Файл: Активы мировых финансовых центров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– наличие крупного финансового рынка;

– открытость экономики, движения капиталов, трудовых ресурсов;

– отсутствие коррупции (очень низкий уровень);

– благоприятная законодательная база;

– удобное географическое местоположение;

– развитая инфраструктура города;

– высокие темпы развития;

– стабильная экономическая и политическая ситуация в стране.

Имея все вышеперечисленные факторы, любой город способен конкурировать с лидирующими финансовыми центрами мира, однако формирование данных преимуществ требует существенных усилий как со стороны национального правительства, так и со стороны бизнес сообщества.

Объединение их стремлений и сочетание ряда объективных факторов приводит к развитию международных финансовых центров. Что касается России и Москвы в частности, то тут стоит заметить, что в Москве отсутствуют практически все вышеперечисленные факторы. Таким образом, Москва не может являться крупным финансовым центром

Для развития Москвы как финансового центра, Правительству РФ следует проводить масштабные реформы, направленные на сокращения уровня коррупции, развитие инфраструктуры Москвы, улучшению законодательной базы.

2.2. Анализ позиций мировых финансовых центров и их активов на посткризисном этапе развития мировой экономики

Основные тенденции развития МФЦ за период с 2010 по 2016 гг. следующие:

а) состав ТОП-5 финансовых центров мира более шести лет остается неизменным: в число ведущих МФЦ входят Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур и Токио, с выраженным превосходством первых двух городов, что позволяет классифицировать их как глобальные центры финансовой активности;

б) 9 из 12 ведущих МФЦ функционируют на основе принципов англо- саксонской модели права;

в) тренд к доминированию североамериканских финансовых центров: в ТОП-12 входят сразу 6 городов из США и Канады, что объясняется глубиной их национальных финансовых рынков, широкой продуктовой диверсификацией, а также активным развитием нетрадиционных форм финансового посредничества (краудфандинг, P2P кредитование, хэдж-фонды);

г) разнонаправленность развития финансовых центров БРИКС с выделением Мумбаи (Индия) как МФЦ, достигшего наибольшего прогресса среди данной группы стран в рейтинге финансовых центров за анализируемый период; при этом позиции финансового центра в столице России остались неизменными.


На основе данных ВЭФ проведены межстрановые сопоставления индекса развития финансовых рынков стран базирования исследуемых МФЦ за период с 2010 по 2016 гг. (Приложение 1).

На территории государств, занимающих высокие позиции в рейтинге развития финансовых рынков, действует англо-саксонская система права: США, Канада, Сингапур, Гонконг, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, ЮАР и Катар имеют высокий ранг не только в приведенной выборке, но и среди всех оцениваемых ВЭФ государств. И это является закономерным — защита интересов миноритарных акционеров (инвесторов) является важнейшим элементом глобального финансового рынка, 18 юридическая система которого использует в первую очередь британское право[20].

США и Канада характеризуются развитыми финансовыми рынками, что находит свое отражение в рейтинге МФЦ. На итоговые позиции Великобритании негативное влияние оказал суб-индекс защиты прав собственности, который респонденты оценили хуже, чем в предыдущие годы. Несмотря на улучшение оценок устойчивости банковской системы страны, индекс находится на среднем уровне. В результате, с учетом трудностей при получении кредитов без обеспечения, по индексу финансового развития Великобритания уступает другим исследуемым государствам с англо-саксонской системой права, что не подтверждается лидирующими позициями Лондонского Сити среди финансовых центров мира и, по нашему мнению, свидетельствует о несовершенстве методологии оценки уровня развития финансовых рынков ВЭФ. Ведущие позиции в рейтинге финансового развития занимают Гонконг и Сингапур, вторую «десятку» формируют государства Персидского залива (Катар, ОАЭ), Япония и страны Западной Европы.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является крупнейшим в мире чистым экспортером финансовых услуг (профицит по данной статье в 2015 г. составил 97 млрд. долл. США), в разы опережая по данному показателю идущие следом государства, в частности США в 2,7 раза (профицит по торговле финансовыми услугами в США за аналогичный период составил 36 млрд. долл. США)[21].

По нашему мнению, сложившаяся экспортная ориентация финансового сектора Великобритании во многом объясняется необходимостью сокращения дефицита платежного баланса страны по торговле товарами, вызванного снижением конкурентоспособности продукции британской обрабатывающей промышленности на мировых рынках.


Существенных успехов в развитии рынка коллективных инвестиций достигли страны Европейского Союза, где сформировались два финансовых центра, специализирующиеся на управлении активами Европейских взаимных фондов, – Люксембург и Ирландия (Дублин), причем на микрогосударство приходится 28% (3,275 трлн. евро) совокупной стоимости чистых активов инвестиционных фондов Европейского Союза (рисунок 1).

Рисунок 1. Крупнейшие государства Европы по стоимости чистых активов инвестиционных фондов на 01.01.2016 г. (в млрд. евро)[22]

Можно выделить следующие конкурентные преимущества стран-лидеров европейского рынка коллективных инвестиций.

Ключевые особенности Люксембурга:

1) выгодное транспортно-географическое положение стимулирует трудовую миграцию высококвалифицированной рабочей силы из соседних государств: ежедневно на территорию страны прибывает 166 тысяч работников[23] при общей численности населения около 576 тысяч;

2) низкая фискальная нагрузка на инвестиционные фонды;

3) узость внутреннего финансового рынка обуславливает политику местных властей на привлечение открытых инвестиционных фондов, реализующих свои акции на территории всего Европейского Союза. Так, по состоянию на май 2016 г. в Люксембурге было зарегистрировано около 3,9 тысяч фондов с разнообразной географической структурой собственников: 21% бенефициарных владельцев относится к США, 17% к Великобритании, 15% к Германии, 14% к Швейцарии[24].

Ключевые особенности Ирландии:

1) самая низкая ставка налога на прибыль корпораций среди стран ОЭСР –12,5% (распространяется на доходы управляющих компаний инвестиционных фондов);

2) ликвидная национальная фондовая биржа является важным каналом дистрибуции акций инвестиционных фондов и остается мировым лидером по количеству включенных в листинг инвестиционных фондов (более 5,5 тысяч компаний)[25];

3) англо-саксонская модель права привлекает американские и британские фонды коллективных инвестиций и управляющие компании – рост количества инвестиционных фондов в Ирландии обеспечен преимущественно за счет нерезидентов, доля которых в структуре клиентов инвестиционных фондов близка к 90%[26].

Выводы

Для формирования международного финансового центра, способного привлечь и удержать мировые потоки капитала необходимо наличие ряда элементов, среди которых помимо удобного географического расположения, обязательными условиями являются устойчивость национальной финансовой системы, банковской системы и национальной валюты. Конкурентоспособность и привлекательность финансового центра для инвесторов определяется набором финансовых инструментов, которые может им предложить финансовый центр, действующей там нормативно-правовой базой, регламентирующей их работу[27].


Сегодня, когда экономические и финансовые возможности крупных мегаполисов поступательно возрастают, складывается ситуация, когда финансовые центры, сформированные на основе таких мегаполисов, способны контролировать развитие глобальной экономики. В последнее время все более явной становится тенденция к расширению географии мировых финансовых центров за счет новых, динамично растущих городов.

Распространено мнение, что уже довольно скоро европейским центрам придется бороться за инвесторов с активно развивающимися центрами Азии — Сингапуром, Гонконгом, Шанхаем, где сегодня созданы условия и инфраструктура, которые позволяют им серьезно конкурировать за глобальное лидерство.

Глава 3. Планы и реалии создания мирового финансового центра в России

Формирование международного финансового центра в Российской Федерации – постоянно развивающийся проект, в который вовлечены представители делового сообщества, государственных структур и различных слоев российского общества в целом. Проект МФЦ поддерживает стратегию модернизации. Кроме того, это позволило бы положительным образом сказаться на развитии доходной части муниципальных бюджетов московского региона[28].

Необходимость развития Москвы как международного финансового центра была сформулирована в 2008 г., когда глобальный экономический и финансовый кризис указал на острую потребность в диверсификации российской экономики, в том числе за счет развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка профессиональных финансовых услуг. При этом появившиеся в последние годы серьезные бюджетные ограничения, в том числе, характерные и для бюджета города Москвы, стали серьезным тормозом для создания МФЦ[29].

Сырьевая направленность российской экономики привлекает иностранных инвесторов преимущественно сырьевыми рынками. Финансовый рынок страны сам по себе пока не стал привлекательным для иностранных инвесторов. По мнению президента Barclays Capital Ханса Рудлоффа, пока сами россияне не захотят жить, работать и инвестировать в России, говорить о привлечении долгосрочных иностранных инвестиций не приходится. Несмотря на большой объем ликвидности, до введения экономических санкций многие российские компании обращались за средствами за рубеж[30].


Продвижение России в деле создания условий для конвертируемости национальной валюты не сильно способствует применению рубля в международных расчетах, поскольку российская экономика невелика в глобальном масштабе и не превышает 3% мирового ВВП. Что касается становления рубля в качестве резервной валюты, то достижение этой цели требует, по крайней мере, чтобы в стране была стабильно низкая инфляция (на уровне не выше 2-4% в год) и экономика страны во многом не зависела от мировых цен на сырье.

Принятая в 2013 г. Правительством РФ «дорожная карта» стала важнейшим инструментом продвижения проекта формирования в России международного финансового центра. За эти три года государству и финансовой индустрии удалось серьезно продвинуться в улучшении системы регулирования на финансовом рынке, в сфере строительства конкурентоспособной финансовой инфраструктуры[31], в формировании качественно новых стандартов корпоративного управления, в других сферах[32].

Сегодня центр осуществления реформ на финансовом рынке сдвигается в сторону Центрального банка как мегарегулятора. ЦБР принял свой стратегический документ – основные направления развития финансового рынка на три года, на ежегодной основе формирует свои дорожные карты. Однако эффект от предпринятых шагов ощущается слабо по причине неблагоприятного экономического климата.

Ряд экспертов считает, что с точки зрения финансовой структуры и качества финансового регулирования ситуация в стране существенно улучшилась. Тем не менее, действия в этом направлении могут не давать такого кумулятивного эффекта, каким бы он был, если бы экономика развивалась по-другому, и бизнес-климат последовательно улучшался. Если рассматривать опыт других стран, то Лондон формировался как финансовый центр на протяжении 250 лет, Нью-Йорк – более 100 лет, Гонконг последние 50-60 лет, Москва только в начале пути. Сегодня можно реально продвигаться в направлении формирования финансового центра в рамках евразийской интеграции. Мы поддерживаем создание рынка капитала на Московской бирже и единого евразийского Центрального Банка в Алма-Ате – с вводом единой евразийской валюты.

Выводы

По перспективам развития финансового центра в России: отечественный МФЦ не имеет предпосылок для повышения конкурентоспособности на горизонте ближайших пяти лет, так как:

а) с позиции макроэкономического подхода – выход России из экономической рецессии займет несколько лет, при этом экономика РФ и соседних государств не является региональным драйвером роста;