Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретико-методологические подходы к организации как к открытой системе 5).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.2 Теоретико-методологические подходы к организации как к открытой системе
1.2 Анализ и оценка внешней среды организации
1.3 Анализ и оценка внутренней среды организации
1.4 Сравнительный анализ инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «ВОСТОК»
2.1 Общая характеристика компании ООО «Восток»
Стратегия диктует компании, как именно приспособиться к окружающей обстановке и использовать свой организационный потенциал, в то время как анализ способностей отвечает на вопрос, каким образом данная стратегия должна применяться.
Структура компании – это самая известная концепция, связанная с модернизацией организаций. Она касается способов группировки сфер бизнеса, отделов и подразделений по отношению друг к другу. Возможно, это также самый видимый фактор в организации, и именно поэтому зачастую велико искушение начать с изменения структуры.
Системы можно охарактеризовать как процедуры или процессы, существующие в компании и затрагивающие большое число сотрудников с целью выявления значитель ных проблем, выполнения работ или принятия решений. Системы оказывают значительное влияние на происходящее в организациях и обеспечивают руководство мощным инструментом для проведения модернизации.[56]
Сотрудники. Этот фактор связан с вопросом, какого рода специалисты необходимы компании. Это не столько вопрос об отдельных личностях, а скорее общее ноу-хау, которым обладает персонал организации.
Стиль – одно из наименее известных орудий в комплексе с инструментами руководителей. Он состоит из двух элементов: личный стиль и символические действия. Таким образом, стиль руководства – это не вопрос личного стиля, а вопрос того, каким образом ведут себя должностные лица и как они используют личную сигнальную систему.
Соединяющие ценности относятся к одной или нескольким основным темам организации, именно их все признают особо важными и даже ключевыми для долговечности и успешности организации. (Этот отрывок о модели 7S из книги Д. Сандстрома «McKinsey& Company Inc».)
Ценность данного инструмента диагностики и анализа заключается в том, что его использование позволяет всесторонне охватить и охарактеризовать все сферы внутренней среды предприятия (менеджмент, маркетинг, производство, ресурсы через призму 7S), причем во взаимном влиянии друг на друга. Технология использования представленной на рисунке матрицы заключается в следующем: в ней отражено влияние факторов 7S по горизонтали на все 7S по вертикали. В ячейке на пересечении двух S формулируется выявленная во внутренней среде проблема. Здесь же, в матрице, на зеркальной стороне возможно отражение гипотезы источника проблемы. Аналогичным же образом строится матрица с отражением влияния 7S по вертикали на 7S по горизонтали также с отражением проблемных зон внутренней среды с возможной формулировкой гипотез их источников.[57]
Использование матрицы не предполагает заполнение абсолютно всех ячеек. Важным здесь является учет индивидуальных особенностей функционирования предприятия, заключающихся в действующей корпоративной стратегии и выработанном на его основе механизме хозяйствования, а также наличие возможности выявления не только проблемных областей, о существовании которых топменеджмент мог и не догадываться и не относить их числу таковых, но и выявление неожиданных их источников. Это весьма распространенная ситуация для белорусских организаций, в большинстве своем имеющих преимущественно сбытовую направленность деятельности и видящих в качестве источника своих проблем в основном внешнюю среду.[58]
Для анализа внутренней среды организации целесообразно применить такие инструменты как SNWи SWOT-анализ. Цель SNW-анализа – выявить: сильные стороны, преимущества организации для выбора перспектив развития с опорой на них; слабые стороны в деятельности организации для их преодоления или для учета их особенностей при выборе перспектив развития и разработке стратегии; нейтральные составляющие деятельности организации для поиска возможности их «перевода» в категорию «сильных» и использования при разработке стратегии. Как и в случае анализа внешней среды с помощью PEST-анализа, в предложенном подходе к разработке адаптивной стратегии результаты SNW-анализа используются для определения направлений и тенденций изменения элементов стратегии, выявления элементов стратегии в качестве объектов влияния факторов внутренней среды, а также для оценки и прогнозирования характера воздействия факторов внутренней среды и возможных вследствие этого изменений.[59]
Для анализа внутренней среды с учетом факторов также и внешней среды организации не менее эффективным является SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации четырех категорий:S (Strengths сильные стороны), W (Weaknesses слабые стороны), O (Opportunities возможности) и T – Threats угрозы).Сильные (S) и слабые (W) стороны характеризуют факторы внутренней среды организации, на которые организация может повлиять и изменить, а возможности (O) и угрозы (T) описывают факторы внешней среды, которые могут повлиять, или уже влияют на деятельность организации Цель SWOT-анализа – при разработке стратегии «сопряжение» особенностей внешней и внутренней сторон организации посредством выявления и оценки: преимуществ организации – сильных сторон для опоры на них; слабых сторон организации для учета, преодоления/исключения их; угроз, негативных факторов внешней среды для их учета при разработке стратегии; возможностей организации с учетом угроз, ее сильных, слабых сторон.
Знание методик и инструментов диагностики и анализа внутренней среды позволит предприятиям целенаправленно использовать свои ресурсы, повысить свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.[60]
1.4 Сравнительный анализ инструментов комплексной оценки внешней и внутренней среды организации
Основу современного анализа внутренних переменных и окружающей среды организации составляет представление об организации как об открытой системе. Исходя из этой позиции, можно говорить о том, что между внутренней и внешней средой имеется множество связей, а также и внутренняя, и внешняя среда состоят из множества элементов.[61]
Ситуационные факторы внутри организации являются внутренними переменными. Вследствие того, что организации являются системами, созданными людьми, внутренние переменные являются по большей части результатом управленческих решений. Однако это не свидетельствует о том, что внутренние переменные полностью контролируются руководством. В классическом представлении, изложенном в источниках литературы, внутренняя среда состоит из нескольких переменных. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
В литературе описано достаточное количество разработанных методов и инструментов оценки среды, применяемых на практике. В таблице 2 представлен сравнительный анализ указанных методов и инструментов.
Таблица 2 - Сравнительный анализ методов и инструментов оценки внутренней и внешней среды[62]
Методы и инструменты анализа внутренней и внешней среды |
Краткая характеристика |
Оценка |
Конкурентный анализ |
Включает в себя определение главных экономических характеристик отрасли, движущих сил развития отрасли, оценку сил конкуренции и конкурентных позиций соперничающих предприятий, анализ ближайших конкурентов, оценку перспектив развития отрасли, а также ключевые факторы успеха, реализация которых открывает перспективы улучшения своей конкурентной позиции |
Основное внимание уделяется такому фактору прямого воздействия внешней среды, как конкуренты. Анализ внутренней среды носит поверхностный характер |
Сравнительный отраслевой анализ |
Осуществляется путем сравнения финансовых показателей эффективности деятельности предприятий одной отрасли: оборот, рентабельность, производительность труда и т.д. В ходе проведения анализа производится сравнение развития предприятия с его конкурентами, а так же сравнение показателей предприятия со среднеотраслевыми значениями тех же показателей |
Оцениваются только финансовые показатели эффективности деятельности предприятия. Вызывает сомнение сопоставимость сравниваемых величин, которые могут исчисляться путем усреднения показателей, присущих предприятиям отрасли, применяющим разные системы учета и проводящим разную балансовую политику |
Анализ ресурсов |
Состоит из описания и оценки финансовых, организационных и технологических ресурсов (создание профиля ресурсов), сопоставления созданного профиля с требованиями рынка (выявление сильных и слабых сторон оцениваемого предприятия) и идентификации специфических компетенций (сильные и слабые стороны оцениваемого предприятия сравниваются с сильными и слабыми сторонами основного конкурента) |
Анализируется и оценивается исключительно внутренняя среда предприятия. Полностью исключается влияние факторов внешней среды. Основой для дальнейшей разработки стратегии служит сопоставление с деятельностью основного конкурента |
SNW-анализ |
Состоит из описания и оценки параметров внутренней среды организации по трем альтернативным позициям: сильной, нейтральной и слабой |
Досконально анализируется и оценивается только внутренняя среда как ресурс организации. Не описывается и не оценивается влияние факторов внешней среды |
Конкурентный анализ по модели «Пять сил» М. Портера |
Проводится путем анализа детерминант пяти внешних сил: рыночная власть поставщиков; рыночная власть покупателей; власть существующих конкурентов; угроза появления новых конкурентов; угроза появления товаров-субститутов. Анализ включает два этапа: Присвоение количественных показателей детерминантам пяти сил методом экспертной оценки. Анализ сильных и слабых сторон текущей конкурентной ситуации, а также возможных компенсационных мероприятий |
Оценивается только конкурентное положение предприятия на рынке. Не уделяется внимание другим факторам прямого и косвенного воздействия внешней среды и факторам внутренней среды организации |
STEP-анализ (PEST-анализ) |
Осуществляется с помощью детального описания и оценки социальных, технологических, экономических и политических факторов, оказывающих влияние на деятельность организации |
В подробностях описываются и анализируются факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации. Полностью исключена оценка факторов внутренней среды. |
SWOT-анализ |
Предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей, а так же их оценку |
Позволяет оценить воздействие на организацию факторов как внешней, так и внутренней среды и их совместного влияния |
Проведенный анализ показывает, что данные методы и инструменты оценки внешней и внутренней среды являются узконаправленными, т.е. позволяют изучить влияние переменных или факторов либо внешней, либо внутренней среды, или оценивают только качественные характеристики и требуют дополнительного привлечения математического аппарата. Таким образом, на наш взгляд, целесообразно использовать комплексный метод анализа среды организации, такой как SWOT-анализ, так как именно его характеристики позволяют применять его на любом этапе деятельности предприятия. Анализ внутренней среды, выявление сильных и слабых ее сторон, входит в метод комплексного анализа среды – SWOT-анализ.[63],[64]
В заключении, можно сделать вывод, что главным препятствием в формализации SWOT-анализа является преобладание качественных данных над количественными, поэтому сбор и анализ необходимой информации носит экспертный характер, и к данным процессам привлекаются в основном руководители высшего звена и узкоспециализированные наиболее компетентные работники.[65] Многие авторы не рекомендуют привлекать специализированных экспертов, так как в короткое время невозможно узнать специфику конкретного рынка и конкретного предприятия. [66]
Как показывает практика, обратная тенденция привела к плохим результатам большое количество фирм, которые надеялись разработать стратегию организации, опираясь не на свои силы и знания, а на различные консалтинговые компании. Неправильно выбранная стратегия – это не просто потерянное время, она может задать неправильное направление развития фирмы. Поэтому опасна как недостаточная детализация при SWOT-анализе, так и упущение оптимального момента принятия стратегического решения из-за затянувшегося анализа.[67]
Роль SWOT-анализа может быть более значимой для предприятия, если аналитикам предложить методы формализации его проведения. Тогда результаты сведутся не к огромному количеству возможных альтернатив изменения внутренних параметров для повышения эффективности использования факторов во внешней среде, а к выбору доминирующего поля, на основе которого впоследствии и может быть разработана стратегия организации. Вследствие формализации сам анализ становится более сложным, но его результаты будут более полезны для руководителей, занимающихся стратегическим планированием.[68] Подобная методика должна упростить процесс проведения анализа внешней среды и управленческого исследования сильных и слабых сторон организации, что в современных условиях динамично изменяющихся рынков является актуальным. В целом же ускорение проведения анализа и снижение уровня субъективизма позволяют повысить конкурентоспособность предприятия.[69]
Таким образом, в первой главе курсовой работы представлен теоретический обзор организации как открытой системы, имеющей внешнюю и внутреннюю среду. Рассмотрены и проанализированы основные методы оценки факторов внешней и внутренней среды, а также проведен их сравнительный анализ. Практическая часть представлена в виде анализа внешней и внутренней среды компании ООО «Восток» во второй главе курсовой работы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «ВОСТОК»
2.1 Общая характеристика компании ООО «Восток»
ООО «Восток» – высокопрофессиональный клуб, предоставляющий возможность для развития танцевального движения в городе Екатеринбурге, условий для подготовки танцоров к конкурсам местного, регионального и международного значения, а также для организации досуга жителей Екатеринбурга. У комплекса есть еще одно преимущество – он расположен в центре города, на пересечении нескольких транспортных магистралей и является наиболее доступным для жителей Юго-Западного, Верх-Исетского и Ленинского районов.
Миссия выражается в основных ценностях:
- «Мы подходим к каждому аспекту нашего бизнеса честно и целостно».
- «Мы всегда вносим свой вклад в жизнь общества, где мы работаем».
- «Мы празднуем наши достижения, но никогда не останавливаемся на достигнутом».
- «Самое главное – никогда не получится хорошего бизнеса, если думать только о доходе, нужно просто творчески подходить к делу».
Клиенты центра – респектабельные люди (менеджеры среднего и высшего звена, специалисты, руководители, владельцы крупного и среднего бизнеса, бизнес-элита, люди шоу-бизнеса).
К услугам гостей центра – пять профессионально оборудованных залов. Главное достоинство центра – это большой танцевальный (концертный) зал общей площадью 400 м², площадь танцевальной площадки – 250 м², высота зала – 6 м, сцена (выдвижная) – 5 м х 4 м х 0,5 м, подиум (выдвижной) – 8 м х 1,2 м х 0,5 м, количество посадочных мест – 570. В нем могут проводиться танцевальные турниры или мастер - классы, семинары или дефиле, корпоративное мероприятие или просто банкет. Так же зал оснащен световыми и музыкальными установками, дымовой и пенной пушками, с помощью которых создаются самые смелые и неожиданные спецэффекты. Дизайн зала напоминает «королевские» апартаменты: бархат и золото являются неотъемлемой частью интерьера, роскошные кожаные диваны, барная стойка в виде короны, украшена переливающимися камнями, картины с изображением великих цариц. Другие залы в несколько раз меньше большого, но несколько не уступают ему по своему дизайнерскому стилю. В них сделано все, чтобы создать атмосферу приятную для клиентов, где они могут зарядиться настоящей энергией танца, ритма, движений. Так же в центре имеются раздевалки с душевыми кабинами, сейфами для хранения вещей.