144-ФЗ от 12.08.1995 г. сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

Особое место отводится экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны.

2. Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, - важнейшая часть общих задач ОРД. [8]

3. Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, совершивших преступления.[9]

В ходе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.

4. Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин, способствующих их совершению. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения. [12]

5 . Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер. [14]

6 . Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников.


В ст. 5 УПК РФ дано определение результатам ОРД. Указанная норма таковыми называет сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Главная проблема применения результатов ОРД при доказывании по уголовным делам состоит в том, что они официально не признаются процессуальными доказательствами. В действующем УПК РФ установлена возможность применения результатов ОРД при соблюдении условий об их соответствии требованиям, установленным для доказательств. Однако доказательства по уголовному делу и результаты ОРД отождествлять нельзя, поскольку они имеют разную правовую природу. Кроме того, ч. 1 ст. 86 УПК РФ закрепляет круг лиц, которые имеют право собирать доказательства. К ним указанная норма относит дознавателя, следователя, прокурора и суд. Те лица, которые проводили по делу какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, дознание производить не могут. Таким образом, законодателем ограничен круг субъектов, которые могут формировать доказательственную базу по уголовным делам

Полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий данные должны быть преобразованы в доказательства, необходимо проведение дополнительных следственных мероприятий, которые позволят субъектам доказывания придать результатам ОРД определённую форму, которая закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве. В действующем УПК РФ не содержится определенного порядка введения результатов ОРД в производство по уголовному делу, поскольку результаты ОРД не названы в ст. 74 УПК РФ как отдельный источник доказательств. Для того, чтобы доказательства могли применяться в уголовном судопроизводстве, они должны соответствовать требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.

Эти требования могут быть соблюдены, только если доказательства вводятся в уголовный процесс с соблюдением правил проведения следственных действий и фиксации их результатов, которые устанавливает УПК РФ. Однако, оперативно-розыскные мероприятия проводятся согласно Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», методы и правила которого отличаются, а иногда и вовсе противоречат нормам уголовно-процессуального законодательства. Поэтому результаты ОРД не могут отвечать указанным выше требованиям, предъявляемым к доказательствам, а потому не могут использоваться в качестве таковых.