Файл: Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности (Документирование, осуществляемое в процессе оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах.

В дежурных частях, у оперативных работников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

  • о правонарушителях и преступниках;
  • о владельцах автомототранспортных средств;
  • о владельцах огнестрельного оружия;
  • о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;
  • о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;
  • а также другая информация, подлежащая хранению.

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями. В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших. Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Учет подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.

Актуальность работы в том, что повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений невозможно без внедрения современных информационных технологий.
Цель данной работы – выявить значимость информационного обеспечения и документирования в оперативно-розыскной деятельности

В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности;

- рассмотреть документирование, которое осуществляется в процессе оперативно-розыскной деятельности, его предмет, задачи и пределы;

- дать понятие делам оперативного учета.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при использовании информационного обеспечения в сфере оперативно-розыскной деятельности, в первую очередь различных видов технологий, используемых для получения (передачи) информации или воздействии на нее в целях решения задач ОРД.


Предметом исследования являются информационное обеспечение и общие закономерности их использования в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.

.

1 Понятие информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

Перед тем как приступить к рассмотрению информационных основ ОРД необходимо дать определение понятию «оперативно-розыскная информация». Термин «информация»[1] имеет различное толкование в разных науках, в том числе теории ОРД.

В последней используется понятие «оперативно-розыскная информация», под которой понимается непроцессуальная информация, получаемая в ходе производства ОРМ; для лица, производящего расследование, она носит вспомогательный, ориентирующий характер[2]. То есть «...в основу названия «оперативно-розыскная информация» положен способ ее производства — оперативно-розыскная деятельность. Таким образом, термин «оперативно-розыскная» — это не содержательная, а производственная характеристика информации, которая подчеркивает, что это не просто «информация о, а «информация о ..., полученная определенным образом»[3].

Итак, оперативно-розыскная информация — это сведения о лицах (сообществах физических лиц), предметах, документах, фактах, событиях, явлениях и процессах, получаемых в порядке, предусмотренном оперативно-розыскным законом и ведомственными нормативными актами по ОРД, зафиксированных на материальных носителях с реквизитами, позволяющими их идентифицировать, сосредоточиваемых в информационных системах и делах оперативного учета[4].

Различные совокупности предоставленной инфармации организовывают ресурс информационного обеспечения деятельности оперативно-розыскных органов, который имеет секретный нрав.

Под уведомительно справочным обеспечением ОРД следует осознавать деятельность подразделений и служб (оперативных и неоперативных) органов, полномочных реализовать ОРД, направленная на получение из внегласных и гласных первоисточников оперативно-значимых данных и их ведение (т.е. сбор, обработка, хранение, передача) в целях разрешения поставленных целей, стоящих перед оперативно-розыскным органом.


Тут необходимо обозначить, что «информация» и «данные» — мнения разные. Между ними бывает затейливо мудреная диалектическая связь. Хоть какой процесс постижения состоит из событий по обретению данных, которые в комплексности получают новое свойство качества, переходят в новое положение, содержащее в себе вероятно допустимо ценную новостной материал. Отсюда заключаем следующее: данные для оперативника имеют все шансы стать информацией лишь тогда, когда он сможет их верно назначить стоимость и обрести что-то по новизне свежее, т.е. обнаружить в них свежие по новизне познания.

Деятельность органов, воплощающих ОРД, немыслима без употребления особых справочно уведомительных технических решений.

Такое информационное обеспечение направлено на достигнутый результат последующих целевых мишеней:

а) скопление данных для рассекречивания и предупреждения преступлений;

б) возникновение условий к идентификации объектов но их материально-фиксированным отображениям либо мысленным образам;

в) пособничество розыску похищенных объектов экземпляров, а также лиц, как пострадавших, так и совершивших преступное действие, но скрывшихся от следственного выяснения и суда.

Анализ положений ст. 10 Законодательного документа об ОРД позволяет прийти к выводу, что содержание информационного обеспечения сформирует проявление инициативы уполномоченных на то законодательством лиц по:

1) с созданием сотворению и использованию информационно справочных систем ;

2) заведению дела оперативного учета с назначенной мишенью систематизации собранных известий, контрольной сверки и оценки итоговых эффектов ОРД, а также принятия на их базе соответственных решений.

При всем этом в обзорной публикации Законодательного акта нет на месте четкое указание на величина размера, нрав и юридические конечный результат информационного обеспечения и протоколирования этой деятельности.

Для уведомительно справочного снабжения ОРД формируются и используются различные виды учетов — рациональные формы классификации, а так-же оперативно-розыскной информации (например, учет больших и устойчивых сформированных противозаконных оснований — единственный автоматический банк данных в системе МВД России, подключающий коммуникационные данные об участниках и фаворитах сформированных противозаконных группировок, сферах их криминальной занятости и другие оперативно-розыскные сведения); учет всех нераскрытых лишений жизни убийством, совершенных на территориториальной местности РФ, даже имеющих серийно произведенный характер (информационно-аналитическая система «Глухарь»), Употребляются группы учетов, входящих в систему криминалистической (уголовной) регистрации, т.е. оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты[5].


Оперативно-справочные учеты созданы для исследования наличия установочных информационных сведений об объекте запроса; розыскные учеты делают, наряду с оперативно-справочными, функцию сопоставления не столько установочных информационных сведений, но и подобных наружных описаний; криминалистические учеты употребляются для диагностики и идентификации объектов по индивидуальным приметным предсказаниям и другим симптомам, когда установочные информационные сведения неопознаны или утаиваются.

В ст. 17-ой Федерального законодательного документа «О полиции» представлен список данных о гражданах, которые вносятся в банковские учреждения информационных сведений, что формируются и ведутся полицией.

Вид коммуникационных данных обоснован видом объекта, о котором в наличии есть известия, либо о котором неизбежно нужно получить их (т.е. о лицах, реально существующих информационных сведений, событиях, предметах). Коммуникационные данные о лицах включает в себя материалы известия о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывающихся от органов доследственного расследования, следствия, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания; без вести пропавших. Учету также подлежит информационная новость о обнаружении неизвестных трупов, приметах неустановленных лиц, предполагаемых подозрительных личностей в совершении ужасных правонарушения.

Информационная новость о доказательствах включает в себя известия о поставленных на учет преступлениях (раскрытых и нераскрытых). Подлежат учету явления и действия, формирующие угрозу государственной, армейской, индустриальной, справочно уведомительной, экологической безопасности нынешней России. Информационная новость о предметах содержит сведения об орудиях и методиках совершения злодеяния; огнестрельном вооружении, которое располагаться в использовании соотечественников и организаций; автотранспортных ресурсах средств; о разыскиваемых предметах, документах и вещах, явившихся предметом злодеяния.

Информационно справочные конструктивные порядки показаны с представлением в разнообразных формах: картотеки, фото-, видеотеки, коллекции, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые конструктивные порядки (автоматизированные банковские учреждения данных). Правовую основу функционального действия информационно- поисковых машин составляют Закон об ОРД (ч. 1 ст. 10); Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (с изм.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»; Наставление по развертыванию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических накопленных комплектаций и картотек органов внутренних дел РФ (утверждено приказом МВД нынешней России от 12 февраля 2000 г. № 752); Наставительное руководство по образованию и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, скопленных комплектаций и справочно-информационных фондов ОВД (утверждена приказом МВД нынешней России от 1 июня месяца 1993 г. № 261); ст. 17-ть Федерального документа с законами «О полиции», Федеральный документ с законами от 27.2.2006 г. № 152-ФЗ «О индивидуальных данных», другие нормативные правовые акты.


С 2006 г. в согласовании с Инструкцией по организации, ведения и применения экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел России, утвержденной приказом МВД современной России от 10 февраля 2006 г. № 70 ведется работа по возникновению на основе баз МВД Российской Федерации федеральных, а на основе Экспертно-криминалистического центральной части ОВД в субъектах РФ — местных по региону баз информационных сведений ДНК биологических объектов по правонарушениям, предусмотрительно предвиденным ст. 105, 111, 131—135 УК РФ, а также по неопознанным трупам. Если верить ч. 1 ст. 15 Федерального законодательного акта от 3 первого зимнего месяца 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной постановки на учет в Из России Федерации» органы, осуществляющие ОРД, наделены правом употребления геномной коммуникационным данным, под которой понимаются персональные данные, включающие кодированную информацию о конкретных фрагментах ДНК физиологического лица или неизвестного науке трупа, не описывающих по характеру их физиологические исключительности.

В 2008 г. в подработку милиции (полиции) была внедрена Единая информационно-телекоммуникационная конструктивный порядок (ЕИТКС ОВД), которая соединила в одну сеть все электронные базы данных (приказ МВД Российской Федерации от 20 последнего весеннего месяца 2008 г. № 435 «Об утверждении по новизне свежей редакции Программной разработки МВД многонациональной России «Создание единой информационно-телекоммуникационной конструктивные порядки органов внутренних дел»). В ее рамках, к примеру сказать, ведутся федеральный и местные по региону (местные) учеты ДНК-данных.

В больших населённых пунктах многонациональной России (с популяцией около 1 млн и более человек) организована справочная служебная организация — По информации бюро зачисления и постановки на учет несчастливых случайных событий (БРНС) с соответственным электрическим финансовым хранилищем информационных сведений.
Органы ФСБ Российской Федерации получают, учитывают, хранят, классифицируют, пользуют, выдают и истребляют биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных орнаментов пальчиков и (или) ладоней рук гражданина, позволяющие установить его личность, в пределах рамок совершения пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу РФ, при существовании у такого рода подобных лиц симптомных свойств, указывающих на вероятность выполнения их склонения к террористической занятости, вербовки либо затягивания другим способом в террористическую проявление инициативы (п. «я.1» ч. 1 ст. 13 Федерального законного правила от 3 апрельского месяца 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»),
В системе ФСИН многонациональной России для улучшения сбора и учета, а также удобства поиска и моменту соответствующей выдачи достоверной информации о сотрудниках уголовно-исполнительной системные конструкции (УИС) приказом ФСИН нынешней России от 14 марта 2008 г. № 150 сотворена электронная база данных (картотека) по учету злодеяний посреди личного состава УИС.