Файл: Понятие спортивного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Спортивная индустрия сейчас активно развивается, привлекательна для инвестиций и поддерживается государством. Сегодня отрасль как никогда нуждается в профессиональных управленцах – спортивных менеджерах, не только знающих и понимающих спорт, но и обладающих всеми навыками и умениями профессионального управленца.

За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта ни лидирующие позиции.

Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь высококлассные и отлично, профессионально, подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом.

Цель курсовой работы – теоретический анализ деятельности футбольного клуба и разработка мер по его улучшению на примере ФК «Спартак» («Футбольный клуб Спартак»).

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать особенности разработки и реализации спортивного менеджмента;
  2. классифицировать методы управления спортивными командами
  3. дать общую характеристику состояния деятельности ФК «Спартак» («Футбольный клуб Спартак») с точки зрения законодательного, организационного аспектов;
  4. определить пути совершенствования и развития деятельности ФК «Спартак» («Футбольный клуб Спартак»).

Объект исследования – ФК «Спартак» («Футбольный клуб Спартак»).

Предметом курсовой работы выступает деятельность футбольной академии ФК «Спартак» («Футбольный клуб Спартак»).


Информационной базой работы послужили нормативно-правовые документы Российской Федерации, научные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления предприятиями, статистическая информация, годовые отчеты.

При написании курсовой работы были использованы работы российских и зарубежных авторов, таких как Ашванян С.К, Горфинкель В.Я., Грибов В.Д., Грузинов В.П., Котлер Ф., Нуралиев С.У., Портер М., Царев В.В, Фатхутдинов Р.А., Швандар В.А.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Понятие спортивного менеджмента

Объектом изучения спортивного менеджмента – одного из отраслевых видов науки управления – являются организации физкультурно-спортивной направленности, выступающие первичным компонентом в системе физической культуры и спорта. В России в 2019 г. таковых насчитывалось около 184 тыс. Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений.

Организациями являются государственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их часть или подразделения.

Существует понятие организации соревнований, митинга, субботника. В данном случае слово «организация» означает процесс, в то же время организация – это и отдельный вид управления, его функция.

В теории управления в первом смысле этого слова организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Другими словами, это двое или больше людей, работающих совместно, стремящихся к общей цели, специализирующихся в выполнении определенных функций.

В спорте во многих видах два человека являются командой; от их взаимодействия, поддержки, правильного распределения полномочий зависит успех организации (фигурное катание, парусный спорт, бобслей и др.). Исходя из приведенных выше определений, можно выделить 3 характерные особенности, свойственные любой организации независимо от ее размера и сферы деятельности. Это люди, не менее двух, цель – общая для всех, и фактор, который мобилизует группу для достижения цели и координирует их усилия, – управление. Объединение людей в группы оправдано и понятно, т. к. совместные усилия дают больший результат. Но в этом случае для достижения общих целей люди добровольно отдают часть своих личных свобод и теряют независимость. Поведенческий аспект важен при рассмотрении роли менеджера в организации и его функций и для понимания того, что в каждой формальной организации существуют неформальные объединения. Группы людей возникают на основе контактов, общих интересов, потребности в общении, более полного удовлетворения своей духовной, эмоциональной и творческой сферы – всего того, что рамки формальных отношений предоставить им не могут. Неформальная организация может иметь свою структуру, лидеров-руководителей, цели и направления деятельности [10, с. 80].


Организации имеют различные, часто сложные цели, но, тем не менее, обладают общими характеристиками и признаками.

К первым относятся:

  • использование ресурсов;
  • неразрывная связь и зависимость от внешней среды;
  • внутренняя среда организации;
  • необходимость управления.

В общих чертах цель организаций – преобразование ресурсов для достижения результатов. Ресурсы – это люди (т. н. человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Преобразование ресурсов в результат легче всего прослеживается в производственных организациях. В сфере физической культуры и спорта также используют все вышеперечисленные виды ресурсов.

Спортивный менеджер – ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджеры – люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. О работе менеджера принято судить не по тому, как он работает сам, а по тому, как работает вся команда, коллектив.

Мене джер – чл ен организации, осущест вляющий руководство люд ьми, определяющий це ли работы и прини мающий решения в цеп очке действий «л юди – цел ь». Такая деятел ьность не обла дает однородностью, ей при сущи разнообразность, кратковре менность, фрагментарность [9, с. 65].

Менеджер дол жен уметь выст упать перед люд ьми, принимать реше ния, отдавать уст ные и письм енные распоряжения, ве сти деловые перег оворы, внимательно выслу шивать собеседника и т.  п.

В св язи с эт им принято разл ичать 10 ро лей менеджера, кот орые объединены в 3 бол ьшие группы: межлич ностные роли, информа ционные и разреш ающие.

Под ро лью понимают на бор определенных поведе нческих правил, соответ ствующих конкретному учреж дению или должн ости.

Межличностные ро ли включает в се бя роли: лид ера, номинального начал ьника, руководителя и взаимосв язующего. Роль лид ера присуща руково дителям негосударственным органи заций. Она опреде ляется особым ти пом отношений с подчин енными и сти лем руководства. Ро ль номинального начал ьника для менед жеров крупных орган изаций (например, през идент спортивного кл уба или спорт ивного объединения) заклю чается в представ ительстве организации на офици альных приемах, церемо ниалах и т.  д. В ро ли руководителя мене джер фактически выпо лняет все управле нческие действия с учас тием подчиненных, мотив ирует их деятел ьность.

Роль взаимосв язующего представляет со бой деятельность мене джера в устано влении и подде ржании внешних раб очих контактов (в спо рте – мене джер по заруб ежным связям, гла вный менеджер спорт ивного клуба, ком анды и т.  д.). Информационные ро ли объединяют ро ли потребителя инфор мации и ее распрост ранителя. Выполняя эту ро ль, менеджер соби рает информацию специализ ированного характера, кот орая исходит как из вне шней среды, так и от работ ников организации (подразд елений). В каче стве распространителя инфор мации менеджер пере дает информацию, получ енную из вне шних источников или от дру гих подчиненных, чле нам организации[8, с. 60].


Роль предст авителя заключается в уча стии менеджера в засед аниях, в да че устных и письм енных обращений че рез различные сред ства информации, как в св оей организации, так и во вне шних организациях. Разре шающие роли свя заны с прин ятием решений и подразд еляются на чет ыре такие ро ли – предприн имателя, управляющего наруше ниями, распределителя ресу рсами и веду щего переговоры (посре дника). Как предпри ниматель менеджер изыск ивает возможности вну три самой орган изации и за ее преде лами, устанавливает взаим освязь между иннов ациями и эффекти вностью деятельности органи зации, внедряет «про екты по совершенс твованию», контролирует их разра ботку.

В каче стве управляющего наруш ениями менеджер мо жет противодействовать измен ениям, происходящим вне ра мок сферы его деятел ьности; отвечает за корректи ровочные действия, ко гда организация оказы вается перед необход имостью важных реше ний. В ро ли распределителя ресу рсов он отве чает за распре деление ресурсов орган изации и ее сред ств. Как вед ущий переговоры или поср едник менеджер не сет ответственность за представ ительство организации на перего ворах, за разре шение различных спо ров.

В посл едние годы обозна чилась четко еще од на своеобразная ро ль менеджера – ро ль спортсмена. Ср еди других гр упп населения наибо льшей спортивной актив ностью отличаются руково дители крупных предпр иятий, менеджеры выс шего звена и сред него звена. Естес твенно повышенный сп рос в пл ане физической подго товки предъявляется к менед жеру, работающему в сф ере физической куль туры.

Все ро ли взаимозависимы и взаимод ействуют для созд ания единого цел ого. Так, межлич ностные роли выте кают из полно мочий и ста туса руководителя в орган изации и охват ывают сферу его взаимод ействия с люд ьми, что дел ает его в опреде ленной степени «цен тром получения и обра ботки информации», и, в св язи с эт им, заставляет его игр ать информационные ро ли. Выполняя межлич ностные и информа ционные роли, руково дитель способен игр ать роли, связ анные с прин ятием решений: распре деление ресурсов, улажи вание конфликтов, по иск новых возмож ностей для органи зации, ведение перего воров. Все эти ро ли, взятые вме сте, и опред еляют объем и содер жание работы менед жера, независимо от органи зации. Профессиональная компете нтность менеджера, его зна ния, способности пост оянно проявляются в дв ух основных направ лениях: технологическом и социально-пси хологическом. Технологическое напра вление связано с подго товкой и прин ятием управленческих реш ений при реали зации функций управ ления (планирование, органи зация, мотивация, контр оль). В св оей работе мене джер взаимодействует с шир оким кругом люд ей. Он дол жен обладать лич ными качествами, кот орые усиливают дов ерие и уваж ение со сто роны тех, с кем он всту пает в конт акт. Важно при эт ом выработать спосо бность сохранять спокой ствие, ясность мышл ения, быстро восстан авливать свои физич еские и духо вные силы, ум еть критически оцен ивать деятельность, не иск ать виновных и рабо тать над исправ лением положения [10, с. 90].


Учит ывая специфику раб оты менеджера с са мым ценным «ресу рсом» организации – люд ьми, необходимо зн ать аспекты взаимод ействия человека в органи зации. Социально-психологическое напра вление профессиональной деятел ьности менеджера свя зано с его способ ностью работать с люд ьми, управлять ими при выпол нении и реали зации управленческих реше ний. Деятельность лю бой организации им еет разное колич ество направлений, каж дым из кот орых нужно управ лять. В св язи с эт им в кру пных спортивных органи зациях выделяют неск олько видов управ ления, которыми заним аются менеджеры с раз ными функциональными зада чами. Это:

1. Менеджер произв одства, который заним ается регулированием оптим альных объёмов и струк турой выпускаемой прод укции и усл уг, контролем их каче ства в соотве тствии с требов аниями рынка, руково дством работников и их стимулир ованием.

2.  Мене джер снабжения и сбы та, выполняющий раб оту по заклю чению договоров, заку пке, хранению, транспо ртировке сырья, матер иалов, комплектующих, а та кже готовой проду кции, развития напра влений сбыта.

3. Менеджер марке тинга, занимающийся вопр осами исследования рыно чной конкуренции, сущест вующего и перспек тивного спроса на прод укцию и усл уги, разработкой рекл амной политики и т.  д.

4. Менеджмент персо нала, решающий вопр осы, связанные с персо налом: подбор, расста новка, обучение, повы шение квалификации работ ников, выбор мет одов поощрения и стимули рования, создание благопр иятного морального психо-эмоц ионального климата, совершен ствование труда и бы та персонала.

5.  Мене джер по иннов ациям, руководящий исследов ательской работой, внедр ением инноваций в произв одство для улуч шения качества или повы шения количества предла гаемых товаров или усл уг.

6. Финансовый мене джер, отвечающий за формир ование и распре деление финансовых пото ков.

7. Менеджер учё та, в функцио нальные обязанности кото рого входит сб ор, переработка и ана лиз данных о функцион ировании организации, их сопост авление с исхо дными и план овыми показателями.

Основным крит ерием успешности и каче ства работы менед жера, как прав ило, являются финан совые показатели раб оты организации.