Файл: Система права: понятие, признаки, элементы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1014

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным является также вопрос объединения институтов права, рассмотрения комплексных институтов. Общепризнанно, что между отраслями права нет закрытых границ, которые разъединяли бы отрасли на исключительно изолированные. Институты права, как и нормативно-правовые предписания, объединяются между собой. Такие объединения тоже называют институтами права.[10]

В теории права различают общие и предметные объединения института права.

Объединение в общие институты имеет место тогда, когда каждый простой институт как комплекс правовых предписаний определяет предмет, задачи, принципы, границы действия, функции отрасли (под отрасли) права. Предметное объединение – это объединение двух или более институтов права, которые характеризуют определенные увеличения различных институтов по родовому критерию в пределах конкретного предмета правового регулирования.[11]

Наиболее развитой формой объединения правовых институтов является подотрасль права – объединение институтов права в пределах конкретной отрасли права, включающей общий и предметный институты или их ассоциации. Например, лесное право, водное право в земельном праве.

Следовательно, институт права, объединение институтов права можно рассматривать как самостоятельный элемент системы права и в пределах отрасли права.

Еще один структурный элемент системы права - отрасль права, признаками которой являются:

- совокупность юридических норм (предписаний) и правовых институтов;

- регулируемая названной совокупностью определения сфера общественных отношений;

- критерием отмежевания одной отрасли от другой являются предмет и метод правового регулирования;

- учет принципов, задач, цели правового регулирования.

Следовательно, отрасль права - это совокупность правовых норм (предписаний) институтов права, которые регулируют определенную сферу общественных отношений в пределах конкретного предмета и метода правового регулирования с учетом принципов и задач такого регулирования.

Отрасли права можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от предмета и метода правового регулирования различают государственное (конституционное), административное, финансовое, земельное и гражданское право.[12]

Согласно месту, которое отрасли права занимают в правовой системе, они делятся на основные и комплексные.

Основные отрасли права образуют основной массив права в правовой системе государства. Среди них различают профилирующие (традиционные), процессуальные, специальные и другие.


Профилирующие отрасли образуют юридическую основу, обязательную часть системы права (конституционное, административное, гражданское, уголовное право).[13]

Процессуальные отрасли закрепляют порядок применения материального права (гражданский, уголовный, административный и другие процессы).

К специальным отраслям относят те, которые на базе профилирующих развивают основные отрасли права и обеспечивают специальный правовой режим для определенного вида общественных отношений (трудовое, аграрное, экологическое, земельное, семейное и финансовое право).

Комплексные отрасли – это наслоения, надстройка над основными отраслями, которые внешне обособливаются значительно меньше, чем основные отрасли (скажем, страховое, банковское, морское, железнодорожное, горное, налоговое, жилищное, авторское, изобретательское, исправительно-трудовое право).

Следовательно, внутренняя форма права характеризуется соответствующей совокупностью правовых норм, объединяющихся в институты, подотрасли и отрасли права.

ГЛАВА 2.ДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА

2.1. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли

Предмет и метод правового регулирования -это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли.

Предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов.[14] Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных и личных неимущественных связей в государстве.[15]


Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты.

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений.[16] Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.


2.2.Основные отрасли и институты права. Частное и публичное право

Сущность частного права выражена в его принципах – независимости и автономии личности, признание защиты частной собственности, свободы договора. Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. Индивид самостоятельно решает, использовать ли ему свои права или воздержаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступить иным образом.[17]

Иное дело сфера действия публичного права. В публично-правовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство или его орган (должностное лицо), наделённый властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из центра, каковым является государственная власть.

Некоторые авторы определяют частное право как совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.[18] Это определение, на мой взгляд, несколько одностороннее – оно характеризует частное право лишь с экономической стороны.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на существующий строй.[19]

Частное право защищает интересы частного лица, как отдельного субъекта. Каждый субъект права имеет правовой статус, то есть совокупность прав, свобод, законных интересов отдельных лиц, которые признаются и гарантируются государством на законодательном уровне.

Источниками частного права являются законы, подзаконные акты (отраслевые кодифицированные акты), нормативно правовые акты министерств и ведомств, международные договоры.

Публичное право – это отрасль Российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, обладающие своей спецификой. Специфику определяет предмет (суть) публичного права – это общественные отношения, связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам о правонарушениях, системой органов государства и органов местного самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения деятельности государства (образование, использование, распределение денежных фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах – тогда, когда уже не действуют частные соглашения.[20]


Основным методом публичного права является метод государственно-властных предписаний одних участников отношений к другим; государство само устанавливает виды и меры государственной охраны общественных отношений.

Источники публичного права – нормативно-правовые акты (законы), иногда – правовой обычай (прецедент) исполнительной государственной власти.

Также нормы права делятся на: материальные и процессуальные нормы.

Общая характеристика основных отраслей права.

Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества.[21] Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (например, ст. 10 Конституции РФ)[22].

Административное право - отрасль публичного пава, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения власти -подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.