Файл: Адаптация ребенка к школе (Понятие «адаптации» и факторы, влияющие на нее).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития педагогической науки характеризуется усилением внимания к изучению проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что на данный момент в российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей, которые в силу своих психофизиологических и индивидуальных особенностей проходят трудный путь адаптации к новым условиям и лишь частично справляются либо не справляются вовсе с учебной программой и новым режимом работы.

Начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, что зачастую вызывает у него ряд трудностей не только в учебной, но и коммуникативной деятельности.

Проблемой адаптации ребенка к школе посвящен ряд исследований в отечественной науке, ею занимались и занимаются многие специалисты в области педагогики, психологии, медицины, физиологии, школьной гигиены. Среди них: Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, Р.В.Овчарова, Н.Г.Лусканова, С.А.Беличева, И.А.Коробейников, М.М.Безруких и мн. др.

В связи с тем, что в последнее время в нашей стране все большее количество первоклассников сталкивается с трудностями адаптации, данная проблема является крайне актуальной. Все это позволило сформулировать цель настоящего исследования.

Цель исследования: изучить проблему адаптации первоклассников к школьному обучению.

Объектом педагогического исследования является процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.

Предметом педагогического исследования являются особенности адаптации первоклассников к школьному обучению.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие «адаптации» и факторы на нее влияющие.

2. Рассмотреть уровни школьной адаптации и особенности поведения детей в период школьной адаптации.

3. Рассмотреть формы работы учителя по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям.

4. Провести экспериментальное исследование с целью определения особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.

Гипотеза исследования: высокая адаптированность первоклассников к школьному обучению во многом зависит от работы учителя по организации процесса адаптации в классе.

Методы исследования: на различных этапах и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов и методик:


- анализ научной литературы по проблеме исследования;

- метод беседы;

- анкетирование: «Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов», «Анкета для родителей первоклассников»; опросник для учителей «Изучение особенностей адаптации первоклассников в школе (методика Ковалевой Л. М.)

Исследование проводилось на базе двух школ: в ГОУ Средней Общеобразовательной Школе № 1 и в ГОУ Средней Общеобразовательной Школе № 11 города Москвы в период с января по февраль 2019 года. В исследовании приняли участие 24 человека, из них 4 человека – учителя начальных классов, 10 человек – родители первоклассников и 10 человек – учащиеся первых классов.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1.1 Понятие «адаптации» и факторы, влияющие на нее

В настоящее время понятие «адаптация» (от лат. «приспособление») используется в различных областях знания (биология, социология, философия, этика, социальная психология, экология, педагогика и др.). Первоначально данный термин использовался в биологии и означал «приспособление строения и функций организма к условиям существования и привыкания к ним» [14]. В частности, в теории Ч. Дарвина «естественного отбора» подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления организмов к соответствующим условиям среды. Человек, являясь частью животного мира, унаследовал от животных приспособительные способности, запрограммированные в генетическом коде биологических систем, которые являются важным фактором самосохранения человека [15].

Под адаптацией также понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, протекающими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В литературе адаптацией называют как явления и процессы приспособления индивидуума в жизни, так и изменения в организмах целых популяций на протяжении всего их существования [14].


Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека и животных.

Адаптация человека – есть активный процесс активного взаимодействия человека с природой, который способствует не только оптимальной жизнедеятельности, а также дальнейшему нормальному социальному и биологическому развитию человечества [14].

Адаптация человека к новой для него среде – сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения.

Адаптация человека процесс двухсторонний: человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения (питание, одежда, жилища, инфраструктура транспорт и т.д.)

Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, социальный, психологический, физиологический. Биологическая адаптация человека является низшим элементарным, но в то же время фундаментальным уровнем, оказывающим существенное влияние на более сложные виды и уровни адаптации человека к окружающей среде и к самому себе. Человек является сложной социально-духовной и природно-биологической системой, в этом заключаются особенности его адаптации на различных уровнях [15].

Существует ряд факторов, влияющих на адаптацию, к основным из них относятся природные и социальные факторы. В ходе эволюционного развития живые организмы адаптировались к действию широкого спектра природных раздражителей.Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов, всегда является комплексным, так что можно говорить о действии группы факторов того или иного характера. Так, например, все живые организмы в ходе эволюции, прежде всего, приспособились к земным условиям существования: определенному барометрическому давлению и к гравитации, уровню космических и тепловых излучений, строго определенному газовому составу окружающей атмосферы и т. д. . [15]

Касательно социальных факторов, следует отметить, что человеческий организм подвержен, тем же природным влияниям, что и организмы животных. Социальные условия жизни человека, факторы, связанные с его трудовой деятельностью, породили специфические факторы, к которым необходимо адаптироваться. Их число растет с развитием цивилизации. Так, с расширением среды обитания появляются совершенно новые для человеческого организма условия и воздействия. Например, космические полеты приносят новые комплексы воздействий. К их числу относится невесомость - состояние, абсолютно неадекватное для любого организма. Невесомость сочетается с гиподинамией, изменениями суточного режима жизни и др. Люди, проникающие в недра Земли или совершающие глубоководные погружения, подвергаются воздействию непривычно высокого давления, влажности, дышат воздухом с повышенным содержанием кислорода [15].


1.2 Адаптация первоклассников

Поступление ребенка в школу важный период, связанный со значительными изменениями в организации его жизнедеятельности. Появляются новые обязанности, изменяется привычный режим дня, установленный в детском саду или дома. В школе ребенок попадает в новый коллектив детей и взрослых. Ему необходимо выстраивать новые отношения с одноклассниками, учителями и другими детьми. Вместо привычных игровых занятий, которые занимали большую часть времени ребенка, приоритет приобретает учебная деятельность. Ребенку приходится учиться управлять своими непосредственными желаниями, эмоциями, волевыми процессами. Дети должны привыкнуть к правилам поведения, установленным в школе, проявлять воспитанность, контролировать желание побегать, поиграть. Ответственность за выполнение учебных заданий в школе и дома повышают тревожность ребенка. Особенно в  связи с возможностью получения похвалы или порицания со стороны учителя или критики со стороны одноклассников. Даже если ребенок успешно справляется с учебой, в школе могут возникать конфликты на фоне соперничества с другими учениками, непонимания со стороны учителя.

Все эти обстоятельства могут являться причинами появления психологического напряжения или даже стресса у ребенка, могут повлечь изменение его поведения. Ласковый и послушный ребенок может начать проявлять агрессию или стать замкнутым, стеснительным и робким. Дети, даже успешные в учебе, могут проявлять отрицательное отношение к учебе и нежелание ходить в школу.

Вступление в школьную жизнь ребенка связывают с возрастным кризисом. По определению Г.В. Бруменской «кризисными периодами возрастного развития принято называть периоды жизни ребенка, когда в типичных условиях воспитания не учитываются изменившиеся отношения ребенка к миру, к себе, его изменившаяся внутренняя позиция, когда нарушается соответствие между сложившимися и характерными для предыдущего этапа способами взаимоотношений ребенка с окружающими и развивающимися в течение этого периода возможностями детей.» [1]

Л.И. Божович утверждает, что с кризисом семилетнего возраста связано рождение социального «Я» ребенка. [2] Это трактуется, как смещение приоритетов ребенка с возможности играть на понимание важности учебной деятельности, на желание быть успешным в этой деятельности и получать положительные отметки. Окончанием кризиса можно считать момент, когда ребенок адаптировался к школьной жизни.


Период адаптации ребенка к школе является психологически трудным, поэтому очень важной задачей учителя или школьного психолога выступает помощь ребенку в принятии новых условий жизни: новый режим, новый коллектив, новые требования, новые ценности и деятельность.

По определению М.М. Безруких «Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» [3]. На успешную адаптацию ребенка влияют как его личностные качества, так и помощь значимых взрослых в этом процессе. Благополучное течение адаптационных процессов позволяет сформировать ответственную, успешную, самостоятельную личность ребенка, что будет влиять на всю последующую жизнь маленького человека. Сложности при адаптации к школе ребенка могут привести к его дезадаптации, то есть неспособности приспособиться к новым условиям жизни.  Эта сложная и болезненная ситуация может сопровождаться не только повышением уровня тревожности, появлением реальных и мнимых страхов, но и проявлением вегетативных и невротических реакций. Последствиями могут стать стойкая неуспеваемость, конфликтность, агрессивность, нарушение дисциплины, невозможность общаться и устанавливать социальные контакты и отказ от посещения школы, прогулы. И тогда, для изменения этих последствий, уже потребуется длительная психокоррекционная работа. Профилактика проблем адаптации первоклассников должна проводиться учителем и школьным психологом систематически. Успешная адаптация младшего школьника к школе, по мнению В.В. Давыдова, подтверждается следующими новообразованиями: произвольностью, рефлексией и внутренним планом действия.

Существует много разнообразных методов психологической помощи в адаптации детей к школе, одним из которых является метод сказкотерапии.

Применение сказок для обучения и воспитания детей и не только является одним из древних педагогических и психологических методов. Жизненный опыт, мудрость, накопленные веками,  передавались от одного поколения другому посредством сказок и мифов. Влияние сказок на формирование личности человека, проработку его психологических проблем оценили многие известные психологи и психотерапевты: К. Юнг, Э. Фромм, Э. Берн и другие.

В настоящее время со сказкотерапией работают такие отечественные психологи и педагоги, как А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, Т.М. Грабенко, И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, М.В. Осорина, А.И. Константинова, М.И Лисина и многие другие.