Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Определение организации и предпринимательской среды).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внутренней среды организации
1.2. Понятие внутренней среды организации
2. Теоретические основы анализа внешней среды организации
2.1. Понятие и характеристика внешней среды организации
2.2. Структура внешней среды организации
3. Взаимосвязь внутренней и внешней среды организации
3.2. Влияние организационной культуры и стратегический анализ
- стратегия конкуренции как фактор борьбы на рынке;
- реклама и маркетинг как инструмент управления спросом;
- PR и связи с общественностью для улучшения имиджа организации;
- политическая деятельность для влияния на государство посредством участия и членства в общественных организациях способных лоббировать интересы своих членов и партнеров в правительстве.
В современном рыночном хозяйстве любая организация находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, которая, с одной стороны, является источником прибыли и шансов на стабильное развитие, а с другой – источником угроз и опасности потери доли рынка, падения спроса на продукцию или услуги, морального устаревания технологий и оборудования и др.
2.2. Структура внешней среды организации
Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и влияния внешней среды. Внешняя среда разделяется на факторы косвенного (макросреда) и прямого (микросреда) воздействия[1].
Макросреда – это факторы, которые оказывают косвенное влияние на все организации, занятые в данной отрасли. Как правило, это факторы, характеризующие развитие национальной экономики:
- экономическая среда — факторы, определяющие развитие экономических процессов в национальной экономике, такие как темпы роста ВВП, внешние долги и т. п., влияние бюджетной и налоговой политики государства на платежеспособность населения, инвестиционную привлекательность национальной экономики, устойчивость национальной валюты, темп инфляции, нормы налогообложения и др.;
- политическая среда — факторы, определяющие развитие политических процессов, стабильность законодательных норм в национальной экономике, политическая идеология, определяющая политику правительства, степень общественного недовольства правительством и т. п.;
- технологическая среда (способы преобразования ресурсов в результат) — факторы, определяющие тенденции развития научно-технического прогресса и связанного с ним изменения технологического базиса производства;
- социальная среда — факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и ценности населения, отношение людей к работе и качеству жизни, темпы роста населения и др. Социальная среда во многом определяет состояние рынка труда и численность трудоспособного населения. Изменения социальной среды могут оказывать воздействие на определенные; рынки товаров или услуг.
Для эффективного изучения внешней среды в организации создается специальная структура. В ней применяются следующие способы наблюдения:
- участие в профессиональных конференциях;
- анализ материалов СМИ и специализированных источников;
- оценка опыта деятельности организации;
- проведение дискуссий внутри организации.
Микросреда — это факторы, влияющие на деятельность конкретной организации и ее конкурентоспособность по сравнению с другими организациями в данной отрасли[8]. К ним относятся:
- поставщики ресурсов — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), владеющие необходимыми организации ресурсами;
- потребители (продукции, работ или услуг) — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), испытывающие спрос на продукцию, работы или услуги, предлагаемые организацией;
- конкуренты — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), соперничающие на конкретном рынке и производящие товары или услуги для удовлетворения у потенциального покупателя аналогичных потребностей;
- посредники — хозяйствующие субъекты (юридические или физические лица), способствующие распространению, продвижению и сбыту товаров или услуг организации.
Контактные аудитории — это общественные организации и социальные группы, проявляющие интерес к деятельности фирмы и способные оказать влияние на результаты этой деятельности. К ним относят:
- государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
- местные и муниципальные органы власти;
- общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества;
- аудиторские и консалтинговые фирмы;
- средства массовой информации: пресса, радио, телевидение.
3. Взаимосвязь внутренней и внешней среды организации
Эффективная и успешная работа компании обеспечивается взаимодействием между внешней и внутренней средой, так как и во внешней, и во внутренней среде происходят процессы, открывающие для фирмы новые возможности для роста и развития[10]. Для своевременного выявления потенциальных благоприятных возможностей и преодоления угроз разработаны специальные приемы анализа среды. Самый распространенный метод - анализ взаимодействия и взаимовлияния факторов внешней и внутренней среды, которые дают возможность определить сильные и слабые стороны организации, источники внешних угроз и возможностей, и затем выявить степень их взаимосвязанности.
Внешняя и внутренняя среда организации всегда функционируют параллельно друг с другом. Так, например, анализ внешних условий может очертить благоприятные и неблагоприятные возможности предложения на рынке, однако их польза или вред для организации могут быть оценены только в процессе анализа факторов внутренних условий[11].
Взаимосвязи между внутренними и внешними факторами можно установить только после полного объективного анализа всех условий.
Обобщая изложенную информацию необходимо сказать, что влияние внешней среды на организацию зачастую является решающим и важным фактором. Внешняя среда делится на макросреду, под которую организация вынуждена подстраиваться в силу ее глобальности, и микросреду, на которую у организации имеется определенное влияние. Необходимо также отметить, что внутренняя среда предприятия тесно связана с внешней и во многом зависит от нее.
Методы анализа внутренней среды организации 3.1. Управленческий анализ
Внутренняя среда организации – это часть общей среды, находящаяся непосредственно внутри организации. Оказывает на происходящие внутри фирмы процессы непосредственное влияние.
Внутрифирменный стратегический анализ представляет собой комплексное изучение ключевых сфер деятельности предприятия, определение его сильных и слабых сторон, ресурсов и резервов дальнейшего развития[6].
Анализ внутренней среды организации представляет собой комплексный подход к изучению внутренних процессов, определению сильных и уязвимых сторон предприятия и резервов для потенциального развития.
Анализ внутренней среды также называют управленческим анализом деятельности предприятия. Управленческий анализ необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании[5].
Основная цель данного анализа является исследование внутренней среды организации для выявления конкурентных преимуществ.
Потенциал и возможности организации определяются совокупным состоянием нескольких срезов, из которых в основном состоит внутренняя среда[7].
Выделяют следующие срезы внутренней среды:
- кадровый;
- организационный;
- производственный;
- маркетинговый;
- финансовый срез.
Кадровый срез внутренней среды включает процессы, происходящие в ходе взаимодействия сотрудников, а также иерархию и уровень их квалификации:
- взаимодействие менеджеров и рабочих;
- практика найма, обучения и продвижения кадров;
- оценка результатов труда, стимулирование и мотивация кадров;
- возможность дополнительного привлечения квалифицированных специалистов;
- создание и поддержание отношений между работниками;
- уровень квалификации существующих работников.
Организационный срез включает:
- коммуникационные процессы;
- организационные структуры;
- нормы, правила, процедуры;
- иерархию подчинения;
- распределение прав и ответственности;
- делегирование полномочий и система контроля;
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
- стратегия продукта, стратегия ценообразования;
- целевые сегменты рынка;
- реальная доля рынка организации;
- стратегия продвижения продукта на рынке;
- практика стимулирования сбыта и продвижения продукции;
- наличие опыта маркетинговых исследований.
Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
- уровень рентабельности продаж, собственного капитала, инвестиций;
- поддержание ликвидности, обеспечение прибыли;
- наличие собственных финансовых резервов;
- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
- инвестиционная политика;
- постановка системы управления финансами;
- обеспечение непрерывного и положительного денежного потока.
В производственный срез входят:
Изготовление продукта;
- снабжение и ведение складского хозяйства;
- обслуживание технологического парка;
- осуществление исследований и разработок;
- гибкость производственных линий;
- практика планирования и управления.
3.2. Влияние организационной культуры и стратегический анализ
Внутренняя среда организации полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться серьезному изучению[16]. Организационная культура проявляется в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Однако, может быть что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы[14].
Организационная культура проявляется в том, как сотрудники относятся друг к другу, к своей работе и роли в организации, выступает своеобразной идеологией фирмы. Она может способствовать как успешному и продуктивному развитию, укреплению позиций и авторитета компании, так и ослаблять организацию, мешать развитию даже при наличии технико-технологического потенциала и прочих благоприятных условий. Для стратегического управления важность внутренней культуры состоит в том, что она определяет не только внутренние отношения между сотрудниками, но и оказывает сильное влияние на взаимодействие компании с внешним окружением – клиентам и партнерам, какие выбирает способы для ведения конкурентной борьбы и т.д[6].
В основе внутрифирменного стратегического анализа лежат системный и комплексный подходы, а также динамический принцип и принцип сравнительного анализа[9].
Системный подход представляет предприятие как открытую сложную системы. Комплексный подход определяет анализ всех элементов предприятия в их взаимосвязи. Динамический принцип означает рассмотрение показателей и характеристик предприятия в динамике. Принцип сравнительного анализа обусловливает сопоставление показателей деятельности предприятия с аналогичными показателями лучших хозяйствующих субъектов данной отрасли.
Стратегический анализ внутренней среды организации проводят по следующей схеме:
- анализ бизнес единиц;
- анализ функциональных служб;
- анализ структурных подразделений;
- анализ бизнес процессов.
Таким образом, внутренняя среда организации является источником потенциала для успешного функционирования и дальнейшего развития, а также существования и выживания в конкурентной борьбе. При этом в ней могут находиться корни как потенциальных, так и реальных проблем в случае, если внутренняя среда становится враждебна основной деятельности предприятия. Анализ внутренней среды необходим для выявления подобных проблем и разработки стратегии наиболее выгодного развития компании, учитывающей ее сильные и слабые стороны.
4. Анализ внешней среды организации
4.1. SWOT-анализ
Анализом внешней среды называют оценку состояния, перспектив развития и потенциала важнейших с точки зрения влияния на организацию факторов окружающей среды: отрасли в целом, рынка, поставщиков и клиентов, а также те глобальные факторы внешнего мира, на которые компания не способна повлиять, а только подстроиться[2].