Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Эмоциональная сфера личности как предмет исследования в психологической науке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На этапах выполнения практических заданий и контроля усвоенного материала лучше избегать отрицательных эмоций в качестве реакции на неправильные ответы. По причине колоссального влияния на учеников негативные эмоции, такие как гнев, отвращение, презрение, в педагогическом дискурсе неприемлемы: они вызывают ответную реакцию учащихся, что сказывается на их успеваемости и поведении. Все негативные эмоции в рамках педагогического дискурса лучше заменять нейтральными. Так, недовольство неправильным ответом учащегося можно заменить удивлением: «Разве это правильно?», что скорее побудит школьника к поиску правильного ответа, чем подсознательный страх наказания после недовольства. Страх сделать ошибку исчезнет, если учащиеся почувствуют, что их ведут и им подскажут; в данном случае выражение нейтральных эмоций способствует установлению положительной обратной связи, которая усиливает вовлеченность обучаемых в образовательный процесс[35].

На заключительном этапе учителя начальной и средней школы используют эмоции всего в 4 % случаев (радость), что говорит о том, что эмоциональность на данном этапе скорее исключение, чем правило. Однако именно на заключительном этапе важно выразить радость от совместного творчества, удовлетворение проделанной работой и желание увидеться вновь.

Проведенный анализ дает нам право говорить о том, что все учителя без исключения выражают интерес к происходящему. У педагогов на уроке, как правило, наблюдается одна ведущая, основная эмоция, проявляющаяся чаще других. Это может быть положительная, отрицательная или нейтральная эмоция, в зависимости от личностных особенностей преподавателя. Эта эмоция может выражаться на всех этапах урока.

Сравнивая начальную и среднюю школы, нужно отметить, что учителя младшей школы эмоциональны в той же степени, что и учителя средней школы; в обоих случаях количество положительных эмоций преобладает (58 % и 80 %). Однако учителя начальной школы совсем не используют отрицательные эмоции, и в их дискурсе значительную часть занимают нейтральные (42 %), в то время как в старшей школе практически отсутствуют нейтральные эмоции (3 %), зато в небольшом количестве присутствуют отрицательные (17 %).

Самыми эмоциональными этапами урока являются в средней школе объяснение новой темы и выполнение практических заданий, а в младшей – контроль усвоенного материала. Основными эмоциями являются базовые: радость и интерес. Составные эмоции встречаются в единичных случаях, а этого мало: без воодушевления (энтузиазма), вдохновения и других составных положительных эмоций урок становится скучным и монотонным. На личном примере педагог должен показывать любовь к своему предмету, тогда и учащиеся будут более активно вовлечены в процесс обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опираясь на теоретические факты можно обосновать некоторые закономерности, показывающие взаимозависимость эмоций и деятельности. Через эмоциональные состояния человек выражает свое оценочное отношение к самым разнообразным ситуациям. Эмоции находятся в тесной связи со сферой мотивов человека и, как правило, они имеют предметный характер. Положительный эмоциональный фон свидетельствует о том, что эмоциональные состояния со знаком плюс во многом являются мотивирующим фактором в отношении той деятельности, которую выполняет человек. Эмоциональным состояниям не всегда присущи видимые изменения. Определенные состояния присущи человеку всегда, возможны смешанные состояния. Возникая, они приходят на смену предыдущему состоянию скачком и одномоментно, либо, перетекая в другое, исходя из этого основной характеристикой состояний является их непрерывность. Непрерывность состояний тесным образом связана с такими характеристиками как устойчивость и интенсивность.

Невербальное общение представляет собой систему взаимовлияющих сигналов и действий, которые, в свою очередь, воздействуют на качество и эффективность взаимодействия между людьми. Распознавание информации, передаваемой невербальными средствами общения, оказывает значительное влияние на эффективность коммуникации.

Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека было проведено на примере оценки эмоционального состояния преподавателя.

Исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека позволило прийти к выводу, что самыми эмоциональными этапами урока являются в средней школе объяснение новой темы и выполнение практических заданий, а в младшей – контроль усвоенного материала. Основными эмоциями являются базовые: радость и интерес.

Составные эмоции встречаются в единичных случаях, а этого мало: без воодушевления (энтузиазма), вдохновения и других составных положительных эмоций урок становится скучным и монотонным. На личном примере педагог должен показывать любовь к своему предмету, тогда и учащиеся будут более активно вовлечены в процесс обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Королькова О.А. Перцептивная категоризация выражений лица. - М.: Когито-Центр, 2016. – 332 с.
  2. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий лица при его маскировке и кажущемся движении // Экспериментальная психология. - 2015. - № 1. - С. 7-27.
  3. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий различной степени четкости при стробоскопической экспозиции лица и его маскировке // Российский психологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 197-217.
  4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 672 с.
  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. – 455 с.
  6. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
  7. Гурьев М.Е. Теоретический анализ проблем стресса в психологии // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы II международной научно-практической конференции. - 2014. - № 2. - С. 75-83.
  8. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. // Информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. - 2014. - № 10. - С.81- 83.
  9. Игебаева Ф.А. Такесические средства в деловом общении // Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2017. № 23. - С.163-164.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2016. - 784 с.
  11. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
  12. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. - М.: Форум, 2013. - 544 с.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
  14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2013. - 512 с.
  15. Рапопорт Г.Н., Герц А.Г. Биологический и искусственный разум. Сознание, мышление и эмоции. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 184 с.
  16. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
  17. Столяренко Л.Д. Психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
  18. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2012. - 156 с.
  19. Штейнмец А.Э. Общая психология. - М: Академия, 2013. - 288 с.
  20. Экман П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.
  21. Alves N.T. Recognition of static and dynamic facial expression: a study review // Estudos de Psicologia. - 2013. - Vol. 18. - P. 125-130.
  22. Bassili J.N. Facial motion in the perception of faces and of emotional expression // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance. - 1978. - Vol. 4(3). - P. 373-379.
  23. Ekman P., Friesen W. Pictures of facial affect. Palo Alto, CA: Consulting Psychologies Press, 1976. – 333 р.
  24. Gibson J. J. The Senses Considered as Perceptual Systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966. – 223 р.
  25. Johansson G. Visual perception of biological motion and a model for its analysis // Perception & Psychophysics. - 1973. - № 2. - P. 201-211.
  26. Kappas A., Descoteaux J. Of butterflies and roaring thunder: nonverbal communication in interaction and regulation of emotion // Nonverbal Behavior in Clinical Settings / Eds Philippot P., Coats E.J., Feldman R.S. New York: Oxford University Press, 2003. – 221 р.
  27. Knight B., Johnston H. The role of movement in face recognition // Visual Cognition. - 1997. - Vol. 4. - P. 265-273.
  28. Runeson S., Frykholm G. Kinematic specification of dynamics as an informational basis for person-and-action perception: Expectation, gender recognition, and deceptive intention // Journal of Experimental Psychology: General. - 1983. - № 4. - P. 585-615.

Zebrowitz L.A. Ecological and social approaches to face perception // The Oxford Handbook of Face Perception / Eds. A.J. Calder, G. Rhodes, J.V. Haxby, Mark H. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2011. – 344 р.

  1. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. - М.: Форум, 2013. - 544 с.

  2. Экман П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.

  3. Столяренко Л.Д. Психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

  4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 672 с.

  5. Гурьев М.Е. Теоретический анализ проблем стресса в психологии // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы II международной научно-практической конференции. - 2014. - № 2. - С. 75-83.

  6. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий различной степени четкости при стробоскопической экспозиции лица и его маскировке // Российский психологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 197-217.

  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2016. - 784 с.

  8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

  9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2012. - 156 с.

  10. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

  11. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.

  12. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2012. - 156 с.

  13. Штейнмец А.Э. Общая психология. - М: Академия, 2013. - 288 с.

  14. Гурьев М.Е. Теоретический анализ проблем стресса в психологии // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы II международной научно-практической конференции. - 2014. - № 2. - С. 75-83.

  15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2012. - 156 с.

  16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2016. - 784 с.

  17. Рапопорт Г.Н., Герц А.Г. Биологический и искусственный разум. Сознание, мышление и эмоции. - М.: Едиториал УРСС, 2017. - 184 с.

  18. Alves N.T. Recognition of static and dynamic facial expression: a study review // Estudos de Psicologia. - 2013. - Vol. 18. - P. 125-130.

  19. Ekman P., Friesen W. Pictures of facial affect. Palo Alto, CA: Consulting Psychologies Press, 1976. – 333 р.

  20. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В., Королькова О.А. Перцептивная категоризация выражений лица. - М.: Когито-Центр, 2016. – 332 с.

  21. Gibson J. J. The Senses Considered as Perceptual Systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966. – 223 р.

  22. Johansson G. Visual perception of biological motion and a model for its analysis // Perception & Psychophysics. - 1973. - № 2. - P. 201-211.

  23. Runeson S., Frykholm G. Kinematic specification of dynamics as an informational basis for person-and-action perception: Expectation, gender recognition, and deceptive intention // Journal of Experimental Psychology: General. - 1983. - № 4. - P. 585-615.

  24. Bassili J.N. Facial motion in the perception of faces and of emotional expression // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance. - 1978. - Vol. 4(3). - P. 373-379.

  25. Knight B., Johnston H. The role of movement in face recognition // Visual Cognition. - 1997. - Vol. 4. - P. 265-273.

  26. Zebrowitz L.A. Ecological and social approaches to face perception // The Oxford Handbook of Face Perception / Eds. A.J. Calder, G. Rhodes, J.V. Haxby, Mark H. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2011. – 344 р.

  27. Kappas A., Descoteaux J. Of butterflies and roaring thunder: nonverbal communication in interaction and regulation of emotion // Nonverbal Behavior in Clinical Settings / Eds Philippot P., Coats E.J., Feldman R.S. New York: Oxford University Press, 2003. – 221 р.

  28. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. // Информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. - 2014. - № 10. - С.81- 83.

  29. Игебаева Ф.А. Такесические средства в деловом общении // Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2017. № 23. - С.163-164.

  30. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2013. - 512 с.

  31. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.

  32. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988. – 455 с.

  33. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

  34. Барабанщиков В.А., Королькова О.А., Лободинская Е.А. Восприятие эмоциональных экспрессий лица при его маскировке и кажущемся движении // Экспериментальная психология. - 2015. - № 1. - С. 7-27.

  35. Экман П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2017. - 448 с.