Файл: ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЗВИТИЯ И УЧЕНИЯ О ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.

В целом, однако, процесс формирования правового государства в России, как говорится, пошел. На каждом из этапов развития гражданского общества он отражает соответствующий уровень культуры и реальную правовую действительность. Наша страна выстрадала идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. Для России правовое государство — это единственная альтернатива государственному тоталитаризму, альтернатива диктатуре.

В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности. Понятно, что гражданам России и российскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важнейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.

3.2. Причины, препятствующие формированию правового государства в России и способы их преодоления

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.


Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Формированию правового государства в России препятствуют следующие факторы:

1) высокий уровень безработицы;

2) коррумпированность органов государственной власти;

3) сильное социальное расслоение общества;

4) неспособность законодательной власти организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

5) халатное отношение власти к мнению народа;

6) высокая монополизация производственных и энергодобывающих отраслей экономики;

7) сырьевой характер экономики;

Безусловно, нельзя говорить о том, что приведенный перечень факторов является исчерпывающим. В Российской Федерации существует множество проблемных вопросов, решение на которые найти крайне сложно. Но предлагать различные варианты преодоления данных ситуации все-таки стоит, поэтому для формирования в России правового государства, необходимо:

1. Добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

2. Организовать правоохранительные органы в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.


3. Необходимо сформировать экономическую основу общества, главной составляющей которой являются производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Свободе предпринимательства, т. к. в правовом государстве, создаются все условия для развития малого и среднего бизнеса. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

4. Развивать режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти.

5. Создать социальную основу правового государства, которую составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

6. Необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

7. Уменьшить бюрократический аппарат. В настоящее время количество чиновников слишком сильно завышено, это сказывается на плохой эффективности их работы. При этом уровень заработной платы чиновников очень высокий.

8. Уменьшить социальное расслоение общества путем введения прогрессивной шкалы налогообложения, применяемой в большинстве развитых стран мира.


9. Провести реформу здравоохранения в целях увеличения государственного финансирования данной отрасли.

10. Необходимо создать условия для учёных, молодых специалистов, в целях предотвращения их отъезда из страны в более развитые в этом отношении европейские государства.

Формирование правового государства в России, это долгий и трудоемкий процесс, который находится только на начальном пути своего развития. Первостепенной его задачей является создание гражданского общества, ориентированного на социальную справедливость. При этом государство должно стать основным гарантом прав и свобод личности. На современном этапе развития в России правового государства, возникает масса препятствии, замедляющих этот процесс. Так же, как и на пути формирования гражданского общества, без которого правовое государство не может существовать. Все это в полной мере позволяет утверждать, что Россия придерживается тех демократических взглядов и идеи правового государства, существующих в западных странах (это подтверждают закрепленные в Конституции Российской Федерации признаки правового государства), но пока не реализованные на практике. Наличие этого факта, уже позволяет с оптимизмом говорить о том, что рано или поздно, мы придем к тем идеалам развитой демократии, которые существуют в западных странах.

Заключение

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей западной цивилизации. Государство занимает в политической системе центральное место, обусловленное его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть экономически господствующей элиты. Сохранение и упрочнение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

В результате проведённого исследования, сделаны следующие выводы:

1. Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.


2. Основными признаками правового государства являются: верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было; принцип разделения властей (самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной); приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей; социальная и юридическая защищенность личности; контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровне.

На современном этапе развития в России правового государства, возникает масса препятствии, замедляющих этот процесс, так же как, и на пути формирования гражданского общества, без которого правовое государство не может существовать. Всё это в полной мере позволяет утверждать, что Россия придерживается тех демократических взглядов и идеи правового государства, существующих в западных странах (это подтверждают закреплённые в Конституции Российской Федерации признаки правового государства), но реализовать их на практике достаточно сложно. Однако же стремиться к этому необходимо. Всем гражданам, следует понимать, чтобы построить в России правовое государство, нам самим необходимо прикладывать к этому свои усилия, а не полагаться только на действия государственной власти и при этом сохранять оптимистичный взгляд в будущее.

Список используемой литературы

1. Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О гражданстве Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2019)

3. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

4. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.