Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Природа межличностных отношений очень сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений студент реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре коллективных общностей индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Состояние личности в группе характеризуется постоянной сверкой ее поступков, помыслов и оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками общества в целом и группы, к которой личность непосредственно принадлежит, в частности.
Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребностями современного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. К сожалению, некоторые личности стремятся добиться поставленной цели любыми способами, игнорируя потребности других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому интерес к проблемам, возможностям и особенностям человеческой личности не ослабевает.
Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют его особенности; во-вторых, учебный коллектив это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Успех личности накладывает отпечаток и на успехе коллектива в целом.
Таким образом, изучив личностные особенности каждого участника студенческого коллектива, узнав особенности структуры и индивидуальные особенности личности, можно определить какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для студентов, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Актуальность исследования: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития людей в возрасте от 19 до 25 лет, являющихся основным источников продуктивной деятельности общества. От продуктивного взаимоотношения личности и коллектива и выбора способа разрешения конфликтных ситуаций зависит благополучие общества в целом.
Цель исследования: изучение личностных особенностей студента и типы поведения в конфликтных ситуациях.
Объект исследования: девушки и юноши в возрасте от 21 до 25 лет.
Предмет исследования: конституционные факторы личности.
Гипотеза: общительность и интеллектуальность благотворно влияют на разрешение конфликта в студенческой сфере.
Задачи исследования: 1.Изучение психологической литературы по теме, с целью отыскания основных концепций и положений;
2.Выявление конституционных факторов каждого студента группы;
3.Выявление влияния общительности и интеллектуальности на продуктивное разрешение конфликтных ситуаций.
Методы исследования: тест описания поведения К.Томаса, тест Кэттела (16 PF - опросник).
Практическая значимость исследования: - результаты и материалы данной работы могут использоваться в ходе работы практического психолога;
-при подготовке к лекциям и практическим занятиям на факультете психологии и иных факультетах педагогического университета.
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1.Конфликтность и конфликтные типы поведения
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позво В первую очередь хотелось бы остановиться на исследованиях конфликта в рамках психологических парадигм, в основном разработанных в западной психологии. К основным можно отнести: :
- психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) ;
- экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);
- социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле);
- динамическое (К. Левин);
- социометрическое (Дж. Морено);
- интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);
- необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.
Исследованиям фрейдистской (психоаналитической) ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств, с одной стороны, требованиям природных инстинктов - с другой.
Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила воздействия общественных условий существенно превышает способность человека к сублимации. Такие конфликты могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.
Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства над другими. По его мнению, попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам. Один из последователей З.Фрейда, К. Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.[11]
По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода, изначально заложенных в организме психических сил.[12]
Э. Фромм, утверждал, что в процессе своего развития человек приходит к обособлению и индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может избавиться от одиночества и чувства собственной "ничтожности" только "бегством от всякой свободы", что связано с бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в основном психоаналитическими методами. [9]
Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблему конфликта. По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (например, фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности.
В соответствии с психологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Важная роль в психологических исследованиях конфликта посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности личности и конфликтного поведения.
Весомый вклад в разработку этой проблемы внес В. С. Мерлин [4]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности».
Другая группа внутренних условий, по мнению В. С. Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.
Психологические исследования конфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности как внутриличностные, межличностные, индивид - группа и межгрупповые.
1.2 Методы управления конфликтами
Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.
В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы управления конфликтами.
Для того, чтобы достичь гармоничной обстановки в студенческой среде, студентам необходимо соблюдать несколько правил:
1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.
2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к "третейскому судье" - их общему начальнику (об этом методе мы чуть ниже поговорим подробнее). В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.
3. Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы "Макдональдс" считают главной целью своего нелегкого труда – вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества).
Осознание этой "социальной миссии" сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.
4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.
Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами. Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н. В. Гришина описывает их следующим образом:
1. Путь "борьбы", направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.