Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Положения финансовой политики).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика сущности, целей и задач финансовой политики Российской Федерации
1.1 Общие положения финансовой политики РФ
1.2 Характеристика элементов финансовой политики
1.3 Содержание и цели финансовой политики
Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Характеристика современной финансовой политики Российский Федерации
2.2 Проблемы финансовой политики РФ
2.3 Направления развития финансовой политики Российский Федерации на 2019-2024 год
Федеральный бюджет является одним из важнейших элементов бюджетной системы Российской Федерации наряду с бюджетами субъектов РФ и бюджетами органов местного самоуправления. Он представляет собой мощный инструмент стимулирования экономического роста и социального развития государства.
Динамика доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации представлена в ежегодной информации об исполнении федерального бюджета, предоставляемой Министерством финансов.
Рис. 1. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, млрд.руб.
За анализируемый период (2006-2018 гг.) наблюдается значительный рост как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов федерального бюджета. В 2018 году по сравнению с 2006 годом показатель нефтегазовых доходов увеличился в 3,06 раза (6 074,3 млрд. руб.), а показатель ненефтегазовых доходов - в 3,13 раза (7 101,7 млрд. руб.). Показатели 2009 года незначительно отличаются от показателей 2006 года, но сравнивая их с показателями 2018 года наблюдается увеличение в 3,02 раза (6 033,8 млрд. руб.) и в 2,4 раза (6 083,2 млрд. руб.) по нефтегазовым и ненефтегазовым расходам соответственно. В 2012 году объёмы нефтегазовых и ненефтегазовых доходов практически сравнялись и составили около 6 400 млрд. руб., что приблизительно в 1,5 раза отличается от показателей 2018 года. В 2015 году ощутимо снижается уровень нефтегазовых доходов, а уровень ненефтегазовых доходов показывает значительный рост, при этом к 2018 году показатель нефтегазовых доходов увеличится в 1,54 раза (3 155,1 млрд. руб.), а ненефтегазовых - в 1,34 раза (2 640,4 млрд. руб.) соответственно.
В большинстве своём изменения в структуре нефтегазовых доходов вызваны изменением в объёмах добычи нефти и колебаний в стоимости нефти за баррель. Что касается стоимости нефти, то наиболее кризисный период начинается с 2014 года, когда начинаются первые предпосылки к падению цен, далее идёт их планомерное снижение вплоть до 2017 года, затем к концу 2017 года наблюдается повышение и относительная стабилизация цен на нефть в последующий год.
Рис. 2. Структура и динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета, млрд. руб.
Что касается ненефтегазовых доходов, то к концу рассматриваемого периода по сравнению с его началом рост в разном размере показал каждый из показателей. Наибольший рост наблюдается в ненефтегазовых доходах, связанных с внутренним производством, он увеличился в 3,56 раза (3 903,6 млрд. руб.). Меньше всего изменилась строка «Прочее» - возросла всего лишь в 2,09 раза (939,4 млрд. руб.) за 12 лет. Ненефтегазовые доходы, связанные с импортом, увеличились в 3,39 раза (2 258,6 млрд. руб.).
Таблица 1
Доходы федерального бюджета РФ по отношению к ВВП (в %)
2006 |
2009 |
2012 |
2015 |
2018 |
||
1 . |
Доходы, всего |
23,33 |
18,91 |
18,86 |
16,44 |
18,73 |
1.1. |
Нефтегазовые доходы |
10,94 |
7,69 |
9,47 |
7,06 |
8,68 |
1.2. |
Ненефтегазовые доходы |
12,39 |
11,22 |
9,39 |
9,38 |
10,05 |
1.2.1. |
Связанные с внутренним производством |
5,67 |
3,75 |
3,82 |
4,17 |
5,23 |
1.2.2. |
Связанные с импортом |
3,51 |
3,51 |
3,59 |
2,89 |
3,08 |
1.2.3. |
Прочие |
3,20 |
3,97 |
1,98 |
2,32 |
1,73 |
Несмотря на то, что в абсолютных показателях наблюдается рост показателей, по отношению к ВВП каждый из показателей снизился. В целом доходы с 2006 года к 2018 году снизились на 4,6 %, нефтегазовые доходы - на 2,26 %, ненефтегазовые доходы - на 2,34 %.
При этом внутри данного элемента произошли следующие снижения показателей: доходы, связанные с внутренним производством - на 0,44 %, доходы, связанные с импортом - на 0,43 % и прочие - на 1,47 %.
Расходная часть бюджета отражает реализацию основных направлений бюджетной политики государства, именно поэтому анализ расходов федерального бюджета имеет огромное значение в современных экономических условиях (результаты расчетов представлены в таблице 2).
Таблица 2
Расходы федерального бюджета РФ по отношению к ВВП
(в %)
2006 |
2009 |
2012 |
2015 |
2018 |
|
Расходы, всего |
15,92 |
24,89 |
18,92 |
18,80 |
16,09 |
Общегосударственные вопросы |
1,98 |
2,20 |
1,19 |
1,35 |
1,21 |
в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга* |
0,64 |
0,45 |
|||
Национальная оборона |
2,53 |
3,06 |
2,66 |
3,83 |
2,72 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,04 |
2,59 |
2,70 |
2,37 |
1,90 |
Национальная экономика |
1,28 |
4,25 |
2,89 |
2,80 |
2,31 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
0,20 |
0,39 |
0,34 |
0,17 |
0,14 |
Охрана окружающей среды |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,06 |
0,11 |
Образование |
0,79 |
1,08 |
0,89 |
0,73 |
0,70 |
Культура, кинематография и средства массовой информации* |
0,21 |
0,29 |
|||
Культура, кинематография |
0,13 |
0,11 |
0,09 |
||
Здравоохранение и спорт* |
0,55 |
0,91 |
|||
Здравоохранение |
0,90 |
0,62 |
0,52 |
||
Социальная политика |
0,75 |
0,83 |
5,66 |
5,13 |
4,41 |
Физическая культура и спорт |
0,07 |
0,09 |
0,06 |
||
Средства массовой информации |
0,11 |
0,10 |
0,09 |
||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
5,57 |
9,26 |
0,47 |
0,62 |
0,78 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
0,88 |
0,82 |
1,05 |
Расходы по отношению к ВВП претерпевали изменения на протяжении всего анализируемого периода. Самый значительный объем расходов в процентах ВВП наблюдался в 2009 году - расходы составили почти 25 % по отношению к ВВП (при этом доходы в данный период не превышали 19 %).
В большей степени это объясняется кризисом, который на тот период переживала экономика страны. Расходование средств государственного федерального бюджета в 2006 году примерно совпадает с расходованием, которое было в 2018 году - приблизительно 16 %.
Этот показатель наименьший за рассматриваемые периоды. В 2012 и 2015 годах показатели отличались незначительно и немногим не достигали 19 %, разница наблюдалась в структуре расходов.
Рис. 3. Структура расходов федерального бюджета в 2006 году, млрд. руб.
За период с 2006 года по 2018 год в классификации расходов некоторые статьи изменялись: в большинстве случаев они разделялись, так, например, в 2006 году обслуживание государственного и муниципального долга включалось в состав общегосударственных вопросов, а в 2018 году - стало отдельной статьей в расходах.
В 2006 году наибольший объем средств приходился на межбюджетные трансферты - 35 % от всех расходов, в 2018 году приоритетным направлением для использования средств стала социальная политика, на неё выделяется порядка 27 %.
После 2006 года приблизительно в 2 раза возросли вложения в национальную экономику, они к 2018 году составляют практически 14,5 %, это, по большей части, объясняется и кризисами 2008 года и 2014-2015 годов. На текущий момент на фоне санкций поддержка национальной экономики также необходима.
Рис. 4. Структура расходов федерального бюджета в 2018 году, млрд. руб.
Расходы на национальную оборону и национальную безопасность изменились в общем соотношении не так значительно - первая статья увеличилась на 1 %, а вторая - уменьшилась на 0,4 %.
С течением времени возросло обслуживание государственного долга с 4 до 4,8 %. По данным на 1 января 2019 года внешний государственный долг РФ составляет 49 156,5 млн. долл. США.
Расходы на охрану окружающей среды хоть и возросли за рассматриваемый период в 4,5 раза (116 млрд. руб.), но всё равно не превышают 1 % от общего количества расходов федерального бюджета.
Затраты на образование за 12 лет снизились на 0,63 % или приблизительно на 1/5. Затраты на культуру и кинематографию, средства массовой информации, физическую культуру и спорт суммарным итогом составляют менее 1,5 %.
Расходы на здравоохранение составляют чуть более 3 %. Показатель не особо высокий, но в то же время по данным 2017 года Россия занимает 9-е место в рейтинге стран по расходам на здравоохранение, при этом значительно уступая странам Европы, США, а также Японии.
Расходы федерального бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, рост расходов увеличивается ежегодно, что вызывает дефицит бюджета. Лишь в 2018 году впервые, начиная с 2011 года, бюджет страны стал профицитным, доходы на 16 % превысили расходы (2 745, 4 млрд. руб.).
«Государственный бюджет страны испытывает значительную зависимость от доходов, получаемых от продажи на мировом рынке углеводородов. С учетом нестабильности этого рынка и тенденции к снижению уровня цен остро встает задача изыскания дополнительных источников пополнения бюджета, что стало одной из причин формирования Правительством Российской федерации стратегии налогового маневра. Уменьшение поступлений в бюджет при высоком уровне социальных обязательств приводит к значительному снижению финансовых вливаний в экономику страны, что негативным образом сказывается на процессе выхода из кризиса». Политика консервации финансовых ресурсов и сдерживания бюджетных расходов не может обеспечить нужные темпы экономического роста и социального развития.
В таких непростых макроэкономических условиях при сокращении внутреннего спроса предстоит серьезная работа по увеличению доходной части федерального бюджета, формированию дополнительных источников наполнения бюджета, оптимизации расходной части и пересмотру параметров перераспределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.
Исходя из текущего состояния Федерального бюджета, перейдем к рассмотрению основных его характеристик на 2019-2021 гг.
Основные характеристики федерального бюджета на 2019 - 2021 гг. представлены в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России). Согласно данному документу в 2019 году ожидается увеличение доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, что связано с предполагаемыми изменениями налогового законодательства и изменением макроэкономических показателей из-за предполагаемого снижения цены на нефть (таблица 2).
Таблица 2
Доходы Федерального бюджета в 2019-2021 гг. (млрд. руб.)
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Темп прироста, % (2021/2019) |
|
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
19 969,30 |
20 218,60 |
20 978,00 |
5,05 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
8 298,20 |
7 936,30 |
8 018,20 |
-3,37 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
11 671,10 |
12 282,30 |
12 959,80 |
11,04 |
Связанные с внутренним производством |
5 916,30 |
6 216,40 |
6 577,90 |
11,18 |
НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, в т.ч: |
3 986,40 |
4 2 79,30 |
4 609,40 |
15,63 |
повышение ставки НДС с 18% до 20% |
256,9 |
359,8 |
387,5 |
50,84 |
Акцизы на производимые товары, в т.ч. |
969,6 |
959,1 |
948,8 |
-2,15 |
повышение норматива зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов РФ |
-59 |
-62,1 |
-65,6 |
11,19 |
поэтапная передача акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации |
-57 |
95,6 |
||
Налог на прибыль |
960,3 |
978 |
1 019,70 |
6,19 |
Связанные с импортом |
3 667,50 |
3 916,90 |
4 204,60 |
14,64 |
НДС на ввозимые товары в т.ч.: |
2 913,30 |
3 115,90 |
3 348,70 |
14,95 |
повышение ставки НДС с 18% до 20% |
268,5 |
287,1 |
308,6 |
14,93 |
Акцизы на ввозимые товары |
98,7 |
106,3 |
111,9 |
13,37 |
Ввозные таможенные пошлины |
655,5 |
694,7 |
744 |
13,50 |
Прочие доходы |
2 087,30 |
2 149,00 |
2 177,30 |
4,31 |
В последующие годы ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов, что обусловлено рядом факторов: снижением объемов добычи и экспорта нефтегазовой продукции; введением налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, что приведет к снижению поступлений налога на добычу полезных ископаемых при добыче на льготируемых месторождениях и другие.
Структура ненефтегазовых доходов в 2019 - 2021 годах остается стабильной при незначительном росте доли НДС (на 2,3 п.п.) и одновременном снижении доли акцизов на товары, производимые на территории Российской Федерации (на 1,0 п.п.) в результате передачи части акцизов в бюджеты субъектов Российской Федерации: норматив зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов с 2019 года повысится с 50 до 80 процентов, норматив зачисления акцизов на нефтепродукты будет постепенно увеличиваться начиная с 2020 года, и к 2024 году будет доведен до 100% .
Эти меры в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.
В решении проблемы бюджетного дефицита, ключевую роль играет налоговая политика, которая из-за этого приобретает ярко выраженную фискальную направленность
В результате основными направлениями налоговой политики становятся рост налоговой нагрузки и ужесточение налогового администрирования.
К мерам, приводящим к росту налоговой нагрузке можно отнести введение торгового сбора, а также системы «Платон» в 2015 г., планомерное внедрение механизма налогообложения недвижимости на основе кадастровой стоимости начиная с 2014 г. (организации) и 2015 г. (население), а также введенный в 2018 г. курортный сбор [2, с. 146].
Кроме того, с 1 января 2019 года базовая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18 до 20 процентов. По данным таблицы 2 видно, что увеличение ставки НДС принесет дополнительно 257 млрд. руб. в 2019 году. Эти средства должны пойти на медицину, образование, социальное обеспечение и культуру в рамках майского указа Президента. Планируемый объем расходов Федерального бюджета в 2019-2021 гг. представлен в таблицы 3.
Таблица 3
Расходы Федерального бюджета в 2019-2021 гг. (млрд. руб.) (план)
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Темп прироста, % (2021/2019) |
|
РАСХОДЫ, ВСЕГО |
18 037 |
18 994 |
20 026 |
11,03 |
Общегосударственные вопросы |
1 406,50 |
1 428,50 |
1 539,90 |
9,48 |
Национальная оборона |
2 914,20 |
3 019,50 |
3 160,20 |
8,44 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 247,40 |
2 216,60 |
2 295,90 |
2,16 |
Национальная экономика |
2 655,70 |
2 602,20 |
2 813,80 |
5,95 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
192,2 |
197,1 |
187,6 |
-2,39 |
Охрана окружающей среды |
197,1 |
230,9 |
267,5 |
35,72 |
Образование |
829,2 |
847,1 |
881,3 |
6,28 |
Культура, кинематография |
125,3 |
116,2 |
122,1 |
-2,55 |
Здравоохранение |
653,2 |
918,4 |
855,9 |
31,03 |
Социальная политика |
4 890,50 |
4 924,10 |
4 757,70 |
-2,72 |
Физическая культура и спорт |
54,7 |
54,9 |
49,5 |
-9,51 |
Средства массовой информации |
75 |
68,4 |
68,7 |
-8,40 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
852,1 |
967,6 |
1 095,00 |
28,51 |
Межбюджетные трансферты |
944,1 |
928,1 |
929,8 |
-1,51 |