Файл: Изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
Для более детального рассмотрения взаимосвязи гендерного признака с поведением в сложной стрессовой ситуации проводилось исследование с участием 97 курсантов 5 курса Национального университета гражданской защиты Украины, 35 % из которых были девушки. В исследовании использован метод «Копинг поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Исследование проводилось непосредственно во время учений по оказанию помощи пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации. Следует отметить, что условия смоделированной ситуации были максимально приближены к реальным, что дало возможность говорить об объективности полученных во время исследования данных.
Полученные результаты дали возможность выделить достоверные различия в выраженности реакции на действие стресс-факторов среди женщин и мужчин. Анализ результатов показал, что в представленности «чисто мужских» и «чисто женских» типов реакции на стрессовую ситуацию достоверных различий не зафиксированно. Так, данные по шкалам «решения задачи» и «ориентация на эмоции» в обеих группах почти не отличаются. Достоверные различия были отмечены только в отношении представленности такой реакции на стресс как «социальное отвлечение», которая является более выразительной в группе женщин. Результаты свидетельствуют, что женщины больше, чем мужчины склонны искать поддержки в окружающей среде, обращаться за советом и поддержкой к коллегам, обсуждать свои проблемы. Мужчинам же более свойственно опираться на свой опыт, демонстрировать сдержанность и психологическую устойчивость. Результаты исследования лишь частично отражают сущность различий между существующими данными о гендерных особенностях поведения в стрессовой ситуации и специфики совладеющего поведения мужчин и женщин в ответ на действие профессионального стресса. Таким образом, полученные результаты определяют дальнейшие направления работы по изучению и более детальному анализу особенностей стресс преодолевающего поведения личности.
Дальнейшие исследования связаны с проявлением стресса, основанные на биологических различиях и имеют под собой основу в виде половых различий.
Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование тендерных подходов: «изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями – через богатых партнеров», – С. Бем [2, с. 17].
Таким образом, теория «Линз гендера» Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.
Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:
1. Мускулинный тип – типично мужественные черты личности;
2. Феминный тип – типично женственные черты личности;
3. Андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.
Данные исследований указывают на то индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д. При этом выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу, т. е. высокая мускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия. Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением – эти черты тоже входят в набор феминности. Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.
Рассмотрим уровни проявления профессионального стресса у мужчин и у женщин, их реакции на происходящие изменения и возможности проявления и влияния на стрессовые явления.
Уровень профессионального стресса у женщин ниже уровня профессионального стресса мужчин. Современные женщины более срессоустойчивы по сравнению с мужчинами, причиной чего могут являться индивидуально-психологические особенности обеих групп, в частности, различные способы переживания стресса, а также совершенно отличающиеся социальные роли, заложенные в представителей обоих полов эволюционно.
Уровень профессионального стресса мужчин выше уровня профессионального стресса рядовых сотрудников того же пола. Это можно объяснить особенностями стрессового поведения мужчин в трудных ситуациях, особенно если он – руководитель, когда ситуация полностью берется под контроль и решающие действия предпринимаются незамедлительно, а все эмоции отходят на второй план. Помимо этого, большое значение на поведение мужчин в стрессовых ситуациях имеет социальное ожидание от них выдержанности, несгибаемости, неуязвимости.
Проведя исследование, было выявлено, что профессиональный стресс имеет гендерные особенности проявления, важные для изучения, анализа и обработки полученной информации. На основании этого особенно необходимым становиться отслеживание и разбор данных особенностей, а также реагирование на них в текущей ситуации, а также профилактика данных проявлений на будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив основные теоретические обоснования проблемы стресса, рассмотрев его стадии и виды, можно сделать вывод о том, что стресс – это состояние психологического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Были раскрыты основные формы проявления профессионального стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения профессионального стресса.
В результате работы были выявлены некоторые гендерные особенности и поло-ролевые различия в проявлении стресса. Также было раскрыто понятие гендера.
Содержательно женщины в большей степени озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны руководителей, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы. Мужчины – чрезмерным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерные различия при проявлении профессионального стресса существуют и имеют собственные проявления, важные для отслеживания и анализа.
Обозная данные гендерные особенности в проявлении стресса, необходимо помнить, что стадии стресса остаются прежними, а их проявление зависит не только от данных особенностей, но и множества других факторов, поэтому необходимо и дальнейшее изучение и анализ стресса, а не выделение только лишь одних характеристик.