Файл: Профессиональный стресс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс-мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих [13, с. 87].

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличиостные стрессы. Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе (равностатусными работниками). Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникать стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам: из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствия четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и т. д. В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников из-за своей пассивности, излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и т. д. Лица, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стрессов для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходится общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора.

Внутриличностные стрессы, в свою очередь, можно подразделить на профессиональные, стрессы личностного характера и стрессы, связанные с плохим соматическим здоровьем работников. Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него. Причины стрессов личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных процессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т. д. Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так, хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных усилий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет психосоматических связей, так и косвенно, «выключая» на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству) [10, с. 43].


Некоторые виды деятельности могут приводить и к профессиональным и к бытовым стрессам – например, вождение автомобиля. С одной стороны, многие профессиональные водители испытывают стрессы, связанные с их работой, но подобные стрессы испытывают и миллионы людей других профессий, которые используют автомобиль для перемещения на работу или по своим делам [13, с. 83].

Организационный стресс – психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре, а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах. В большинстве случаев причиной стресса являются организационные факторы [9, с. 36]:

– высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения функциональных обязанностей;

– отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

– невозможность контролировать рабочую ситуацию, влиять на принятие важных решений;

– неоднозначные требования к работе;

– нерациональная организация труда и рабочего места;

– постоянная необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным.

Последствия воздействия стрессовых ситуаций разнообразны и во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей работников. Специалисты выделяют физиологические, психологические, поведенческие и организационные последствия стресса. Руководителю организации следует организовать периодическое обследование и учет персонала на предмет определения эмоционально-психологической устойчивости и наличия признаков «синдрома эмоционального выгорания». Это позволит разработать систему профилактических мероприятий [9, с. 35].

Если работа является для человека основой для жизни и жизнедеятельности, то любые даже малейшие отклонения в работе будут влиять и на повседневную жизнь, так как человек зависит от данного вида деятельности.

Это проявляется, если на работе человек получил толчок к проявлению начальной стадии стресса, то и последующие негативные воздействия уже в другой деятельности будут являться источниками его распространения и ухудшения стрессового состояния.

Как показывают исследования, содержание и условия реализации профессиональной деятельности, интенсивность нагрузок специфическим образом влияют на уровень стрессогенности профессиональной ситуации в целом и приводят к нарастанию напряженности труда. Представители определенной профессиональной общности испытывают стресс, источники которого находятся в самом содержании профессиональной деятельности. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья – различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств.


В связи с этим, важным становится своевременное выявление и активное воздействие специалиста на проявляющиеся симптомы профессионального стресса.

3. Гендерные различия проявления профессионального стресса

Возрастание количества и силы стресcогенных факторов, имеющих как природный, так и социальный характер, отражается на работоспособности человека, эффективности его деятельности, общении с окружающими и личном состоянии.

Особенное место в изучении совладающего поведения отведено половым особенностям. Многие исследования посвящены изучению индивидуально-психологических особенностей мужчин и женщин и различий между ними, проанализированы особенности социальных ролей мужчин и женщин, специфика их поведения в различных ситуациях, их профессиональные предпочтения [14].

Гендерные различия имеют свои особенности и в других видах деятельности, проявлениях и жизни людей. Независимо от проводимых исследований, можно сказать, что они будут влиять и на протекание и реакцию в стрессовых ситуациях различного вида.

Если в исследования учитывается специфика психологического стресса, рассматриваются основные его формы, а также связанные поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.

Гендер (от англ. gender – род) – совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность и мужественность. Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая - с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства. Мужественность и женственность, т. е. тендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои тендерные роли [15].

Для обозначения социальных и культурных аспектов пола было предложено понятие «гендер» (англ. gender – «род»), которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. Далее идею разграничения понятий «пол» и «гендер» поддержали феминистские теоретики и антропологи, которые обнаружили значительные различия в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе [2].


Современная наука дифференцирует понятия «пол» (sex) и «гендер» (gender). Традиционно первое из них используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Долгое время пол, т.е. биологические особенности человека, считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Хотя в основе половой дифференциации лежит половой диморфизм, она никоим образом не сводится только к нему и зависит от множества исторических и социальных факторов.

В новом, не грамматическом, смысле термин «гендер» впервые использовал психолог Р. Столлер в 1968 г., обозначив им различие понятий «биологический пол» и «социальный пол». То, что гендер переосмыслил и ввёл в научный оборот психолог, отнюдь не случайно. Непрямая зависимость мужских или женских черт характера от биологического пола уже выводила исследователей на размышления о «природе» маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) [6, с. 7].

В исследовании говориться о том, что у женщин легче распознать сигнал о помощи и поддержке в трудных ситуациях. Женщины проще относятся к социальной поддержке и не считают ее неприятной и постыдной процедурой, вследствие чего легче идут на контакт

Результаты исследований говорят о том, что женская роль, подразумевающая заботу и эмоциональную экспрессивность, заставляет окружающих ожидать, что женщине может потребоваться помощь, и тем самым облегчает женщинам получение необходимой социальной поддержки, чего нельзя сказать о мужской роли, подчеркивающей автономию, достижения и контролирование эмоций. Благодаря женской роли женщине может быть легче попросить о помощи. Барби и ее коллеги предположили, что иногда мужчины не просят социальной поддержки, поскольку не ожидают ее получить, что может быть обусловлено негативным опытом в детстве и юношестве, связанным с просьбой о помощи.

Женщины предпочитают справляться с депрессией, делясь своей проблемой с другом (подругой) или доверившись профессионалу, тогда как у мужчин основные способы борьбы с депрессией – это игнорирование проблемы, наркотики и алкоголь.

Мужчинам труднее искать помощи из-за давления социальных норм. Например, всего лишь 23% мужчин и 4% женщин, участвовавших в исследовании Бурн и Лэвер, согласились с тем, что мужчина должен сам справляться со своими проблемами, однако большинство мужчин сказали, что их друзья ожидают от мужчины именно такого поведения. Дерлега и Чейкен обнаружили, что участники их исследования считали мужчину, который делится своими личными проблемами, менее здоровым душевно, чем того, который держит проблемы при себе. Мейджерс и Биллсон (1992) связывали высокий процент самоубийств среди чернокожих мужчин с нормами твердости и мужественности, которые не позволяют попросить о помощи.


Килмартин указал на еще один серьезный побочный эффект отсутствия у мужчин привязанностей к окружающим. Он отметил, что из-за недостатка чувства близости у мужчин меньше факторов, которые бы сдерживали нанесение окружающим физического и психического вреда.

Социализация, писал он, отстраняет мужчин от эмпатии, и впоследствии это позволяет им проявлять жестокость по отношению к тем, кто встает у них на пути. Практически невозможно, подчеркнул он, понять и пережить эмоции другого человека, если не понимаешь своих собственных. Женщинам присуще в ходе социализации учиться думать о чувствах других и самим чувствовать себя в контакте с окружающими [3, с. 99].

Существует множество реакций на стресс и множество типов поведения в ситуации стресса. Каждый человек при столкновении со сложной, непредсказуемой ситуацией реагирует по-своему. В зависимости от частоты возникновения, силы, интенсивности воздействия стрессовых факторов, и индивидуально-психологических особенностей личности, человеком выбираются наиболее характерные для него способы и средства преодоления стресса. Существуют различные теории относительно определения рациональности и адекватности копинг-поведения и реакций на действие стресс-факторов.

Отдельное место в изучении стресс-преодолевающего поведения отведено гендерным особенностям. Еще издавна складывались представления об особенностях поведения мужчин и женщин. Многие исследования посвящены изучению их индивидуально-психологических особенностей и различий между ними, проанализированы особенности социальных ролей мужчин и женщин, специфика их поведения в различных ситуациях, их профессиональные предпочтения и т.д.

Принято считать, что модели реагирования на действия стресс-факторов могут быть производными от процесса социализации, от стиля жизни личности, от воспитания и т.д. Так, отмечается, что женщины и мужчины воспринимают сложные ситуации и реагируют на стресс в соответствие с существующими особенностями восприятия их социальных ролей – это оправдывает социальные установки относительно их поведения.

Однако открытым является вопрос гендерного аспекта копинг-поведения, возникающего в ответ на так называемый профессиональный стресс. С каждым днем перечень профессий экстремального профиля деятельности, где себя в качестве специалиста может реализовать женщина, становится все больше. Растет число женщин и в «чисто мужских» профессиях, которые считаются рискоопасными и стрессогенным. Выбирая такую профессиональную деятельность, женщина должна осознавать степень ее сложности и особенности влияния профессиональных стресс-факторов на личность. Следовательно, можно предположить, что в такой момент формируется готовность женщины к деятельности в условиях повышенной сложности, готовность к воздействию стресс-факторов, к нервно-психическим перегрузкам. Таким образом, можно предположить, что и особенности поведения женщины, которая осознает сложность своей профессиональной деятельности, могут существенно отличаться от существующих социальных ожиданий.