Файл: Анализ методик диагностики профессионального выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время многие учреждения, принимая во внимание проблему профессионального выгорания сотрудников и воздействия профессионального выгорания на качество работы, предусматривают введение психологической службы в организационную структуру либо осуществление психологической работы сотрудниками ведомственных учреждений. Одной из основных задач психологической работы является диагностика профессионального выгорания работников, психологическая профилактика и коррекция профессионального выгорания.

Любая профессиональная деятельность является существенной частью жизни человека. Однако, наряду с позитивными моментами в профессиональной деятельности могут существовать и негативные, которые зачастую являются разрушительными для психического и физического здоровья человека.

Синдром профессионального выгорания изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в отечественной, так и зарубежной). Несмотря на изученность синдрома в иностранной психологии (К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е. Хартман), представленность данной проблематики в работах отечественных психологов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел) и на то, что к настоящему моменту накоплено достаточно много фактического материала (относящегося к условиям, при которых возникает выгорание, его негативным последствиям), актуальность изучения синдрома выгорания не уменьшается. В настоящее время среди существующих подходов к проблеме профессионального выгорания нет такой теории, которая полностью объясняла бы данный синдром.

Изучением синдрома профессионального выгорания занимались такие зарубежные исследователи как К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е. Хартман, данная проблематика также представлена в работах отечественных психологов - В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орел. Проблеме изучения деятельности и личности работников посвящены работы В.М. Бехтерева, А.Л. Гройсмана, Н.В. Кантаровича, И.И. Косарева, В.В. Коршунова, К.К. Платонова и др.

Проблема исследования: каковы особенности изучения методик диагностики профессионального выгорания?

Цель исследования – провести анализ методик диагностики профессионального выгорания.

Объект исследования – изучение профессионального выгорания.

Предмет исследования – методика диагностики профессионального выгорания.


Гипотеза исследования: общие результаты исследования по нескольким методикам профессионального выгорания схожи между собой. Методики: Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. И методика, опросник выгорания (перегорания) (К. Маслач, С. Джексон) тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания.

Задачи исследования:

  1. Дать определение, указание или объяснение значения (смысла) термина синдром профессионального выгорания в психологической литературе.
  2. Рассмотреть способы изучения симптомов, стадий и факторов профессионального выгорания.
  3. Провести эмпирическое изучение методик диагностики профессионального выгорания.
  4. Проанализировать результат исследования.

Практическое значение работы заключается в выявлении специфических особенностей диагностики процесса профессионального выгорания.

Методы исследования включали: анализ и обобщение научной литературы; системно-структурный метод ( уточнение, какой психологический феномен берется для анализа), описательный метод (вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик), метод диагностики по методикам профессионального выгорания (К. Маслач, С.Джексон).

Структура работы: работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка используемых источников.

Глава 1. Теоретические основы изучения методик диагностики профессионального выгорания

1.1.Понятие синдрома профессионального выгорания в психологической литературе

Понятие «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, около 40 лет назад. Впервые термин «burnout» (термин «burnout» сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «выгорание») был введен американским психиатром Х. Френденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в профессионально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (описывалось состояние усталости и подавленности у медицинского персонала). Первоначально под психическим выгоранием подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет не только психического компонента, но и психосоматического (Балахонов, 2009).


Другой основоположник идеи «выгорания», К. Маслач, определяет это понятие как «синдром профессионального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам». Автор подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее профессиональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» (Ермакова, 2010).

Профессиональное выгорание как самостоятельный феномен деформации начал изучаться лишь с конца 1990-х годов.

Стрессы на рабочем месте тесно связаны с выгоранием. Например, в исследовании 1300 работающих в ReliaStar Insurance Company of Minneapolis было обнаружено следующее: служащие, которые считали, что их работа очень стрессогенная, в 2 раза чаще испытывали выгорание, чем те, которые не думали так. Согласно Американскому институту стресса, «цена» стресса на работе и выгорания выражается в текучести кадров, абсентеизме, низкой продуктивности и возрастающих компенсациях на обеспечение здоровья (Орел, 2014).

Многие исследователи рассматривают выгорание как относительно устойчивый феномен. В лонгитюдном исследовании 879 социальных работников было показано, что почти 2/3 испытуемых имели тот же уровень выгорания, что и в начале исследования (год назад).

Профессиональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (Бойко, 2004). Ведущую роль в синдроме выгорания играют профессионально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек–человек», к которым относятся отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтах и т. п. Наиболее ярко синдром выгорания проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены профессиональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы выгорания увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражающей природы.

Многие исследователи отождествляют понятие профессионального стресса и профессионального выгорания. Профессиональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (Бойко, 2004).


Профессиональное выгорание - приобретенный стереотип профессионального поведения, чаще всего профессионального поведения. Выгорание — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами.

На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, полицейские и др. Проведенные в различных странах исследования свидетельствуют о том, что особой группой риска являются работники, занятые в социально значимых профессиях (Балахонов, 2009).

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что вариантов определений понятия профессиональное выгорание достаточно много, это объясняется многокомпонентностью данного феномена. Для более глубокого понимания феномена профессионального выгорания необходимо рассмотреть его симптомы и стадии, а также формирующие его факторы.

1.2.Способы изучения симптомов, стадий и факторов профессионального выгорания

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего профессиональной.

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию, экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. По мнению Буриша, тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться. Этот запал не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствующего удовлетворения. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания.

Изменение отношения к профессиональной деятельности от положительной до безразличной и отрицательной можно проследить на примере поведения «выгоревшего» врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии (Водопьянова, 2009).


Х. Кюйнарпуу называет последние три симптома разрушающими, а остальные — их следствиями.

По мнению К. Кондо, «профессиональное сгорание» имеет процессуальный характер. К. Кондо кратко определяет это понятие как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений. По его мнению, выгоранию больше подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом и высокой мотивацией (Водопьянова, 2009). Люди, в течение долгого времени помогающие другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь того эффекта, которого они ожидали. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и профессиональному истощению (исчерпыванию) и как результат — беспокойству (тревоге), раздражению, гневу, пониженной самооценке на фоне нарушения сердечно-сосудистой деятельности, дисфункции дыхания, желудочно- кишечных расстройств, головных болей и нарушения сна, что может сказываться на семейных и производственных отношениях. В 1986 г. К. Маслач выделила следующие ключевые признаки наличия или отсутствия синдрома профессионального выгорания: индивидуальный предел самосохранности - «потолок» возможностей нашего профессионального «Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию; внутренний психологический опыт, включающий позитивные чувства, конструктивные установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия (Водопьянова, 2009).

Среди первых симптомов профессионального (или же профессионального) выгорания можно выделить общее чувство усталости, неприязни к работе, общего неопределенного беспокойства. Наиболее часто встречающиеся симптомы при профессиональном выгорании изложены в теории В.В. Бойко (Бойко, 2004).

Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания (Бойко, 2008).

Симптом неудовлетворенности собой. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «профессионального переноса» - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности (Бойко, 2008).