Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе (Проблемы использования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Перемены, происходящие в обществе, требуют форсированного усовершенствования образовательного пространства, установления целей образования. Новая реальность требует от образования учитывать общественные, социальные и личностные горизонты и наклонности. Реформирование школьного образования, требования новых ФГОС диктуют определенные требования к современному школьнику, который должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком. Чтобы адекватно реагировать на современные требования и изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной ступени образования как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.

Поэтому приоритетным курсом становится выполнение развивающих возможностей новых образовательных стандартов в рамках активных методов обучения. Современные социальные запросы обусловливают цели образования как общекультурно-, личностно-познавательное развитие обучающихся, которое обеспечивает становление ключевой компетенции образования - «научить учиться». В этом ракурсе основной задачей нынешней системы образования становится формирование совокупности активных методов обучения, формирования «универсальных учебных действий», обеспечивающих развитие компетенции «научить учиться», и помимо этого освоение школьниками определенных предметных знаний и навыков учебных дисциплин.

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников в общеобразовательной школе. Предметом исследования являются активные методы обучения в начальной школе.

Цель работы: подходы к решению проблем в использовании активных методов обучения в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью, можно обозначить следующие задачи:

  • изучение теоретических аспектов обучения младших школьников;
  • изучение основных проблем в обучении младших школьников активными методами;
  • представить рекомендации по решению выявленных проблем;
  • разработка методов по контрольно-оценочной деятельности педагога при использовании активных форм обучения.

Структура работы определена поставленными целью и задачами. Работа состоит из двух глав.


1. Теоретические аспекты использования активных методов обучения в начальной школе

1.1. Роль активных методов обучения в развитии личности младших школьников

Созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него способности к интеллектуальному творчеству возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних[1]. К внутренним, субъективным условиям относится:

  • готовность самого младшего школьника к интеллектуальному творчеству,
  • умение идти и следовать от традиционного решения и типа задач к нестандартным, оригинальным, имеющим другой алгоритм доказательств,
  • склонность к интуиции, прогнозу действий, умение предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта,
  • личностные качества: внимательность, смекалка, чутье;
  • способности к фантазированию, к анализу, умению выделять главное, «видеть» неочевидное[2].

С.П. Козлова отмечает, что «личность от 7 до 11 лет, ставя перед собой учебно-познавательные задачи, как правило, демонстрирует наглядную активность, что формирование способности к поиску необходимой учебной информации, настроен на активное сотрудничество со своим педагогом, что, в конечном итоге, формирует в нем субъектность и нацеленность на творчество»[3].

Социальный статус «Я - школьник» - это его определенный статус в обществе и имеет ввиду такую позицию как «Я среди других людей и здесь мне есть место». Данная позиция сформирована у малышей, которые поступают в школу, и предполагает его тяготение исполнять нормы и правила школьного общежития правила и требования учебной деятельности, являть собой настоящего школьника. Данное желание учеников руководствоваться определенными нормами и правилами играет позитивную роль и обеспечивает школьнику плавное вхождение в школьную жизнь, а также справляться с теми трудностями, которые возникают в ходе исполнения школьного расписания. То, что не соответствует критериям, данным учителем, расценивается ребенком как несоответствующее определенным правилам той социальной позиции личности, которая может восприниматься со стороны как негативная. Поэтому, целеполагание личности и учеников на созидание, на креативность не всегда соответствует его ожиданиям[4].


Позиция «Я - ученик» формируется ввиду того, что личность приобретает самостоятельную мотивацию в поведении, приобретает умение самостоятельного поиска знаний, и далее, развивая интеллектуальные знания, умения и навыки, ребенок также качественно преобразует и активизирует и учебную деятельность[5].

Суть понимания термина «интеллект» вкладывает две позиции – широкую и узкую. Широкая позиция предполагает интеллект как систему познавательных действий и намерений личности; узкий подход предполагает, что «интеллект» анализируется просто как «мышление»[6].

У Лешли отмечено, что «интеллектуальные способности – это работа и результат определенной «недифференцированной нервной энергии», а сам интеллект - является одной из важнейших функцией мозга. Я не согласен с мнением ученых о том, утверждавших, что в мозгу существует особый «центр» для интеллекта» - пишет автор концепции[7]. Можно согласиться с ученым, особенно с его трактовкой интеллекта. У интеллекта есть определенные функции, присутствующие у человека от рождения, унаследованных им от родителей. Также унаследованы особенности и характер центральной нервной системы[8]. В Приложении 1 приведены характеристики интеллектуальной деятельности.

Учитель при использовании активных форм обучения является тьютером - помощником, соратником учащегося. Рассматривая взгляд детей к форме преподавания дисциплин, учитель сопоставляет итоги с результатами овладения учащимися обусловленного раздела преподаваемого материала. Это очень важно, т. к. педагог во время объяснения материала кроме своей позиции, своего отношения к данному материалу, должен донести до ребенка еще и позицию ученого-разработчика данного материала, данной учебной программы[9].

Исследовательская деятельность предполагает знакомство учащихся с новыми и увлекательными темами и идеями в самых разных областях знания, обычно не включенных в школьную программу. Данный вид развития осуществляется с помощью следующих методов: демонстрация учебных, научно-популярных, историко-архивных, документальных фильмов; привлечение учителей начальной школы и учителей старших классов к лекционным выступлениям перед учениками начальных классов; организация экскурсии; использование мультимедийной техники и др. В результате этой работы дети должны определить ту отрасль знания, которой они хотят заниматься более углубленно в последующих классах, в кружках и клубах по интересам. Последующая дискуссия и является важным аспектом активной формы обучения, а не просто пассивного восприятия информации.


Другой ученый (Т.А. Ильина) рассуждает о том, что развитие личности нельзя сводить только к сумме определенных наследованных от родителей задатков, те, что им унаследованы от матери и отца. Эволюция или развитие личности, по мнению ученого, «это последующее и количественные и качественные метаморфозы в физическом теле и психической деятельности личности»[10].

Познавательные процессы и обучение-воспитание физически здоровых и психически здоровых людей при активной форме обучения обусловлены содержанием и построением процесса обучения и воспитания, теми целями и задачами, которые они перед собой ставят. Но те различия, которые присутствуют в различных типах нервной системы у людей, придают значимое своеобразие тому поведению, деятельности, творчеству, всем протекающим мыслительным процессам, которые демонстрируют люди в процессе взаимодействия и общения друг с другом[11].

Ряд ученых, занятых исследованием проблем проблемы развития личности доказывают, что главными стимулами формирования и эволюции личности могут быть явные разногласия между тем, что есть и тем, что должно быть. Среди таких разногласий В.А. Крутецкий приводит в пример такие разногласия как: разногласие и спор между возникающими новыми потребностями, новыми вызовами социума и соответствующими им деятельностями, и существующим у личности потенциалом» [12].

По мнению Т.А. Ильиной, главными стимулами созревания личности могут быть также противоречия, которые возникают под воздействием существующих реальных условий и зарождающихся потребностей, и интересов личности. Потребности имеют также свою эволюцию, начиная от элементарных потребностей – физических, материальных до наивысших потребностей, которые называются духовными. Данные запросы рождают определенные мотивы для реализации определенного вида деятельности, которые должны, в конечном итоге, их удовлетворить»[13].

Ученый педагог, психолог - А.А. Люблинская - предполагает вслед за А.А. Леонтьевым, что «нет деятельности – нет развития»[14]. Она отмечает, что и в специально организованной для детей познавательной деятельности, где он демонстрирует свое отношение к миру, свой потенциал и возможности творческой, креативной деятельности, осуществляется тот самый инсайт и прозрение у детей, ведущие его качественное изменение, что, в конечном итоге и есть эволюция и личностное развитие. В чем миссия, в данном случае, учителя? Миссия состоит в том, чтобы максимально нивелировать те разногласия и противоречия, возникающие в процессе умственного, интеллектуального воспитания, но именно те возникающие противоречия – между тем, что есть, и тем, что – должно быть – есть стимул всякого развития и движения вперед[15].


Научная работа деятельность предполагает знакомство учащихся с новыми и увлекательными темами и идеями в самых разных областях знания, обычно не включенных в школьную программу, а главными стимулами созревания личности могут быть также противоречия, которые возникают под воздействием существующих реальных условий и зарождающихся потребностей, и интересов личности. Потребности имеют также свою эволюцию, начиная от элементарных потребностей – физических, материальных до наивысших потребностей, которые называются духовными.

Т.А. Ильина рассуждает о том, что развитие личности нельзя сводить только к сумме определенных наследованных от родителей задатков, те, что им унаследованы от матери и отца. Эволюция или развитие личности, по мнению ученого, «это последующее и количественные и качественные метаморфозы в физическом теле и психической деятельности личности»[16]. Познавательные процессы и обучение-воспитание физически здоровых и психически здоровых людей обусловлены содержанием и построением процесса обучения и воспитания, теми целями и задачами, которые они перед собой ставят. Но те различия, которые присутствуют в различных типах нервной системы у людей, придают значимое своеобразие тому поведению, деятельности, творчеству. Всем протекающим мыслительным процессам, которые демонстрируют люди в процессе взаимодействия и общения друг с другом[17]. Обучение-воспитание физически здоровых и психически здоровых людей обусловлены содержанием и построением процесса обучения и воспитания, теми целями и задачами, которые они перед собой ставят[18].

Таким образом, суть и содержание интеллектуального развития личности состоит в том, что появляется как бы независимая от внешней деятельности – деятельность личности - внутренняя, которая представляет собой целый комплекс умственных интеллектуальных действий и упражнений.

1.2. Специфика и виды активных методов обучения в начальных классах

Универсальные учебные действия как обобщенные способы действий раскрывают возможности обучающихся в разнообразных предметных областях и структуре учебной деятельности[19]. Это, в свою очередь, обеспечивает младшему школьнику осознание целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик учебной деятельности. Следовательно, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. К ним относятся: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[20].