Файл: Принципы обеспечения баланса власти в организации: Мировые тенденции и российская практика ( Понятие "баланс власти" и "форма власти" ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы баланса власти в организации.
1.1 Понятие "баланс власти" и "форма власти".
1.3. Формы влияния для достижения целей организации.
Глава 2. Принципы обеспечения баланса власти в организации: мировые тенденции и российская практика.
2.1 Формальная и реальная власть.
2.2 Влияние: убеждение и участие.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть - это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объемом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть - это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.
2.2 Влияние: убеждение и участие.
По мере того как способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции, харизме или компетенции. Возросла необходимость искать новые основы влияния, способные побудить исполнителя к активному сотрудничеству. Современные управляющие с успехом используют убеждение и участие.
Убеждение. Это эффективный способ передачи своей точки зрения, основанный на власти примера и власти эксперта, но исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. В этом заключается определенная степень самостоятельности исполнителя, и, следовательно, возникает зависимость руководителя от подчиненных. Отдавая часть власти, руководитель увеличивает свое влияние.
Влияние путем убеждения особенно эффективно для организаций, когда у человека нет формальной власти над другими, или когда он не может предложить никакого вознаграждения.
Самое большое преимущество в использовании убеждения в организации заключается в том, что работник, как правило, старается вы-полнить задание в срок и качественно, так как считает, что эти действия помогут ему удовлетворить его личные потребности.
Существуют и слабые стороны такого воздействия - это длительный срок и неопределенность. Убежденность очень медленно формируется и никогда нельзя быть абсолютно уверенным в том, что исполнитель воспримет влияние. При этом убеждение имеет одноразовое воздействие, а его использование не означает отказа от других известных инструментов влияния и власти.
Участие. Влияние через участие еще в большей степени использует стремление исполнителей к самостоятельности и инициативе. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы убедить исполнителя действовать в соответствии с разработанным планом. Организации, практикующие эту форму, характеризуются более высокой производительностью труда, меньшим сопротивлениям переменам и меньшей текучестью кадров. Однако такую форму влияния можно использовать далеко не всегда, т.к. руководитель не всегда хочет делиться властью, а подчиненные не всегда хотят брать на себя дополнительную ответственность.
2.3. Баланс власти в организации.
Многим кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако признано, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.
В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. В современных организациях обязательно должен присутствовать баланс власти, т.к. как властью может обладать не только руководитель, но и подчиненные, и, соответственно, существует, так называемая, власть подчиненных. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Руководитель непосредственно зависит от своих подчиненных в своевременной и достоверной информации, эффективном выполнении заданий, поддержании здорового психологического настроя в коллективе, сотрудничестве.
Таким образом, в той же степени, в какой одно лицо зависит от другого, оно потенциально подвержено власти этого другого лица. Внутри организации одно делает других зависимыми от него путем контроля доступа к информации, людям и инструментарию.
Эффективный руководитель будет всегда стараться поддерживать имеющийся баланс власти и никогда не проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения манере. Лидер должен влиять на людей другими методами, без принуждения. Лицо, осуществляющее власть, скорее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их определении, обеспечивая средствами их достижения, оказывая поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции.
Подчиненные же должны избавляться от чувства полной зависимости от руководителя, т.к. как это может привести к определенному сопротивлению, непокорности, разрушить благо приятную обстановку в коллективе, соответственно, снизить эффективность самой организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Но это не совсем верно. Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как-то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет, как понятие, не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появляться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.
Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа – в отношении другой. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяется пониманием власти, знанием как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования.
В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение. Однако на практике у руководителя масса ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации ресурсы ограничены, и она может выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Полномочия руководителя предлагать материальные стимулы также регламентируются политикой фирмы и всякими методиками. В некоторых случаях ограничения могут быть поставлены извне, как, например, в трудовом договоре с профсоюзом, где оговаривается, какие вознаграждения могут быть предложены за те или иные виды работ. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением.
Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчиненных, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать их эффективнее работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.
В курсовой работе тема власти и влияния в организации раскрывается не только с точки зрения менеджмента, но и с точки зрения психологии, так как в работе приводятся примеры и правила поведения руководителей и подчиненных в различных ситуациях и решения некоторых проблем и конфликтов в организации.
По теме курсовой работы можно сделать выводы о том, что лучшими для руководителя и организации в целом являются такие источники власти, как власть личности и власть эксперта. Также можно говорить о том, что для повышения эффективности власти в организациях следует применять власть, основанную на вознаграждении и использовать механизм «партнерства» (влияние через участие). Эффективность какого-то типа власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, и от ситуации. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Тема курсовой работы очень актуальна в современном менеджменте, так как от эффективности власти напрямую зависит работа персонала, атмосфера в коллективе работников и успешность организации в целом.
Цели, поставленные в начале курсовой работы, были выполнены.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
- рассмотреть основы и источники власти;
- рассмотреть и проанализировать различные формы власти и влияния;
- изучить принцип сохранения баланса власти в организации.
При написании курсовой работы использовался метод подбора и изучения специальной литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая история менеджмента//Учебное пособие/И.И.Мазур и др.Москва.Елима,2017г.
Власть и ее влияние в организации // Теория менеджмента: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М., 2011.
Власть и лидерство // Психология эффективного стратегического управления персоналом: учеб. пособие для вузов / Г. Х. Бакирова. - М., 2008.
Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л.Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2010.