Файл: Основные функции в системе менеджмента ( ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Понятие функций менеджмента
1.2. Планирование и организация
2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СТАНКОСЕРВИС»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ основных экономических показателей
2.3. Анализ структуры управления ООО «Станкосервис»
3. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ООО «СТАНКОСЕРВИС»
3.1. Реализация основных функций менеджмента на предприятии
3.2. Проблемы системы управления ООО «Станкосервис»
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир развивается с ускоренными темпами вследствие чего появляются новые компании, сферы деятельности, бизнес-проекты. В связи с этим возникает проблема рационального решения практических вопросов для успешной деятельности существующих проектов или компаний. Решения этих проблем таит в себе такая наука, как менеджмент.
Менеджмент – современная система управления предприятиями, которая действует в условиях рыночной экономики. Одна из важных характеристик процесса управления – функции менеджмента, которые представляют собой сочетание решений и действий, являющихся основой организационно-производственного процесса.
Функции менеджмента – это основные аспекты процессов управления независимо от особенностей организации.
Актуальность темы заключается в том, что успешная управленческая деятельность организации в существенной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже применяемость функций менеджмента в организациях, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду.
Именно поэтому данные функции менеджмента являются важнейшим объектом исследования, как для специалистов, так и современных практиков, использующие достижения функций в процессе всей деятельности организации.
Объект исследования - ООО «Станкосервис»
Предмет исследования – процесс реализации основных функций менеджмента в организации.
Цель курсовой работы – охарактеризовать основные функции в системе менеджмента.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть функции менеджмента и их роль в управлении;
- дать оценку управления малым бизнесом на примере предприятия ООО «Станкосервис»;
- проанализировать функции менеджмента на ООО «Станкосервис».
Степень разработанности темы. Отдельные аспекты исследуемой проблемы рассматриваются в трудах таких ученых как: Афонин А. С., Батьковский А. К., Попов С. Н., Вачугов Д. Д., Веснин В. Р., Виханский О. С., Наумов А. И., Волгин А. П., Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. И., Герчикова Н. И., Ильин Е. П., Кокорев В. П., Кузнецов К., Лапидус В. А., Титов Р. А., Магура М. И., Маслов Е. В., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф., Огнев А. С., Пугачев В. П., Цыпкин А. Ю., Ричи Ш., Мартин П.
Методологической базой исследования стал системный анализ и конкретно научные методы: систематизация и обобщение.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Понятие функций менеджмента
Организация - это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение конкретных целей. Основными составляющими любой организации являются люди, задачи и управление.[1]
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.[2]
Процесс управления современного предприятия можно представить в виде схемы, основными элементами которой являются прогноз, планирование, реализация планов, учет и анализ результатов и последующая коррекция.[3]
Схема процесса управления представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Процесс управления современного предприятия
Таким образом, управление на предприятии строится с учетом разработки стратегии развития, планирования финансовых и нефинансовых факторов деятельности, разработки прогнозов.[4]
Немаловажным при этом является контроль на всех этапах организации менеджмента.
К принципам управления относятся:[5]
- принцип применимости, который заключается в том, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работников предприятия;
- принцип системности, реализуется в охвате менеджментом всей системы с учетом внешних и внутренних связей, взаимозависимости и открытости собственной структуры или системы в целом;
- принцип многофункциональности, предусматривающий охват менеджментом различных аспектов деятельности: материального (ресурсы, услуги), функционального (организация труда), содержательного;
- принцип интеграции, требует сочетания в рамках системы различных способов взаимоотношений и взглядов работников, тогда как вне предприятия может происходить их дифференциация;
- принцип ориентации на организационные ценности основан на понимании того, что менеджмент входит к внешней среде с определенным воображением относительно таких ценностей, как гостеприимство, честность, выгодное соотношение цены и предлагаемых услуг и т.п.
Функции управления[6] - являются специализированными видами разнородных работ, которые можно рассматривать как с точки зрения их исполнителей (конкретных работников управленческого аппарата), так и с точки зрения содержания процесса управления и характера выполняемых работ. [7]
В функциях менеджмента сочетаются принципы, методы и содержание управленческой деятельности. Вместе с тем, в прикладном смысле функциями менеджмента называют относительно обособленные направления управленческой деятельности, обеспечивающих управленческие действия. Функции менеджмента отражают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.[8]
Предприятие соотносится с внешними системами, охватывающими различные стороны функционирования национальной экономики - политическую, экономическую, социальную, ресурсную, технологическую.[9]
При этом влияние внешней среды рассматривается с различной степенью детализации, а факторы внешней среды подразделяются по признаку оказания прямого или косвенного воздействия.
К факторам косвенного воздействия относятся международные и политические события, состояние национальной экономики, социально - культурные события, научно - технический прогресс (НТП).
Количество факторов внешней среды, которые необходимо учитывать при организации и ведении бизнеса, характеризует сложность управления.
На разных предприятиях не может быть единой, одинаково эффективной для всех структур управления. Многофакторное окружение предприятия приводит к усложнению его организационной структуры и механизмов функционирования. Организовать данный процесс можно только посредством формирования интегрированной системы менеджмента предприятия. Внешняя среда имеет и динамические характеристики.[10]
Динамика, или подвижность, внешней среды выражается в частоте, величине и регулярности тех или иных изменений, которые необходимо учитывать при принятии решений. Таким образом, при формировании механизма управления предприятием следует учитывать влияние факторов внешней среды, как можно более в полном объеме, поскольку внешняя среда отличается высокой степенью неопределенности и препятствует принятию эффективных управленческих решений. [11]
Механизм управления предприятием в условиях открытого рынка должен быть рациональным, достаточным, воспроизводимым, прозрачным, обеспечивая многовариантность поведения во внешней среде и возможность эволюционного развития.
Комплекс планируемых изменений на предприятии должен быть понятным в управлении для зарубежных партнеров и аудиторских фирм, способствуя тем самым инвестиционной привлекательности предприятия и его адаптации к условиям мировой экономической системы.[12]
Для разработки конкретных решений по созданию механизма управления на предприятии необходимо сформировать модель управления.
Важной проблемой теории менеджмента является определение перечня функций управления.
Большинство авторов выделяют пять функций:
- планирование;
- организация;
- руководство (распорядительство);
- координацию;
- контроль;[13]
Некоторыми авторами дополнительно называются такие функции, как:
- воспроизводственная функция; (обеспечение воспроизводства капитала, формирование прибыли)
- прогнозирование.[14]
Общая схема функций управления представлена на рис. 2.
Рисунок 2. Функции менеджмента
Ученые отечественной школы еще лет 20 назад определяли шесть функций: планирование, организацию, координирование, стимулирование, регулирование и контроль. [15]
Однако публикации последних лет, как отечественных, так и зарубежных теоретиков утверждают о целесообразности выделения только четырех функций: планирования организации, мотивации и контроля, несмотря на то, что именно эти функции реализуются в осуществлении любого управленческого процесса.
А функции координации и регулирования фактически являются составляющими функций планирования, организации мотивации и контроля.
Процесс управления производством (торговлей) на предприятиях требует: планирования производственной деятельности, организации работы соответствующих структур (отделов, служб, подразделений, бюро), мотивации (стимулирования), работников производства, контроля результатов деятельности всех структурных подразделений.[16]
После контроля осуществляется обратная связь с целью устранения выявленных недостатков или отклонений, которая выполняет функция регулирования.[17]
Следовательно, функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль - являются главными на производственных и торговых предприятиях, поскольку любая другая управленческая деятельность осуществляется путем последовательного их применения.
1.2. Планирование и организация
Планирование – распределение ресурсов в зависимости от внешней среды, горизонтального и вертикального распределения труда. Планирование является основной функцией эффективного управления.[18]
Планирование представляет собой особый вид деятельности по формированию средств воздействия для последующего достижения поставленных целей. Оно ориентировано на развитие компании в целом и всех ее структурных подразделений, так как оно заранее определяет и учитывает факторы внутреннего и внешнего характера, которые обеспечивают хорошее функционирование и работу. [19]
Планирование требует от менеджера такого важного концептуального навыка, как видение. Это способность предвидеть, что необходимо для компании, в каком направлении ей развиваться, чтобы достичь успеха в будущем.[20] Различают следующие виды планирования по характеру задач: стратегическое, тактическое и текущее.
Стратегическое планирование включает в себя разработку плана существования компании, долгосрочные перспективы. Обычно планы по развитию формируются со сроком на 10-20 лет. Оно охватывает общие цели предприятия, перспективы, мероприятия по достижению основных целей.
Тактическое планирование обычно формируется на более короткий период и предусматривает стратегии менее глобального плана. Например, финансовая стратегия, кадровая политика, планирование деятельности подразделений и структур на установленные сроки осуществления. На этом же этапе происходит разработка мероприятий, которые обеспечивают выполнение целей долгосрочного плана.
Текущее планирование – определение промежуточных целей и задач организации. Обычно составляется и реализуется со сроком на 1 год. Планы текущего вида есть детализированные задачи долгосрочных и среднесрочных планов.[21]
Функция планирования проявляется в решении двух вопросов: четкое определение целей деятельности организации и конкретных действий работников организации на пути их достижения.[22]