Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Значение методологии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
Теория государства и права рассматривает конституционные явления не изолированно от других фактов цивилизованного общества, а в тесной и неразрывной связи с ними. В современных условиях социально-политическое развитие во всех странах мира характеризуется возрастанием роли государства и права в жизни общества, усилением государственного и правового вмешательства в различные социальные процессы.
В отличие от догмы права, которая исследует и решает практические правовые проблемы и проблемы, теория государства и права изучает общие и специфические характеристики и тенденции права в целом, независимо от того, где и когда оно существует.
Предмет теории государства и права - это динамичная категория, которая постоянно развивается. В домашней науке ведется дискуссия о возможности отделения от теории государства и права, сначала от теории государства и теории права или от философии государства и права и социологии государства и права.
Предметом теории государства и права являются такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их формирования и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также характеристики политического и правового сознания и правового регулирования.
2. Функции теории государства и права
Наука теории государства и права выполняет определенные функции, которые характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.
Теория государства и права как фундаментальная наука выполняющая список важных функций.
Онтологическая функция - это первая и отправная точка. Онтология - это учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, их структура и законы.
Теория государства и права выполняет онтологическую функцию и отвечает на вопросы о том, что такое государство и право, как и почему они возникли, чем они являются сейчас, какова их судьба и т. Д.
Гносеологическая функция. Гносеология или теория познания направлена на изучение природы знания, его отношения к реальности и т. Д. Таким образом, теория государства и права, развивающая теоретические конструкции и методы, способствует развитию юридических знаний.
Эвристическая функция. Эвристика - это искусство поиска истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственных и правовых явлений, но открывает новые закономерности в своем развитии, особенно в наше время, особенно в рыночной экономике.
Методологическая функция. Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет методологическую функцию по отношению к отраслевым юридическим наукам и задает им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственную юридическую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие фундаментальное значение для всей юриспруденции.Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразной «базой», «опорными конструкциями» для отраслевых и специальных юридических исследований.
Политико-управленческая функция. Государство и право были и всегда остаются предметом политической борьбы и острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого означает «искусство управления». Венцом политики является государственная власть. Вот почему партии и политические движения так активны в борьбе за политическую власть. Тот, у кого есть государственная власть, действительно решает все вопросы. Эта функция реализуется государственной администрацией.
Идеологическая функция. Идеология - это система основных (базовых) идей, концепций, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп и общества в целом.Ни личность, ни государство, ни общество не могут обойтись без фундаментальной интеграции идеологических установок и мотивов. Неслучайно кризисные времена в жизни общества обычно сопровождаются утратой идеологических ориентиров, бездуховностью и волнениями.Теория государства и права собирает идеи государственного права и вносит их в систему. Он создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политико-правовой культуры.Таким образом, он влияет на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и закон, но и напрямую, как важный идеологический фактор, влияющий на правовое сознание субъектов права и, следовательно, регулирование общественной жизни в целом.
Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации по решению многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в сложный современный переходный период. В этом отношении наука в большом долгу перед обществом.
Прогностическая функция. На основе признания законов развития государства и права анализируемая наука делает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется на практике.
Научные прогнозы имеют большое значение для форсайта в государственно-правовой сфере. Они позволяют «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы пробуждают мышление и вселяют уверенность в действии, даже если они не выполняются полностью.
3. Значение методологии в познании государства и права
Термин «метод» был введен в научное общение древними греками. Это понимается как способ изучения природных явлений и общественной жизни. Наиболее известные ученые уделяли особое внимание методам познания. Ф. Бэкон сравнил метод с фонарем, освещающим путь ученого, полагая, что даже хромой человек, идущий по улице с фонарем, настигнет идущего в темноте без улицы.Другими словами, плодотворность научных исследований, степень и глубина познания действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами методы являются продуктом творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом. Постоянный поиск новых техник, методов и методов исследования расширяет научные знания и углубляет представления о законах, присущих предмету.
Методы теории государства и права - это приемы, методы и подходы,при помощи которых она постигает свой предмет и добивается научных результатов. Учение методам научного познания называется методологией.
Методология теории государства и права состоит из ряда принципов, методов и уровней исследования государственных и правовых явлений.
Полнота и многогранность исследования также требует рассмотрения государства и права не в одном конкретном аспекте, а во всех аспектах, образующих общее видение изучаемых явлений.
Принцип историзма в изучении государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только с точки зрения их настоящего состояния, но и с точки зрения их прошлого и ожидаемого будущего.
Теория государства и права - это не набор готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся живая наука в постоянном поиске.Обновляя и развивая свои познавательные методы, он приближается к реализации своей главной цели - служить научным руководством для государственной юридической практики.
В то же время поиск нового и обогащение арсенала существующих средств позволяет теории права и государству решить важнейшую внутреннюю задачу - свести все знания о ее предмете в единую систему. Знание методологии теории права и государства имеет отражение в том, что ее законы применяются специальными юридическими науками, изучающими нормы и условия правового регулирования в той или иной сфере государственной деятельности.Обогащение методологического багажа теории можно проследить до специальных и частных методов промышленных дисциплин. Нечто подобное происходит во взаимоотношениях теории и других социальных наук. Здесь теория права и государство используют идеологические законы философии как широчайшую методологическую основу, на основе которой они могут, например, дать ответы на вопросы о происхождении, природе и социальном назначении права в целом или разработать общие концепции: закон, законодательство, правовые нормы, правовые нормы. Регулирование и т. Д. Теория, в свою очередь, делится результатами своих собственных исследований, научными данными и методологическими знаниями, которые помогают основному мировоззрению социальных наук понять область ее изучения с единой теоретической и методологической точки зрения.
Многовековой мировой опыт государственного и правового развития привел к появлению множества разнообразных политических и правовых теорий и учений.Все они опираются на разные методы, подходы и приходят далеко от одних и тех же выводов и результатов: одни теории отвергают возможность познания сущности государства и права, другие полагают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно в процессе. другие утверждают, что государство и закон создаются и совершенствуются волей людей и т. д.
В то же время любая теория, используя собственные методы познания, добавляет крупицы знаний в общую копилку и позволяет глубже и полнее разобраться в тех или иных аспектах и гранях изучаемых явлений. Для теории государства и права сегодня, пожалуй, наиболее приемлем конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых учений.
Как уже отмечалось, методы теории государства и права тесно связаны со своим предметом. Последний отвечает на вопрос, какая теория изучает какие методы - как, каким образом она это делает.Методы основаны на предмете теории, потому что без теории метод остается бессмысленным, а наука бессмысленной. В свою очередь, только теория, оснащенная соответствующими методами, может выполнять стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, и к ним предъявляются схожие требования: не только результат, но и способ его достижения должен быть правдой.Чтобы изменить содержание теории, необходимо усовершенствовать методы. Г-жа Бэкон утверждала, что искусство открытий росло вместе с открытием. В то же время, поскольку теория и метод взаимосвязаны и взаимозависимы, они не идентичны, не могут и не должны заменять или заменять друг друга.
И отдельные методы, и методология в целом определяются самим объектом науки. Субъективные факторы играют важную роль. Они заключаются в способности применять методы исследования по своему выбору.
4. Методы изучения государства и права
Методология предметной теории государства и права достаточно сложна. Он включает в себя самые разнообразные техники применительно к общим и познавательным задачам:
Философский метод.
Философские методы отражают взгляды людей на мир и их место в этом мире, в том числе представления о ценностях жизни. Они отвечают на вопросы, из чего состоит мир, узнаваем ли он, как человек должен думать и как он должен действовать. Философские методы используются всеми науками и составляют центр соответствующего типа мировоззрения.
Следовательно, содержание философского метода состоит из общих принципов познания. Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет исследователь. В частности, правовед, придерживающийся диалектического материализма, должен соответствовать требованиям объективности и полноты познания, исторического и конкретно-исторического подходов, признания отдельного явления путем выделения его противоречивых сторон и т. Д.
Принцип объективности даетпонять, что в познавательном процессе нужно подходить к исследуемым явлениям и объектам такими, как они существуют в действительности, не подозревая и не добавляя к ним ничего, чего в них нет в действительности.Ввиду этого требования необходимо смотреть на государство и право в их реальном контексте и отношениях на протяжении их многовекового развития, чтобы иметь возможность отличать мысли и мотивы политиков и юристов от фактического направления законодательства, которое, в конечном счете, от экономических отношений между Общество настроено.
Для раскрытия истины государства и права самым значимым является и требование многгранности познания. Государство и право взаимовязанны со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если одна из этих взаимосвязей остается неисследованной, это приводит к неточному, а в некоторых случаях и неправильному пониманию природы государства и права. Для изучения сущности государства и права важны не только их связи и отношения, существовавшие на момент изучения, но и отношения, существовавшие на разных этапах их развития. Потому что научный подход к признанию социальных явлений ограничивается рассмотрением истории происхождения и основных этапов развития изучаемого явления, а также его текущего состояния в результате предыдущего развития.Общие философские принципы содержат и не могут содержать конкретные правила и принципы юридического знания, и поэтому они применяются в определенных исследованиях, которые проводятся юристами в тесном взаимодействии с общими, специальными и частными методами.
Любой метод, внезависимости от роли в познании, позволяет получить положительные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философским методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих методологию теории государства и права, философский метод реализуется полностью.
Принципы философии не связаны с каким-либо общим, специальным или частным методом, но реализуются в нескольких методах, которые выполняют одни и те же познавательные задачи.