Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что профессиональный стресс характеризуется не только негативным влиянием на эффективность труда, но и сказывается на всей жизни человека, изменяя как его психическое, так и соматическое состояние, приводя к утрате здоровья, психологическим проблемам и различного рода личностным трансформациям. Причинами профессионального стресса являются факторы, непосредственно связанные с работой, ее места, времени, условий.
В связи с этим важным становится рассмотрение основных теоретических вопросов, связанных с проявлением стресса, его причинами, а также возможными последствиями.
Цель курсовой работы: изучение гендерных особенностей проявления стрессовых состояний.
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты стресса, его стадии и виды.
- Рассмотреть профессиональный стресс и его особенности.
- Выявить гендерные различия при проявлении профессионального стресса.
Объектом исследования: являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.
Предметом исследования: гендерные различия профессионального стресса.
Методы исследования:
- анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики;
- системный анализ;
- синтез.
Вопросами исследования стресса, а также его подвида профессионального стресса занимались многие ученые. Среди которых можно выделить работы Бем С., Куликовой Т.И., Кон И.С., Щербатых Ю.В.
1. Теоретические подходы к исследованию стресса
1.1 Понятие стресса и его сущность
Важным при рассмотрении и изучении стресса является определение его понятия. В связи с тем, что разные исследователи по-разному подходили к данному определению, рассмотрим несколько концепций, из которых выделим главные особенности и характеристики стресса.
В течении последних десятилетий стресс обозначился как актуальный предмет исследований, имеющий отношений к различным отраслям науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье [9, с. 7].
В первой половине 20 столетия в одном из европейских журналов от 4 июля 1936 года в разделе «Письма к редактору» появилась небольшая заметка молодого ученого Ганса Селье. Заметка состояла всего из 74 строчек и называлась «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Именно эта статья означает начало концепции стресса. Чуть позже американец Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» ввел термин «стресс» в физиологию и психологию [11, с. 10].
Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины XX века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира [11, с. 11].
Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: «бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине».
До возникновения и появления работ данного автора предполагалось, что реакции организма на перепады температуры, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом [13, с. 5].
По Г. Селье «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [9, с. 8].
Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) [11, с. 10].
Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому, что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы, эмоции. Ганс Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Он может как снижать, так и повышать устойчивость организма. Стресс проявляется и в любви, и в творчестве, безусловно, приносящих удовольствие и защищающих от ударов жизни. Радость, конечно, в исключительных случаях, приводит к трагическим последствиям, в большинстве же случаев она стимулирует к жизни [9, с. 9].
Исследования стресса являются популярными в научном мире. Данный термин применяется, как в биологии при установлении связи между физиологическими и психологическими явлениями, так и в психологии, где это понятие включает в себя понятия тревога, конфликт, эмоциональный дистресс, угроза собственному «Я», фрустрация, напряженное состояние и т. п. С середины XX столетия и по сегодняшний день теории и модели стресса интенсивно развиваются, каждая по-своему объясняя взгляды и установки на сущность стресса, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [11, с. 12].
Необходимость установления связи между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, снижающими общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу была осознана в генетически-конституциональном направлении. Оно представило свою теорию о способности организма сопротивляться стрессу. На эту способность влияют определенные защитные стратегии функционирования, которые не зависят от текущих обстоятельств.
Психодинамическое направление в объяснении стрессов опирается на теории Зигмунда Фрейда, где он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства [11, с. 13]:
а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности;
б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».
Также можно рассмотреть теории конфликтов, где основу представляют собой социальные аспекты. Главные причины напряжения определяются тем, что человек должен подчиняться всем социальным нормативам общества и подстраиваться под них.
Предупредить стресс можно предоставляя членам общества благоприятные условия для развития, свободу в выборе жизненных установок и позиций [11, с .14].
К профилактическим мероприятиям также относят повышение устойчивости социальных отношений и уменьшение их воздействия; справедливое распределение благ и услуг среди общества; взаимоотношения и микроклимат во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).
Одно из направлений рассматривало стресс как поведенческую реакцию на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Г. Селье была модифицирована Б.П. Доренвендом. Они подходили к стрессу как к состоянию организма, который опирается на адаптивные и не адаптивные реакции [4, с. 214].
Под факторами стресса понимаются социальные факторы: экономические или семейные неудачи, которые выступают как объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису. Обращает на себя внимание когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, которая основывается на положении о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Р. Лазарус говорил, что адаптация к среде определяется эмоциями, а когнитивные процессы обусловливают качество и интенсивность эмоциональных реакций. Предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации определялась автором как оценка угрозы. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т. п.
Р. Лазарус в своей теории подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления. Из чего делается вывод:
– одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей;
– личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта;
– одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное. Это может быть связано с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта [11, с. 16].
Рассмотренные теории и модели стресса привнесли собственный вклад в определение этого явления, но их изучение позволило выявить также и некоторые ограничения, большая часть которых связана с переключением с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования человека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса [12, с. 32].
В своей книге «Стресс без дистресса» Ганс Селье рассматривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Эти реакции доказывают, что:
1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.
3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.
4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти. Г. Селье обобщил все результаты своих исследований и пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, который он назвал общим адаптационным синдромом [17].
Таким образом, стресс представляет собой реакцию организма на внешние проблематические условия, связанные как с положительными так и отрицательными переживаниями.
Исходя из представленного материала, мы делаем вывод о том, что стресс как психологическая категория является очень сложным явлением. Его изучение и определение характеристики и особенностей требует трудоемкого и детального изучения.