Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли(Электронная коммерция ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность понятия «электронная коммерция»
1.2 Виды электронной коммерции
1.3 Преимущества и недостатки электронной коммерции
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
2.1. Общие тенденции развития электронной коммерции
Развивающиеся страны заняли диаметрально противоположную позицию по этому вопросу. Они считают, что освобождение электронной торговли и мировой экономики от налогообложения нанесет непоправимый ущерб их промышленности и общенациональной экономике. Данная позиция понятна и оправдана, так как на сегодняшний день развивающиеся страны не конкурентоспособны по сравнению с мировыми лидерами.
Среди членов Всемирной торговой организации решили не вводить новые налоги для сделок в сфере электронной торговли. Это решение оправдывается трудностями, которые возникают при попытке регистрации международных электронных сделок. Кроме того, в ВТО договорились не вводить таможенные пошлины на международные торговые платежи, проведенные в сети Интернет. Таким образом, во время совершения международной покупки в Интернете, покупатель указывает банковские реквизиты своей кредитной карты, после чего с него взимаются почтовые сборы, равные обычной почтовой доставке.
Другой серьезной проблемой электронной торговли является безопасность электронных сделок. Такая безопасность должна развиваться на основе строгой конфиденциальности переданной и полученной информации (запрет на доступ к этой информации третьим лицам), четкой идентификации участников электронной торговли (уверенность со стороны покупателя и продавца во взаимной реальности), а также на надежности работы электронных систем (отсутствие сбоев, защита от вирусов и вредоносных программ) и правовой защите данной деятельности.
Использование электронно-цифровой подписи благоприятно влияет на безопасность сделок, которые проводятся в электронном формате. И, тем не менее, проблему безопасности электронной торговли следует более эффективно решать. Например, в России есть закон, который регламентирует применение электронной цифровой подписи, но до сих пор нет правового акта, который давал бы четкое определение электронной документации. В общем ясно, что электронная торговля - это новая форма глобальной рыночной экономики, повышающая эффективность экономики, а также создает условия для ускорения промышленного роста. В своем развитии электронная торговля столкнется с новыми проблемами. Но для них будут разрабатываться новые решения, будут совершенствоваться уже принятые нормативно-правовые акты.
Развитие электронной торговли в России будет способствовать повышению доли малых и средних предприятий в ВВП России, считают авторы исследования. Рост рынка в 2,37 раза (до 2,78 триллиона рублей) - это очень хороший показатель. Об этом говорил и президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Он поставил задачу увеличить долю МСП в ВВП к 2024 году с 21 до 40 процентов.
Стратегия развития электронной торговли в РФ до 2025 года, подготовленная Минпромторгом также подразумевает, что к 2025 году доля электронной торговли в России достигнет 20 процентов в общем объеме торговли. При этом доля России на мировом рынке интернет-торговли должна составить к указанному периоду 10 процентов.
Минпромторг также ожидает, что к 2025 году не менее 70 процентов розничных магазинов будут использовать для продаж интернет-каналы. Количество интернет-продавцов, занятых в сфере электронной торговли РФ, должно составить не менее 100 тысяч. Все это, как правило, малые и средние предприятия или даже индивидуальные предприниматели.
Впрочем, темпы роста объемов трансграничной торговли могут замедлиться или даже остановиться. Дело в том, что вопрос о резком снижении беспошлинного порога на товары, приобретенные по каналам трансграничной электронной торговли, до сих пор обсуждается. Некоторые участники рынка и вовсе предлагают довести его до нуля, опираясь на оценки объема рынка трансграничной торговли Центрального Банка России, учитывающие, в том числе покупки россиянами услуг в иностранных интернет-магазинах (Booking.com и Airbnb.com).
Между тем обнуление беспошлинного порога неизбежно приведет к резкому снижению объемов трансграничных покупок, что в свою очередь негативно скажется на развитии инфраструктуры электронной коммерции и внутри страны. В частности, может быть заморожен совместный проект ВТБ и «Почты России» по созданию сети логистических центров за 35 миллиардов рублей.
Снижение беспошлинного порога в разных странах приводило к негативным результатам. Так, в Швеции в начале 2018 года отменили освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых товаров в электронной торговле. В итоге потребители стали намного чаще отказываться от заказанных онлайн товаров. Это привело не только к затовариванию складов в почтовых отделениях, но и к расходам шведского почтового оператора, обязанного покрывать стоимость возвратных отправлений.
Учитывая, что объем рынка интернет-торговли зависит от числа вовлеченных покупателей в Интернете, которое в последние три года практически не изменяется, дальнейший рост электронной торговли возможен за счет увеличения количества заказов на одного онлайн-покупателя. А этого вряд ли можно добиться ужесточением таможенной политики и усилением налоговой нагрузки.
Таким образом, электронная торговля на Интернет – ресурсах (площадках) позволяет сделать торговлю намного понятней, удобней и прозрачней. Благодаря данным факторам, которые несет в себе электронная торговля, она смогла превратиться из практически околонаучного термина (которым была лет 10-15 назад) в реально действующий высокоэффективный инструмент покупок и продаж. Компании с каждым днем все более активно используют ее в процессе осуществления своей коммерческой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука XXI века не может спрогнозировать предел развития цифровых информационных технологий. То, что представлялось фантастикой в конце прошлого века, стало обыденной реальностью нынешнего, то, что кажется немыслимым сегодня – будет воплощено в будущем. Благодаря всемирной сети и программным кодам, можно общаться с собеседниками, даже если они находятся на другом конце планеты. Они поймут друг друга, разговаривая на разных языках. Уже сейчас они могут обменяться не только словом, то есть звуком, но и визуальной информацией, видео-контентом. Технические возможности гаджетов в наших руках во многом превосходят наши потребности и знания о целевых возможностях использования данных инструментов. Те же самые постулаты можно применить к сфере использования электронных денег и электронных средств платежа. И такой широкий философский взгляд на вопрос, лежащий, казалось бы, в плоскости экономики, вполне уместен. Благодаря процессам глобализации и информатизации отраслевые науки вынуждено сближаются. Современный подход к любой проблеме – это Университет знаний.
Электронная коммерция - это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей [59]. Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах. Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета.
Правовой основой электронной коммерции являются нормативно-правовые акты, обеспечивающие правовое регулирование электронных сделок в нашей стране. Для покупателя одним из главных преимуществ электронной коммерции является значительная экономия времени на получение информации о товаре, его выборе.
Российский e-сommerce растет высокими темпами, однако, несмотря на хорошие показатели развития, для многих покупателей в регионах традиционная розница пока еще привычнее онлайн-торговли. Поэтому потенциал прироста новых покупателей достаточно большой, но для его реализации необходимы как усилия игроков рынка, так и решение ряда экономических и законодательных проблем.
Рынок консолидируется: количество игроков сокращается, а значимость крупных ритейлеров и крупных брендов растет. Сети и уникальные магазины, не обладающие явными преимуществами – локацией, ассортиментом, технологиями или сервисом, испытывают давление со стороны крупных игроков
Развитие всей инфраструктуры е-commerce, и прежде всего в логистике движения товаров, - залог успеха интернет-торговли.
Омниканальное поведение потребителей и омниканальный путь развития ритейла - ключевые тренды настоящего времени, следование которым должно привести к созданию новой экосистемы е-commerce.
Мобильная коммерция - также один из важнейших трендов, который требует привлечения внимания со стороны игроков e-commerce и учета специфики данного сегмента. Растет доля тех, кто выходит в интернет только с мобильного устройства. По прогнозу GfK к 2030 году доля онлайн-рынка составит 42%, причем половина всех онлайн-продаж будет осуществляться через мобильный канал.
Социальная коммерция уверенно набирает силу и способна соревноваться по объемам с традиционными интернет-магазинами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Беликова К. М. Особенности правового регулирования цифровой интеллектуальной экономики. // Закон и Право. – М.: Юнити-Дана. – 2018. – № 8 – [c. 26-30].
- Ветрова Е.Н. Состояние и перспективы развития электронной коммерции / Е.Н. Ветрова, Е.А. Яковенко // Экономика и экол. менеджмент. - 2016. - № 3.
- Горский Д.В. Университет электронной торговли, управления цепями поставок и автоматизации в цифровой экономике // Экономическая наука сегодня: теория и практика. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» – 2018 – [c. 111].
- Ефремова Е.И. Особенности аудита и учета внешнеторговых бартерных сделок // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. - №4 – [c. 69-78].
- Казьмина Н.В. Текущее состояние и перспективы развития электронной коммерции в России // Новый ун-т. Сер.: Экономика и право. – 2016. - № 1. – [c. 62-65].
- Каманина Р. В. Электронная торговля - ключевое направление экономического развития страны // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 1. - № 8. – [c. 14-21].
- Мантрова А.А. Электронная коммерция: состояние, особенности, проблемы и перспективы развития в России / А.А. Мантрова, Л.И. Демченко // In situ. – 2015. - № 3. – [c. 58-61].
- Ногина О.Р. Условия возникновения и развития электронной коммерции в России // Перспективные научные исследования и разработки в кооперативном секторе экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. в рамках ежегодных Чаяновских чтений : в 2 ч. – М., 2015. – [c. 785-789].
- Онокой Л.С. Электронная торговля: проблемы и перспективы развития / Л.С. Онокой, А.В. Онокой // Дискуссия. – 2015. - № 3. – [c. 35-38].
- Панюкова, В. В. Электронная трансграничная розничная торговля: состояние и перспективы развития // Управленческие науки в современном мире. - 2017. - Т. 1. – [c. 69-71].
- Прутовая О.А. Проблемы и перспективы развития электронной коммерции в России // Наука и образование сегодня. М., - 2018. - № 10 (33) – [c. 22].
- Рыкова М. А. Электронная торговля как развивающийся феномен в условиях современной рыночной экономики // Известия Института систем управления СГЭУ - 2017. - № 2 (16). – [c. 261-265].
- Слюсаренко В. К. Проблемы развития электронной торговли в России / В. К. Слюсаренко, В. А. Дмитриевская // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 4-2. – [c. 96-98].
- Старкова Н.О. Современные аспекты развития электронной коммерции в РФ / Н.О. Старкова, Н.Е. Петров // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 11-1. – [c. 176-180].
- Удодова А.Н. Электронная коммерция в России: тенденции и перспективы // Экономика и социум. – 2015. - № 4. – [c. 966-968].
- Федотов А.А. Электронная коммерция и перспективы ее развития / А.А. Федотов, В.В. Шевцов // Новое слово в науке : перспективы развития. – 2015. - № 2. – [c. 436-438].