Файл: Основная функция в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так принципы управления определенным производственным процессом могут меняться под влиянием новых идей, но при этом основные принципы, формирующие требования к системе управления не исчезнут[50].

Рассмотренные ранее функции менеджмента подчеркивают разделение труда в управленческой сфере, т.е. можно говорит о том, что и сами функции стали следствием развития разделения и специализации труда в процесс развития общественного производства. Другими словами, уровень сложности общей схемы функций управления напрямую зависит от уровня сложности объекта управления[51]. Так, объем целей, определяющих характер производственного, и соответственно, трудового процесса, определяется объемом выполняемых работ на предприятии; и следовательно, определяется необходимый объем функций менеджмента, которые являются неотъемлемой частью управляющей системы предприятия.

На формирование функций менеджмента на конкретном предприятии оказывает влияние и коммуникативные связи, применяемые на определенном предприятии[52]. В свою очередь коммуникативные связи предопределены масштабом и целью производства.

Линейная форма коммуникативных связей присуща предприятиям, на которых нет значительной дифференциации по видам деятельности и способам организации труда. Структура такой формы связи имеет ступенчатый характер и подразумевает спуск управленческого решения от высшего уровня управления по всем ступеням иерархии до руководителя низшего уровня, который и передается управленческое решение непосредственным исполнителям[53]. Обратная связь предусматривает эту схему в обратном порядке. Недостатком линей формы управления считается не возможность включить в структуру управления специалистов, профессионально ориентирующихся на реализации определенных функций менеджмента.

Недостаток линейной схемы управления, особенно в крупных предприятиях со сложной организационной системой производственного предприятия, служит основанием применения линейно-функциональную структуру управления и форм связей. Т.е. линейный менеджер наделяется соответствующими функциями.

Баланс между комплексным и функциональным управлением определяется соотношением между линейными и функциональными связями на предприятии[54].

Для большего упорядочения линейно-функциональной структуры управления могут применяться программно-целевые формы связи, которая выражается в формировании определенного контролирующего органа, задачей которого выступает решение конкретных проблем предприятия.


Принципы формирования функций менеджмента основываются также и на интенсивности процесса управления.

Исходя из оснований формирования функций менеджмента, можно говорить о функциональном разделении функций менеджмента на:

1. общее управление, выраженное в[55]:

— разработке и установлении нормативных требований к политике управления предприятием;

— установлении условий инновационного развития предприятия;

— реализации системы управления, включающей в себя планирование, организацию работы, мотивацию сотрудников, контроль над исполнением управленческого решения в рамках зоны ответственности[56];

2. управление структурой предприятия, выраженной в:

— формировании самой структуры управления;

— определение предмета деятельности;

— установление связей с другими предприятиями;

— решении вопросов территориального размещения производства;

— управлении различными жизненными циклами производства (от организации до ликвидации);

3. конкретные области управления, среди которых можно выделить такие направления деятельности предприятия, как маркетинг, НИОКР, кадры, финансы, основные фонды[57].

Таким образом, принципы формирования функций менеджмента на конкретном предприятии определяются потребностью этого предприятия в структуре управления, которая обуславливается уровнем сложности производственного процесса[58].

Рассмотрим реализацию функций менеджмента на конкретном примере[59].

Структура персонала и организационная структура БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 Структура и штатная численность БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин"

На рисунках 1 и 2 видно, что функционал сотрудников четко разделен. Все подразделения напрямую подчиняются директору, который назначается Министерством культуры Омской области[60].

Функционал сотрудников представлен не только художественным персоналом, который обеспечивает основную деятельность театра, но и второстепенным персоналом, который обеспечивает бесперебойную работу предприятия[61].

Разделение труда позволяет не только актерам представить свой репертуар, но и привлечь в театр зрителей и обеспечить безопасность представления[62].


Также персонал представлен и внутренними подразделениями, которые не имеют контактов с клиентами, но без которых не возможна слаженная работа на предприятии[63].

Организационная структура БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин" представлена на рисунке 4:

Рисунок 4 Организационная структура БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин"

Деятельность каждого подразделения регламентируется внутренними должностными инструкциями, в которой прописаны особенности каждой специальности в театре[64]. Особенность работы театра не позволяет всю работы довести до автоматических действий, поэтому процесс производительности не возможно увеличить, но можно поддерживать её на постоянном уровне[65].

2) Разделение труда предполагает формирование зон ответственности, и, соответственно, разделение управленческих функций[66].

Обладание властными полномочиями, подразумевает и ответственность за принимаемые решения. Так как к заместителю директора относится вся зона определенного участка производства, то и за сбой на любой этапе производственного процесса отвечает заместитель директора только за него. В отличие от заместителя директора, сам директор несёт полную ответственность за производственный процесс вверенного ему театра. Рядовые сотрудники несут ответственность только за свой участок работы[67].

Если рассматривать полномочия сотрудников, которые им предоставляются, то можно увидеть, что и с повышением полномочий увеличивается и уровень ответственность. Наибольшая ответственность в театре возложена на директора предприятия, который ответственен не только за труппу театра, но и за привлечение зрителей и обеспечение безопасности как во время представлений, так и между ними[68].

Все руководящие должности (кроме директора) могут занимать сотрудники театра в соответствии со своими заслугами перед предприятием, но должность директора является назначаемой, причем назначение идет со стороны учредителя - Министерства культуры Омской области, поэтому должность может занять не только сотрудник театра, который приложил не мало сил и времени в производство, но и сторонний человек, который даже не знаком с данным театром. Поэтому принцип А.Файлоя в данном случае реализован не полностью, так как для рядового сотрудника пост высшего руководства предприятия не является полноценным стимулом[69].


3) В театре «Арлекин» в полной мере реализован принцип единства распорядительства, так как заместитель директора, отвечающий за определенный участок производства, может раздавать указания только своим непосредственным подчиненным. Таким образом, у рядового сотрудника не возникает сложностей с тем чьим указаниям руководствоваться при выполнении своих трудовых обязанностей. Данный принцип Анри Файоль определял как постулат, который может привести к повышению производительности. В нашем случае, при рассмотрении театра, видим, что данный принцип не работает в полной мере. Не смотря на то, что подчинение идет напрямую своему начальнику (заместителю директора на определенной зоне ответственности), повышение эффективности производительности не происходит в силу специфики производственного процесса. Однако следует отметить, что единство распорядительства все-таки позволяет экономить временной ресурс[70].

4) Хоть театр и имеет свои особенности при организации производственного процесса, который зависит не столько от наличия зрителя, сколько от возможностей персонала и реакции зрителей, принцип единства руководства выполняется на протяжении всей истории театра, что позволяет следовать уже разработанным концепциям развития театра и после смены директора. То есть можно говорить о том что весь персонал направляет свои усилия на достижении главной цели производства, при этом осуществляется координация осуществляемых мероприятий.

5) Следующий принцип, который реализуется при управлении театром «Арлекин» — это централизация, выражаемая в принятии относительно общей деятельности предприятия. Распоряжения и постановления имеет вид директив и государственных заданий, которые даются руководству театра от Министерства культуры Омской области. Отчет об исполнении распоряжений и объема выполненных государственных заданий отправляется обратно в Министерство культуры Омской области в виде отчетов[71].

Централизация управления на предприятии очень высокая, что позволяет сконцентрировать власть и решение проблем в руках руководителей[72].

6) Управление персоналом построено по линейно-штабной системе, которая предполагает жесткую структуру. Эта структура подразумевает формирование отделов, где сотрудники скооперированы по функционалу трудовой деятельности. Каждый отдел подчиняется руководителю предприятия, но и внутри самого отдела предполагается жестка структура иерархии, определяющей цепочку подчинения. При этом каждый отдел имеет своего прямого руководителя, который и осуществляет оперативное управление. Определенные характеристики и черты деятельности какого-либо подразделения соответствуют реализации основной деятельности предприятия. Именно совокупность полномочий и функционального формирования отделов позволяет определять функционал сотрудников[73].


Директор театра выполняет следующий функционал:

— обеспечивает выполнение государственных заказов и заданий по количественным и качественным показателям;

— обеспечение условий труда, соответствующих законодательным нормам;

— может делегировать свои права и функции другим должностным лицам.

Директор обязан контролировать:

— условия оплаты заработной платы сотрудникам;

— сохранность имущества театра.

Функционал и зона ответственности каждого заместителя директора определяется функционалом возглавляемого им отдела[74].

Отдельно следует отметить должность художественного руководителя, напрямую работающего с художественной группой театра. Главным требованием к художественному руководителю — это уровень владения основами профессионального мастерства. Именно он оказывает прямое влияние на гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива[75].

Главной задачей художественного руководителя выступает постановка спектаклей и оперативное руководство художественной группой персонала (труппа театра). Помимо этого сопутствующими задачами выступают следующие[76]:

— обеспечение качества театрального репертуара, особенно художественного, способного удовлетворить потребность зрителя в сценическом и музыкальном искусстве;

— выявление статуса готовности спектакля и принятие решение об их публичном исполнении;

— разработка планов об исполнении репертуара и планов-графиков публичного представления спектаклей[77].

Художественный руководитель в творческом коллективе является и профессиональным экспертом, поэтому актером он воспринимается как руководитель, обладающий большим авторитетом по сравнению с формальным руководителем. При анализе иерархии художественной группы сотрудников театра, выявлено, что художественный руководитель театра «Арлекин» является неформальным лидером для актеров, но при этом он же является и формальным руководителем артистического коллектива. С точки зрения управления персоналом совпадение статусов формального руководителя и неформального лидера у художественного руководителя производит положительный эффект. Однако существенным минусом в данной ситуации является сложность совмещения организационных и творческих вопросов; а именно, меньше времени уделяется воспитательным функциям руководителя[78].