Файл: «Личностные деформации стрессового типа»(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕССА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕССА 5

1.1. Общее понятие личностных деформаций и стресса 5

1.2. Предпосылки личностных деформаций 10

2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ. ИХ ПРОФИЛАКТИКА 16

2.1. Уровни деформаций личности 16

2.2. Направления и организация психологической подготовки 22

2.3. Методы предупреждения личностных деформаций 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональное становление обогащает психику личности, особым смыслом наполняет жизнедеятельность человека, придает значительность профессиональной биографии. Как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровождается деструктивными изменениями (кризисами, стагнацией и деформациями личности), обуславливающими гетерохронность (неравномерность) и прерывность профессионального развития личности, носящими ненормативный и нормативный характер.

Профессиональная служба на сегодняшний день предъявляет высокие требования к нравственным и личностным качествам служащих их эмоциональной выдержке, психологической подготовленности, устойчивости к стрессовым нагрузкам, самообладанию, наличию социального иммунитета к влиянию криминальной субкультуры и других неблагоприятных факторов. Эти специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на ее представителей, приводя к развитию стресса.

Разработка различных программ борьбы со стрессом связаны, в первую очередь, с его негативным влиянием на эффективность деятельности и психическое здоровье человека подхода. Это, прежде всего, рост числа заболеваний стрессовой этиологии и, как следствие, нарушение трудоспособности активной части населения, сложности адаптации к новым видам и формам труда, развитие состояний сниженной работоспособности, развитие различных форм личностного неблагополучия (феномен отчуждения труда, десоциализация, профессиональная и личностная деформация). Поэтому большинство проводимых исследований стресса направлено на изучение феноменологии проявлений стресса в профессиональной деятельности.


Актуальность проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с жизненно важными требованиями современной жизни. Деформации личности, трудности в адаптации, неспособность выносить повышенные профессиональные нагрузки, различные формы личностного неблагополучия - вот перечень проблем, которые сегодня справедливо воспринимаются обществом как непосредственная угроза качеству жизни и психическому здоровью человека.

Особая роль в повышении эффективности деятельности принадлежит профилактике стресса и личностным деформациям; в случае выявления лиц с высоким его уровнем целесообразно проведение комплекса медико-психологических мероприятий, направленных на коррекцию негативных последствий. В связи с этим особая роль в повышении эффективности деятельности сотрудников организации принадлежит своевременным и дифференцированным профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение личностных деформаций.

Целью курсовой работы является изучение личностных деформаций стрессового типа.

С целью достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основные положения стресса;

- обозначить предпосылки личностных деформаций;

- проследить динамику возникновения деформаций личности;

- проанализировать направления и методы профилактики личностных деформаций.

Объект курсовой работы - личностные деформации стрессового типа.

Предмет курсовой работы - профессиональные деформации личности.

В работе использовались научные произведения следующих авторов: Сорокотягин И.Н., Романов В.В., Кутаков Н.Н., Еникеев М.И., Бороздина Г.В., Баламут А.Н., Манухина С.Ю., Вайнштейн Л.А., Калмыкова О.Ю. и других. Мнения указанных деятелей науки считаются одними из значимых в мире психологии, подробно раскрывают содержание исследуемой темы курсовой работы.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОНЯТИЯ СТРЕСС

1.1. Общее понятие стресса и личностных деформаций

Стресс - это совокупность защитных психических и физиологических реакций организма в ответ на воздействие различных факторов, особенно новых, неожиданных. Это продукт примитивного рефлекса, который готовит человека к борьбе, к столкновению с трудностями. Когда человек сталкивается с какой-то опасностью или неожиданностью, его организм выделяет соответствующие гормоны (известные в народе как адреналин), которые включают экстренные энергетические источники, помогая человеку справиться с ситуацией и выжить. Но этот столь полезный для первобытного человека механизм сегодня порождает очень серьезные проблемы, связанные с истощением организма. [2] Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение»). Первоначально понятие применялось в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие («общий адаптационный синдром»). Впоследствии термин стали использовать при описании состояния индивида в экстремальных ситуациях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Фактор, вызывающий такое состояние, называется стрессором. Различаются физиологические и психологические стрессоры. Кроме того, стрессоры классифицируются по неопределенности и значимости. Последние в свою очередь делятся на внутренние и внешние.


Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Специфика понятия «профессиональный стресс» заключается в том, что оно отражает особенности стрессового состояния (в его причинах, проявлениях и последствиях), которое возникает при осуществлении различных видов профессиональной деятельности. Важным при этом оказывается не только изучение организационных форм и условий осуществления деятельности на конкретных трудовых постах, но и анализ характерных особенностей проявлений стресса в зависимости от содержательной специфики профессии. Поэтому профессиональные задачи и профессиональная среда в целом являются теми ключевыми образованиями, во взаимосвязи с которыми рассматривается развитие стресса в профессиональной деятельности. В этом контексте термин «профессиональный стресс» (англ. - «occupational stress») является родовым для ряда таких понятий, как «рабочий стресс», «трудовой стресс», «организационный стресс» и пр., и относится к уровню анализа деятельности специалиста как члена определенного профессионального сообщества. [10, с. 26-27]

Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности. Стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности. Они проявляются в опасениях возникновения субъективно неприятных переживаний в ходе деятельности. Стрессоры внешней значимости зависят от характера внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий деятельности и могут явиться следствием возможности неосуществления целевых установок. [18]

Стрессоры неопределенности обусловлены характером деятельности и первичны по своей природе. Они возникают, когда человек не уверен, что все внутренние механизмы, обеспечивающие результат деятельности, будут функционировать наиболее оптимально.[18]

Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу:

1. Эмоциональный стресс, который в профессиональной деятельности проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций, часто стрессорами могут являться словесные раздражители. Эмоциональный стресс, с т.з. теории функциональных систем, формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов.


2. Информационный стресс появляется в результате информационных перегрузок, в т.ч. и возникающих в результате повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать необходимые решения. Также причинами его возникновения может быть и дефицит информации, приводящий к неопределенности в ситуации.

3. Коммуникативный стресс связан с проблемами делового общения в ходе профессиональной деятельности и может проявляться в конфликтном, манипулятивном поведении, неумении воспринимать и адекватно реагировать на критические замечания. Данный вид стресса часто может являться причиной возникновения плохого психологического климата в трудовом коллективе, низкой сплоченности трудового коллектива. [12]

В состоянии стресса возникают затруднения с осуществлением направленности мышления на решение определенных задач, наблюдается торможение поведения человека, пассивность и бездеятельность.

Причинами стрессовых состояний чаще всего бывают неуверенность в успехе, преувеличение опасности и повышенная впечатлительность, переоценка ответственности, плохое самообладание, наличие желаний, превышающих возможности их удовлетворения, и др. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до полной дезорганизации.

В стрессовом состоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к ее завышению. Указанные особенности необходимо учитывать при расследовании изнасилований, превышения пределов необходимой обороны и др. Особенно это касается оценки поведения потерпевших от преступления.

Стресс порождает другое эмоциональное состояние – тревогу, которая возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревогу следует рассматривать и как состояние, и как свойство личности. Состояние тревоги появляется, когда индивид воспринимает определенную ситуацию в качестве несущей в себе элементы опасности, угрозы, вреда. Тревога как свойство личности (личностная тревожность) подчеркивает склонность индивида к этому состоянию. Уровень тревожности определяется по тому, как часто и насколько интенсивно у человека возникает состояние тревоги. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у людей, переживающих последствия психотравмы, и у лиц с отклоняющимся поведением.


Разработанная Г. Селье концепция общего адаптационного синдрома (ОАС) есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции. ОАС включает 3 стадии: [16]

1) стадия тревоги - в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. В этот момент происходит раскрытие резервов организма;

2) стадия резистентности - организм адаптируется к сложившейся ситуации и экономно расходует свой потенциал. Если на протяжении длительного времени действие стрессоров не заканчивается, начинается третья стадия;

3) стадия истощения - на этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования. Эти сигналы - призывы о помощи, которая может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм. [12]

Стрессовые реакции могут быть физиологическими, поведенческими, когнитивными и эмоциональными. Когнитивными последствиями стресса могут быть нарушения концентрации внимания, расстройства, связанные с запоминанием, ошибки мышления.

Реакцией индивида на конкретную угрозу является страх. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха проявляются в различных вариантах: испуг, ужас, боязнь, опасение, паника, тревожное ожидание и др. [18]

Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций (деформация - от лат. deformatio – искажение; изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды) или специфических состояний (психическое выгорание). Профессиональная деформация – всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер.

Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Регрессивная стадия содержит 2 компонента: эмоционально-волевое напряжение и утомление, взаимодействующих в течение таких периодов как:

  1. период полной компенсации (появление утомления, вызывающего максимальную работоспособность, но не проявляющегося в продуктивности деятельности за счет неволевого усилия);
  2. период неустойчивой компенсации (нарастание утомляемости, неустойчивая максимальная работоспособность, колебание волевого усилия и продуктивности);
  3. конечный порыв (за счет работоспособности, продуктивности и работы волевого усилия);
  4. прогрессивное усилие продуктивности (в случае продолжения работы). [15]