Файл: Выбор стиля руководства организации (Понятие и сущность руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что во все времена социальных и экономических условиях успешность предпринимательской деятельности зависело прежде всего от правильного стиля руководства директора организации. Стиль руководства в частности определяет результаты деятельности организации. Существуют не мало примеров того, как умный руководитель, выбирая верный стиль руководства, приводит коллектив к наивысшему пику развития и тем самым улучшает работу в организации. Также можно поступить и наоборот, при выборе неудачного стиля руководства настанет ухудшение эффективности коллектива.

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Целью курсовой работы является изучение основных подходов к рассмотрению вопросов о стиле руководства в разное время разными исследователями и изучение стиля руководства, 

В этой работе мы рассмотрим структуру стиля управления организацией, разберем типы, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы этих стилей.

На примере взятой организации, ООО «Строчка», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объект. Общество с ограниченной ответственностью швейной фабрики «Строчка».

Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данного предприятия.

Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации – ООО «Строчка».

Задачи:

– Рассмотреть составляющие менеджмента.

– Охарактеризовать объект исследования (история).

– Проанализировать стиль руководства данной фирмой.

Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации


1.1. Понятие и сущность руководства.

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как официально ведущее лицо, потому что именно он определяет целенаправленность работы коллектива, участвует в подборе кадров, создает психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Стиль руководства – явление индивидуальное, определяется специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы с людьми, технологию принятия решений.

Слово «стиль» (писало, стило, стилос, стилус — лат. stilus, stylus от др.-греч. Στύλος) имеет греческое происхождение. На раннем этапе оно означало бронзовый стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».

В толковом словаре бизнес-терминов дается следующее определение: «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности»

Майкл Мескон говорит, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации, то есть делать то, что в данный момент нужно.

Кнорринг Владимир Игоревич в книге «Теория, практика и искусство управления» объясняет: «Стиль руководства – привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности».

Стиль руководства является состоянием установки управления. Вследствие выделяют индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля корректно применить к личности руководителя, так как индивидуальный стиль оказывает как особая форма совмещения производственной роли руководителя с его ролью регулирования личностных взаимоотношений среди коллектива. Тем не менее невозможно представить целиком личность руководителя и оценивать, как особенную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что характерность личности руководителя при всей существенности далеко не используют компоненты, формирующие свойственный ему стиль руководства. Эти компоненты составляют одностороннее начало и односторонний элемент стиля, при этом стиль всегда имеет объективную основу.


1.2. Классификация стилей

Классификация стилей управления обычно представляется в теориях стилей руководства, при этом сами теории различно группируются современными авторами.

Обособив общие черты стилей можно провести классификацию стилей. Для начала стоит определить параметры работы руководителя, рассмотреть отличия, которые влияют на его отношении к коллективу. Следовательно, стоит отметить параметры управленческой деятельности:

- выработка управленческих решений, при этом изначально рассматривается только прямая выработка и оценка задач;

- свободное принятие решений;

- ответственность за результат;

- контроль руководителя со стороны подчиненных.

Выделяется три стиля лидерства

Стиль

Пояснение

Плюсы

Минусы

Авторитарный (администра-тивный)

Отмечается чрезмерной централизацией власти руководителя, его приверженностью к единоначалию, и самостоятельным решением большинства управленческих проблем. Иногда автократом в глазах неорганизованных работников может предстать и простой руководитель, действующий по четкому плану и реализующий его вопреки всем препятствиям. В условиях рыночных отношений административный стиль управления становится мало приемлемым, однако в краткосрочном периоде с эффективностью может применяться.

В некоторых случаях очень эффективен. Когда существуют проекты, требующие волевого руководителя, контролирующего выполнение всех задач, и экстремальные обстоятельства, в которых нужно срочно принимать решения и некогда консультироваться со всем штатом.

Этот стиль управления иногда целесообразен, но в большинстве случаев, наоборот, контрпродуктивен. Начальники, которые злоупотребляют властью, очень легко заслуживают репутацию тирана и вызывают недовольство коллег.

Демократи-ческий (коллегиальный)

Характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается благоприятная атмосфера. Руководитель ориентируется на возможности своих работников, на их стремление к творческой деятельности, осуществляет подготовку и принятие решений при активном участии персонала, создает необходимые условия для своевременного выполнения работы, осуществляет справедливую оценку результатов труда каждого работника, материальное и моральное стимулирование.

Стремление лидера к проведению консультаций по всем важным вопросам и решениям. Активное делегирование руководителем решение рабочих задач своим подчиненным. Передача начальником большой доли контрольных функций своим подчиненным.

Отличается медлительностью в принятии решений. Необходимо четко различать доверительные демократичные отношения в коллективе и бесконтрольность, разболтанность и отсутствие твердого стержня у руководителя

Либеральный

Отличается отсутствием инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Руководитель либерального типа чрезмерно осторожен и непоследователен в своих повседневных действиях, во взаимоотношениях с подчиненными. Такой руководитель отменно вежлив, готов выслушать любые критические замечания в свой адрес, но не склонен их выполнять. Он недостаточно требователен и делает все возможное, чтобы понравится всем работникам.

Предусматривает высокую степень автономии в работе сотрудников при незначительном вмешательстве руководителя или вовсе без него. У каждого работника есть возможность самостоятельно выработать собственные цели и решать производственные задачи.

Серьезным минусом либерального стиля руководства является его требования к базовому уровню самосознания сотрудников и возможный конфликт с ментальными шаблонами, к которому привыкли работники.
слабая структурированность. В то время как организация, придерживающаяся данной модели, выигрывает от децентрализации полномочий и творческой свободы, она же страдает от большей дезорганизации и хаоса, порой царящих на рабочих местах. Руководители, которые практикуют данный стиль лидерства, иногда не отличаются эффективностью в доведении результатов работы своего коллектива до сведения всей организации в целом. Подобным же образом практика признания либеральным руководителем успехов подчиненных в выполнении ими тех или иных работ зачастую также хромает. Недостаточное доведение до сведения остальных подразделений организации информации о достижении целей и отсутствие личного признания приводит к демотивации и потере интереса в коллектив.
 


1.3. Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией.

Выбранный стиль руководства никогда не сможет окончательно удовлетворить всех подчиненных ему коллектива. Для правильного выбора стиля необходимо время, это должно складываться постепенно, пока не сложится ясная картина верного пути общения с подчиненными. После данного этапа следует применения нужного воздействия на них, которые позволяли бы находить более действенное и эффективное решение.

Для осуществления контроля руководителем над ситуацией определяют следующие три переменные.

Отношения руководителя с подчиненными. Эта переменная отображает степень поддержки, уважения, а также доверительности, ощущаемых и проявляемых подчиненными согласно руководителю.

Структурированность работы. Эта переменная отражает уровень структурированности разрешаемых группой проблем, либо выполняемых ими заданий, также может измеряться рядом составляющих.

– ясность цели, где имеется уровень, с которой проблема или задание отчетливо сформулированы и доведены до исполнителей;

– множественность средств по достижению цели, т.е. степень возможности, применения различных методов по достижению целей;

– аргументированность решения, то есть уровень приближенности полученного решения к тому, что предполагалось при постановке задач;

– особенность решения, имеет степень способности проявления других решений.

Необходимо принимать во внимание, что в обстоятельствах структурированности работы появляется наиболее точное представление, что и как делать, и руководитель приобретает в данной ситуации больший контроль над исполнителями.

Должностные позиции руководителя. Данная переменная отражает степень формальной власти руководителя, получаемой им на базе захватываемой позиции, то есть должности. К примеру, достаточность этой позиции, для того чтобы награждать или наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.

Стиль управления, направленный на укрепление коллектива и поддержание человеческих взаимоотношений, более подходит в меру благоприятных для руководителя моментах, когда у него нет достаточной власти, для того чтобы гарантировать необходимую степень партнерства с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, то люди в основном благожелательно исполняют предъявляемые к ним требования. В этих условиях направленность на организационную сторону может вызвать разногласия, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных окончательно пошатнется. Ориентация же на человеческие отношения может повысить влияние руководителя и улучшить его отношения с подчиненными.


Другую модель, описывающую взаимозависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.

По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления:

1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.

5. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

– наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;

– уровень требований, предъявляемых к решению;

– четкость и структурированность проблемы;

–степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;

– вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;

– заинтересованность исполнителей в достижении целей;

–степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.

В связи с данными критериями руководитель применяет пять перечисленных выше стилей управления. Одной из характерных отличительных черт является то, что в целом она делает огромный акцент на исследования ситуации, чем личности руководителя.

Все рассмотренные модели ситуационного маркетинга основной и интерес сосредотачиваются на воздействии внешних факторов и, дополняя друг друга в представленной сути управления, предлагают разнообразные стили руководства и аргументируют результативность их применения.