Файл: Теория происхождения государства (Власть и социальные нормы в догосударственный период).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди них моﮦжно назватﮦь, в частностﮦи, патриархальную теорию, которая рﮦассматривает возﮦникновение госуﮦдарства неﮦпосредствеﮦнно из разросﮦшейся семьﮦи, а властﮦь монарха прﮦиравнивает к вﮦласти отца нﮦад членами еﮦго семьи. Истоﮦки этой теорﮦии лежат в Греﮦции, где ее вﮦпервые обосﮦновал велиﮦкий Аристотеﮦль. В осноﮦве образовﮦания госудﮦарства лежﮦит естествеﮦнное стремﮦление людеﮦй к взаимноﮦму общению. Тﮦакое общенﮦие приводит к тоﮦму, что из несﮦкольких сеﮦмей складыﮦвается селеﮦние или роﮦд, а из всеﮦх селений иﮦли родов обрﮦазуется госуﮦдарство. Госуﮦдарство, по Арﮦистотелю, яﮦвляется высﮦшей формой обﮦщения, обнﮦимающей собоﮦй все другﮦие образовﮦания и форﮦмы общения. Оﮦно "появляетсﮦя лишь тогﮦда, когда обрﮦазуется обﮦщение между сеﮦмьями и роﮦдами ради бﮦлагой жизнﮦи".

Но свое разﮦвитие теорﮦия нашла мﮦного позже, в XVﮦII веке, в сочﮦинении ангﮦличанина Робертﮦа Фильмера "Патриарх". Фильмер, сторонниﮦк неограничеﮦнной королеﮦвской властﮦи, пытался, оﮦпираясь на Бﮦиблию, докﮦазать, что Аﮦдам, которﮦый, по его мﮦнению, получﮦил свою влﮦасть от Боﮦга, передаﮦл ее своему стﮦаршему сыну - пﮦатриарху, а тот уﮦже своим потоﮦмкам - короﮦлям.

Уже совремеﮦнники Фильмера обратили внимание на несуразность многих положений его работы. Однако многие другие апологеты теории более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства и других социальных институтов. С одной стороны, появление в раннеклассовом обществе основного звена - "больших семей" общинников-земледельцев, а с другой - династическое присвоение должностей в первичных городах-государствах - это вполне научно установленные процессы, которые по-новому позволяют взглянуть как на содержательные, так и на ошибочные положения патриархальной теории.

Заключение

В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.


Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фил мер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию[10].

4. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало–помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.


К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

5. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров[11].

6. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально–экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины[12].

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2019.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2018
  3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, м
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2018.
  5. Комаров С.А. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2018.
  6. Лазарев В.В. Общая теория государства и права – М., Инфра-М, 2019.
  7. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе, 2018
  8. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М., Инфра-М, 2018.
  9. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право, 2017, №6
  10. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева. – з–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2019.
  11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2017.
  12. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2018.
  13. Теория государства и права. Под ред. А.И. Королева. СПб.: Юрист, 2018.
  14. Теория государства и права: Курс лекций в 2– х томах. Под ред. М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2019.
  15. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 2018.
  16. Теория права и государства: Учебник для вузов. Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2019.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. – М.: Просвещение, 2018.