Файл: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ(Понятие системы разделения властей в государстве.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.1 Федеральное Собрание

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представитель­ным и законодательным органом России. Представительство – очень широ­кое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на та­кое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой па­латы Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в каче­стве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за ис­полнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утвер­ждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использова­ние права отказывать в доверии к Правительству, которое в этом случае мо­жет быть отправлено в отставку Президентом РФ.

Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюд­жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. 

В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и про­тивовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.

Статьи 102 и 103 также являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших орга­нов законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти статьи пере­числяют вопросы, которые нахо­дятся в ведении соответственно Совета Фе­дерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим во­просам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересе­кается с конституционными полномочиями других органов государ­ственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полно­мочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Ду­мой вопроса о доверии Пра­вительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы).


1.3.1.1 Совет Федерации

Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее вре­мя Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соот­ветствии с данным законом в Совет Федерации входят по два представите­ля от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законода­тельным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта Российской Федерации. Принятию указанного федерального закона пред­шествовала дискуссия о порядке и механизме формирования Совета Феде­рации. За короткую историю российского парламентаризма процедура форми­рования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Рос­сийской Федерации № 1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания» путем выборов двух депутатов от каждо­го субъекта Российской Федерации по мажоритарной системе по двухман­датным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации. По истечении двухгодичного срока первого созыва Совета Федерации, установленного Переходными положениями Конституции Российской Фе­дерации (п.7), вновь встал вопрос о принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая политическая борьба. В результате буквально в последние дни истекающих полномочий Государственной Ду­мы был принят Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке форми­рования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции», в котором предусматривалось, что членами Совета Федерации явля­ются по должности руководитель законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации.

Выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин, достигший 21-летнего возраста. 

Должностные лица. 

Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Со­вета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Со­вета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В со­ответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Со­вета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть пред­ставителями от одного субъекта Российской Федерации.


Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов президента РФ; отрешение президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора.

Счетная палата Российской Федерации была образована в соответствии с конституцией Российской Федерации. Примерно через год Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» закрепил необходимость создания конституционного органа \ Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная Палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации и половина состава ее аудиторов назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации, а заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации и другая половина состава ее аудиторов – Советом Федерации Федерального собрания.

К основным задачам Счетной палаты относятся:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 

- финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 


- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; 

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

1.3.1.2 Государственная Дума

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. 

В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России. 

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя правительства; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Центрального банка России; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции Государственной Думой принимаются федеральные законы.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции.


При роспуске государственной Думы Президент, назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Как уже отмечалось ранее, Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека (ст. 147 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой. Фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 регламента.

Согласно п «е» ст. 103 Конституции в ведении государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы – исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п «о» ст. 71 Конституции). Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов государственной думы. Постановление об объявлении амнистии, в соответствии со ст. 169 Регламента. Подписывается Председателем Государственной Думы и подлежит официальному опубликованию в течение трех дней. 

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Заседания Государственной думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания.

1.3.2 Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации

Законодательные органы власти республик в составе Российской Федерации

Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав определяются конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».