Файл: Понятие и сущность социально-психологического климата организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке мечта каждого руководителя - это стабильное развитие предприятия, высокие позиции фирмы на рынке, высокие показатели производства и ежегодный рост доходности организации. Достичь всего этого фирме помогают в первую очередь экономические, современные технологии производства, правильное распределение труда, квалификация рабочих и т.д. Но также одним из самых важных элементом успеха любой фирмы является ее культура, обстановка внутри самого предприятия, психологический настрой коллектива. У каждого сотрудника фирмы должно быть понимание общей цели компании, он должен понимать свою значимость, значимость своего труда. Если социально-психологический климат в организации находится на высоком уровне, то можно смело говорит о том, что фирма готова к более полной реализации.

Именно поэтому я выбрал данную тему курсовой работы, что бы показать всю значимость социально-психологического климата.

Цель: изучение формирования социально – психологического климата в организации, и его влияние на развитие фирмы.

Объект исследования – ООО «Аргоник».

Предметом исследования: теоретические основы социально-психологического климата в организации.

Задачи:

-    ознакомиться с теоретическими основами понятия социально-психологический климат;

-    изучить методы управления социально-психологическим климатом;

-    рассмотреть основные характеристики предприятия ООО «Аргоник»;

-    проанализировать деятельность организации ООО «Аргоник» в рамках исследования социально-психологического климата;

-    выявить преимущества и недостатки реализации действующих мероприятий в области формирования социально-психологического климата;

-    на основе проведенного анализа разработать социальную политику предприятия, а также предложить механизм ее внедрения и реализации в ООО «Аргоник».

Глава 1. Основные характеристики социально-психологического климата организации


1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата организации

Понятие «климат», как ни странно, имеет корни из метеорологии и географии. Его часто ассоциируют в психологии с такими понятиями как дух коллектива, атмосферный дух, настроение и др. В отечественной психологии выделяют четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата:

  1. Климат – это общественно-психологический феномен, состояние коллективного сознания. Это отражение в сознании людей понимания об их взаимоотношении. Представителями первого подхода являются Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов
  2. Климат – это настроение группы людей. Сторонники второго подхода: А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин[2]
  3. Социально-психологический климат – это непосредственное взаимоотношение людей, их тесный контакт друг с другом в процессе которого формируется межличностные отношения. Авторы третьего подхода В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин[3].
  4. Климат – моральное единство, сплоченность, общее мнение, цель, обычаи и традиции членов группы. Представителями четвертого подхода являются В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган. [4]

При изучении социально-психологического климата следует выделить два уровня:

  1. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения всех членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду[5]. Здесь понятие социально-психологического климата определяется как устойчивое, стабильное состояние, способное долгое время не разрушаться, сохраняет свою сущность и свойство даже в трудные времена организации. НА данном уровне в организации уже сформирован определенный климат, и что-то поменять довольно трудно, намного проще поддерживать его на определенном уровне, на котором он уже находится. Периодически следует осуществлять его контроль и, если это необходимо, коррекцию.

Сотрудники организации чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений.

  1. Второй уровень – здесь социально-психологический климат имеет свойство меняться, колебаться. Он зависит от ежедневного настроя сотрудников, от их психологического настроения – «психологическое настроение».

Психологическое настроение – это такая атмосфера, при которой изменения происходят более быстро, и особо не осознаются людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение, работоспособность личности в течение рабочего дня. А изменения именно климата всегда более заметны, чаще всего люди переживают их более остро, но человек все-таки успевает адаптироваться к ним. они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.


В наше время понятие «климат» понимают, как организационное влияние на мотивацию и поведение сотрудников. Отсюда следует, что он включает в себя общий взгляд коллектива на организационную политику, деятельность и мероприятия, как официальные, так и неофициальные, вознаграждения сотрудников, мотивационную политику и т.д. Каждый сотрудник должен ясно понимать цель организации и средства, с помощью которых он можете ё достичь.

Социально-психологический климат организации непосредственно связан с совместной деятельностью людей, атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника. В любом коллективе между людьми складываются различные отношения.

Одним из важных элементов концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры.  Во главе структуры стоит – настроение. В структуре социально-психологического климата существует наличие двух основных подразделения:

  1. Отношения людей к труду
  2. Отношения людей друг к другу.

Отношения людей друг к другу так же можно продифференцировать:

- отношения между товарищами

- отношения с руководством

- отношения с подчиненными

Модели социально-психологического климата основываются на оценке трех сторон:

  1. Уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
  2. Степень реализации психологического-климата в данный момент;
  3. Как будет изменяться в дальнейшем психологического потенциала коллектива;

Разберем несколько вариантов моделей социально-психологического климата.

I вариант.

Высокий уровень развернутости социально - психологического потенциала коллектива и высокая степень его реализации. Благодаря такому настрою происходит высокая отдача работе, грамотная организация труда, а так же сохраняется необходимый резерв для дальнейших усилий. В этом случае человек работает очень плодотворно, но не на износ. Благодаря такой хорошо выстроенной организации труда, грамотному управлению персоналом в сочетании с высокой мотивацией работника, его удовлетворенности от отдачи работе происходит открытие перспективы дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала сотрудников.

II вариант

При высоком уровне развернутости социально-психологического потенциала – крайне низкая степень его реализации. Чаще всего это связано с несовершенной системой в данный момент при организации труда и управлении персоналом. При таком варианте событий происходит спад потенциала коллектива, снижение производственной эффективности, рост неудовлетворенности сотрудниками. Это может приводить к частым конфликтам как среди коллег, так и среди руководства. Учащается халатное отношение к работе.


III вариант.

При невысоком уровне развернутости социально-психологического климата – идет полная отдача в работе – на износ. В данном случае чаще всего проиходит просто срыв в работе, что сулит падение социально-экономический эффективности.

Данные вариант социально-психологического климата, не являются конечными, их существует огромное множество.

Еще одним важным элементом социально-психологического климата является его структура и её характеристика. Для её построения следует вычислить основные компоненты:

- отношение в коллективе

- отношение между административным персоналом

- отношения вне работы

- отношения к труду и т.д.

Как мы видим при построении структуры социально-психологического климата можно выделить два основных подразделения:

  1. Отношение людей к друг другу
  2. Отношение людей к

Отсюда получается следующая структура социально-психологического климата:

В итоге в структуре при выделение отношений между людьми выделяются два основных параметра психологического настроя:

  1. Эмоциональный
  2. Предметный

Эмоциональный – это настроение человека, построенное на эмоциях, его отношение удовлетворенности или неудовлетворенности чем-либо или кем-либо.

Предметный – внимание человека и характер восприятия тех или иных сторон его деятельности.

Социально-психологический климат коллектива не может быть полностью выстроен на отношениях людей к друг другу. Не менее важной его составляющей является отношение людей к миру в целом, на своем мироощущении, мировоззрении, мировосприятии. И конечно же, это так же влияет на всю систему ценностных ориентаций личности, которая является членом того или иного коллектива. Отсюда следует, что социально-психологический климат так же проявляется определенном образом из-за отношения к самому себе каждого члена коллектива.

В результате можно выстроить определенную структуру ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально - психологического климата.

Давайте рассмотрим, как в целом формируется отношение человека к миру и к себе.

Отношение личности к миру прежде всего формируется из образа его жизни, из социума который его окружает. Первыми, благодаря кому человек начинает видеть мир через определенную призму являются его родители.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.


Каждый сотрудник, член коллектива на основе всех параметров социально-психологического климата создает в себе сознание, восприятие, ощущение своего «Я» в соответствии климату данного коллектива.

Конечно, нельзя не сказать и о психологическом самочувствии члена коллектива. Оно так же в определенной мере служит одним из показателей определенной степени развернутости потенциала человека. Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. Чаще всего психологическое самочувствие зависит от атмосферы в рабочем коллективе.

Если самочувствие личности рассматривать с этой точки зрения, то оно является одним из наиболее общих показателей социально-психологического климата. Но при этом данный показатель не может быть основным и конкретно судить о состоянии социально-психологического климата в том или ином коллективе, об эффективности его деятельности.

А – отношение к делу; Б – самочувствие личности
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.

Отсюда следует определенный вывод: социально-психологический климат организации – это всегда специфическая для совместной деятельности людей атмосфера психического и эмоционального состояния каждого его участника.

    1. Методы управления социально-психологическим климатом

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Основные психологические методы воздействия на людей:

  1. Административные методы – это методы которые напрямую строятся на власти. Основные способы административного воздействия:

- организационные воздействия

- распорядительные воздействия

- дисциплинарная ответственность и взыскания

- материальная ответственность и взыскания

- административная ответственность и взыскания

2. Экономические методы – они строятся на управлении персоналом с помощью экономических законов. К ним относятся:

- плановое ведение хозяйства

- оплата труда

- рабочая сила

- ценные бумаги

- факторы производства и др.

3. Социологические методы – это методы, которые основаны на способах мотивации общественного воздействия на людей через «мнение коллектива». С помощью социологических методов можно решить следующие задачи:

- установить назначение и место сотрудников в коллективе