Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности)).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
Вариант ответа |
В целом по выборке, % |
положительные эмоции увеличивают производительность труда |
92 |
положительные эмоции снижают производительность труда |
8 |
отрицательные эмоции повышают производительность труда |
4 |
отрицательные эмоции снижают производительность труда |
88 |
эмоции не сказываются на моей производительность |
3 |
Итак, по мнению сотрудников, положительные эмоции увеличивают их производительность, отрицательные - понижают, и лишь 3% сотрудников ответили, что эмоции никак не влияют на их производительность.
Рисунок 2.19 - Распределение ответов на 1 вопрос экспресс-опроса
Второй вопрос - высока ли по Вашему мнению Ваша умственная работоспособность?
Таблица 2.2. Распределение ответов на 2 вопрос экспресс-опроса
Вариант ответа |
В целом по выборке, % |
да, могу это уверенно утверждать |
23 |
скорее да, чем нет |
12 |
скорее нет, чем да |
35 |
нет |
30 |
Видна отрицательная тенденция - 30% респондентов полагают, что их умственная работоспособность низкая, 35% также склоняются к отрицательному ответу, 23% уверенно утверждают, что их умственная работоспособность высока, 12% также склоняются к положительному ответу.
Рисунок 2.20 - Распределение ответов на 2 вопрос экспресс-опроса
Третий вопрос - чувствуете ли Вы в последнее время умственную усталость?
Таблица 2.3. Распределение ответов на 3 вопрос экспресс-опроса
Вариант ответа |
В целом по выборке, % |
да |
92 |
нет |
2 |
затрудняюсь ответить |
6 |
Большинство опрошенных операторов call-центра - 92% - ответили, что чувствуют умственную усталость, 2% - ответили отрицательно и 6% затруднились с ответом:
Рисунок 2.20 - Распределение ответов на 3 вопрос экспресс-опроса
Четвертый вопрос - Влияет ли уровень умственной усталости на Вашу производительность?
Таблица 2.4. Распределение ответов на 4 вопрос экспресс-опроса
Вариант ответа |
В целом по выборке, % |
да |
92 |
нет |
4 |
затрудняюсь ответить |
4 |
92% ответили, что умственная усталость оказывает влияние на производительность труда, 4% ответили отрицательно, 4% - затруднились с ответом:
Рисунок 2.21 - Распределение ответов на 4 вопрос экспресс-опроса
Заключительный вопрос - Следует ли руководству уделить внимание вопросам повышения работоспособности персонала?
Таблица 2.5. Распределение ответов на 5 вопрос экспресс-опроса
Вариант ответа |
В целом по выборке, % |
да, безусловно |
87 |
нет, мы сами справляемся с ситуацией |
3 |
затрудняюсь ответить |
10 |
Большинство опрошенных - 87% - ответили утвердительно, 3% отрицательно, 10% затруднились ответить.
Рисунок 2.22 - Распределение ответов на 5 вопрос экспресс-опроса
Таким образом, по итогам самооценки персонала можно сделать следующие выводы:
эмоции оказывают значительное влияние на производительность труда сотрудников call - центра,
большинство сотрудников оценивают свою умственную работоспособность как низкую, при этом также отмечается значительная умственная усталость, которая понижает их производительность и работоспособность,
сотрудники отметили необходимость действий со стороны руководства по повышению умственной работоспособности и производительности труда сотрудников.
Заключение
Подведем итог всему вышеизложенному. Работоспособность - это способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность - это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.
Под производительностью труда понимают степень его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.
Трудовой процесс определяется - показателями тяжести и напряженности труда. Под термином "тяжесть труда" понимают степень вовлечения в работу мышц и физиологические затраты вследствие преимущественной физической нагрузки. Напряженность труда отражает нагрузку на центральную нервную систему и оценивается по 16 показателям, характеризующим интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность и режимы труда.
Адекватная оценка конкретных условий и характера труда будет содействовать обоснованной разработке и внедрению комплекса мероприятий и технических средств по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в частности за счет улучшения параметров производственной среды, уменьшения тяжести и напряженности трудового процесса.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
в целом работники компании не довольны уровнем комфорта на их рабочих местах,
респонденты полагают, что на их рабочих местах шумно, мебель не эргономична, освещение не достаточное,
существует необходимость в улучшении материально-технического оснащения рабочих мест в компании, в том числе следует улучшить оргтехнику, снабжение канцелярскими товарами, мебель сделать более эргономичной,
работники считают организацию рабочих мест нерациональной, требуется изменение планировки и оснащение рабочих мест.
Кроме того, по итогам самооценки персонала можно сделать следующие выводы:
эмоции оказывают значительное влияние на производительность труда сотрудников call - центра,
большинство сотрудников оценивают свою умственную работоспособность как низкую, при этом также отмечается значительная умственная усталость, которая понижает их производительность и работоспособность,
сотрудники отметили необходимость действий со стороны руководства по повышению умственной работоспособности и производительности труда сотрудников.
С целью повысить качество и эффективность организации рабочих мест в компании, был разработан проект, который включает в себя:
улучшение эргономики рабочих мест,
повышение культуры организации рабочего места среди персонала,
организация сеансов производственной физкультуры,
установка кондиционеров,
корректировка рассадки персонала,
внедрении системы аттестации рабочих мест по условиям труда,
оптимизация рабочих мест сотрудников call-центра.
При реализации проекта компания повысит уровень мотивации персонала, снизит нагрузку на персонал, улучшить социально-психологический климат в коллективе, что позволит повыситmm работоспособность и производительность труда персонала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник / Ю.И. Александров. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.
- Васильков А.М., Белов В.Г. Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека // Вопросы психологии. 2013. - №11. С.12-19.
- Глушко А.Н. Дифференциальная психология и психодиагностика. М.: Астрель, 2016. 452 с.
- Гусева Н.Ю. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Н.Ю. Гусева. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2015. - 204 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М: Аспект Пресс, 2014. - 368 с. С. 295-323, 55-99.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 336 с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Академия, 2014. 198 с.
- Кибанов А.Я. и др. Экономика и социология труда. М.: ИНФРА-М, 2013. 388 с.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие. / Под ред. Е.М. Ивановой - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014г.
- Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - М: МПСИ, 2014. - С. 198-206, 136-150.
- Психофизиология профессиональной деятельности: учебно-метод. материалы. / Сост. Ю.В. Назарова. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2014. - 64 с.
- Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: Учебник / О.Н. Рыбников. - М.: Академия, 2014. - 320 с. - С.308-315.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2014. - 220 с.
- Сорочан В.В. Психология профессиональной деятельности: Конспект лекций / В.В. Сорочан. - М.: МИЭМП, 2015. - 70 с
- Ткачук В.Г., Хапко В.Е. Психофизиология труда: Конспект лекций. Киев: МАУП, 2014. 88 с.
- Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Русско-англо-русская энциклопедия. 12-е изд., 2015. 562 с.
- Федотова Л.П. Психофизиология труда и профессиональной деятельности: Учебное пособие / Л.П. Федотова, В.В. Халевицкая. - Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2015. - 88 с.
- Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб. пособие / М.М. Филиппов. - К.: МАУП, 2016. - 240 с.
- Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Питер, 2016. - 240 с.
- http://bookap.info/psyhofizio/aleksandrov_osnovy_psihofiziologii_aleksandrov_yui_red/gl116.shtm