Файл: Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно статистике, за последние годы увеличилось количество людей, подверженных профессиональному стрессу, что вносит жесткую конкуренцию, устойчивое изменение условий труда, большой поток информации, многозадачность и высокие энергетические затраты в производство. Это, в свою очередь, приводит к снижению производительности труда и к недовольству работой. Данная ситуация способствует физической и эмоциональной перегрузкам, стрессу и выгоранию. Поэтому возникла проблема с психическим выгоранием человека в различных специальностях, которая уже давно начала привлекать внимание психологов. Из-за потребности в постоянном общении с массой людей человек начинает ощущать внутреннее эмоциональное опустошение; или из-за длительного пребывания в стрессовой атмосфере, возникшей из-за внутренних противоречий, накопившихся с окружающими факторами. На самом деле такая ситуация может затронуть кого угодно, в том числе и формально работающих людей – студентов, домохозяек. Однако это также может относиться к личной и внерабочей жизни. Жертвами таких негативных ситуаций часто становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением.

Так, по данным статистического исследования (журнал "Кадровик", 2011 г.) выделяются следующие категории лиц, наиболее склонных к профессиональному выгоранию:

* руководители (43%);

* активные сотрудники, рабочие (40%);

* творческие личности (35%);

* менеджеры по продажам (28%);

* специалисты, близкие к пенсионному возрасту (22 года%);

* персонал, занятый ежедневными рутинными обязанностями (20%);

* тренеры-новички без наставника и коуча (5%). [31]

Склонен к синдрому профессионального выгорания и педагогический состав. Они в силу своей профессиональной занятости вдобавок сталкиваются с недисциплинированным поведением учащихся, негативным прессингом со стороны их родителей, и, в случаях необходимости, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты для администрации школы и вышестоящих органов образования. Кроме того, частая критика в социальных сетях в адрес педагогов отрицательно влияют на их эмоциональное состояние. Таким образом, эти люди становятся менее восприимчивыми к событиям окружающей среды, им угрожает эмоциональное выгорание.

Проблемы эмоционального выгорания в зарубежной литературе освещены А.М. Ричардсен, К. Маслах, Х.Я. Фрейденберг и другими, а также российскими исследователями: В.Е. Орел, В.В. Бойко, Д. Трунов, Т.В. Форманюк и др. Особенности эмоционального выгорания и последствия профессионального стресса исследовались в работах И. Харди, В.В. Косарева, Г.Ф. Васюкова, Н. Водопьянова. В Казахстане этим вопросом занимаются Д.А.Хайрушева, К.Р. Саринова, Б. Исаматов, С.М. Джакупова, Б.С. Мадалиева и др. Как проблема, профессиональное выгорание по-прежнему актуальна и мало изучена.


В этом вопросе следует отметить следующие противоречия:

между потребностями общества в компетентной деятельности профессорско-преподавательского состава и недостаточным контролем со стороны руководства образовательных учреждений;

между необходимостью предотвращения эмоционального выгорания и недостаточной проработкой этой проблемы в научной сфере;

между недостаточной квалификацией психологов и оказанием психологической помощи педагогам.

Всё изложенное послужило выбору тематики исследования «Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов».

Цель исследования: частично апробировать разработанную программу профилактики эмоционального выгорания, подготовленную для медицинских сестер, на педагогах. (МУЦГБ г. Ноябрьска в 2008 - 2009 гг.).

Объект исследования: педагоги.

Предмет исследования: оказание психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания педагогическим работникам.

Исследовательская гипотеза: учителя могут восстановить психическое здоровье, если они используют программу по предотвращению эмоционального выгорания медсестер.

Задачи исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

определение значения понятий «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание»;

апробация программы профилактики эмоционального выгорания медсестер на учителях с учетом профессиональных различий;

экспериментальная проверка эффективности разработанной программы профилактики эмоционального выгорания педагогов по оказанию психологической помощи для коррекции эмоциональной сферы.

В исследовании используется теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тренингов, медитативных техник, ролевых игр.

С целью апробации разработанной программы по профилактике эмоционального выгорания учителей эксперимент был проведен в 2019-2020 учебном году в ведущих школах региона. В эксперименте приняли участие 20 учителей-предметников из каждого района.

Практическая значимость исследования заключается в том, что программа по профилактике эмоционального выгорания педагогов может быть использована в образовательных учреждениях.

1. Профессиональное выгорание – проблема века


1.1 Теоретическое обоснование понятия «профессиональное выгорание»

Проблема психологического здоровья людей, живущих в нестабильном, быстро изменяющемся мире, в сложных, экстремальных социально-экологических условиях, приобрела особую актуальность в науке о человеке в конце ХХ и начале XXI века, среди которых основное место принадлежит психологии.

В последние годы, как в России, Казахстане, так и в развитых странах, часто говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания или выгорания сотрудников.

Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены совсем недавно, но эта проблема всегда была актуальной.

К человека как субъекту труда исследователи проявили повышенный интерес в связи с изменениями, происходящими с личностью при выполнении профессиональной деятельности. Ранее в отечественной литературе было отражено положительное влияние трудовой деятельности на развитие личности, были описаны механизмы и условия эффективного профессионализма человека. С другой стороны, описывались негативные психические состояния, такие как усталость в труде, монотония, стресс, но комплексный эффект профессиональной деятельности на психическое и физическое здоровье оставался «за кадром».

В зарубежной, а затем в отечественной литературе понятие «эмоциональное выгорание» появилось сравнительно недавно. Некоторые авторы используют термин «профессиональное горение», который считается аналогичным термину «психическое выгорание». Психическое выгорание – это психическое состояние, характеризующееся появлением хронической усталости и эмоционального равнодушия, вызванной своей работой и объединяющее эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Этот термин близок к содержанию «хронической усталости».

В 1974 году американский психиатр Г. Фреденбергер при оказании профессиональной помощи клиентам впервые ввел термин burnout (англ.) для описания психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном контакте с пациентами в эмоционально загруженной атмосфере. В переводе этот термин можно сравнить с такими русскими выражениями, как «эмоциональное сгорание», «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание». Первоначально под "выгоранием" понималось состояние человека с ощущением собственной бесполезности (Freudenberger, 1974).


Научный и практический интерес к синдрому «эмоционального выгорания» вызван тем, что данный синдром является прямым проявлением всех возрастных проблем, связанных с настроением сотрудников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Озабоченность выгоранием сотрудников со стороны работодателей и управляющих объясняется тем, что из-за незаметного начала этого состояния, последствия обходятся дорого для организации.

К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального горения на психофизические, поведенческие, социально-психологические.

Не заметная утомляемость, усталость (физические и эмоциональные), снижение тонуса и энергичности, снижение защитной реакции, отсутствие страха в опасной ситуации, скачок веса, либо лишний или недостаточный, астенизация, частая головная боль, расстройства желудочно-кишечного тракта, одышка, бессонница, ухудшение зрения, ощущения, обоняния – все это относится к психофизическим симптомам.

Поведенческие симптомы: стойкое снижение мотивации к работе; стойкое нарушение режима работы; повышение рабочей нагрузки, но способность ее выполнять; появление неопознанных ощущений беспокойства, скуки; снижение уровня энтузиазма, халатность к своим достижениям; появление раздражительных чувств, чувство недоверия, вины, невосполнимости, чувство раздражительности, гнева; человек обращает внимание на детали, подозрительность; ддистанцирование от окружающих, в том числе избегание коллег; невозможность выполнения важных дел, расходование времени на мелкие детали, «ступор» в процессах, не требующих повышенного внимания; появляются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, наркозависимость, табакокурение.

К социально-психологическим симптомам относятся: беспричинная тревога, страх, нервные расстройства, негативное отношение к профессиональным и личным перспективам. [1; 21; 27].

Были выявлены следующие закономерности, раскрывающие склонность сотрудников по Э. Морроу к этому синдрому:

Во-первых, по роду своей деятельности сотрудники, которые вынуждены общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми, более склонны к профессиональному выгоранию. Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие характер интроверта, индивидуально-психологические особенности которых не соответствуют профессиональным требованиям коммуникативной профессии. Их жизненная энергия невысока, характеризуются простотой и стеснительностью, склонны к замыканию и концентрируются на предмете профессиональной деятельности. Они могут накапливать эмоциональный дискомфорт, «не сбрасывая» негативные переживания во внешнюю среду.


Во-вторых, к синдрому профессионального выгорания подвергаются люди, испытывающие постоянные межличностные конфликты, связанные с работой. Чаще всего в России, Казахстане и за рубежом это категория женщин, испытывающих внутреннюю противоречивость между работой и семьей, находящихся «под прессингом», чтобы постоянно подтвержать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, сотрудники, профессиональная деятельность которых нестабильна и протекают в условиях хронического страха потери рабочего места, более склонны к профессиональному выгоранию. В Казахстане, как и в России, к этой группе относятся, прежде всего, лица старше 45 лет, для которых при неудовлетворительных условиях труда на старой работе вероятность появления новых рабочих мест резко снижается в зависимости от возраста. Кроме того, в этой группе есть сотрудники, занимающие позиции внешних консультантов, которые вынуждены искать самостоятельную работу на рынке труда.

В-четвертых, синдром выгорания на фоне стойкого стресса проявляется в том случае, когда человек появляется в новой, непривычной среде, где он должен продемонстрировать высокую эффективность. Например, после лояльной учебы в дневном ВУЗе молодой специалист начинает на новой работе с высокой ответственностью выполнять свои обязанности и чувствует свою некомпетентность. В этом случае признаки профессионального выгорания могут появиться уже через полгода.

В-пятых, синдром выгорания часто удивляет жителей крупных мегаполисов, которые живут в условиях вынужденного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Основными причинами профессионального выгорания являются низкая заработная плата, отсутствие системы профессионального роста, карьерный рост, отсутствие мотивации, постоянные изменения в руководстве, постоянные изменения в трудовых обязанностях, неправильная передача обязанностей, отрицательная рабочая среда («дедовщина»), рутина, монотонность рабочего дня.

При более низком риске для здоровья и выраженном снижении эффективности синдром профессионального выгорания испытывают сотрудники, характеризующиеся следующими особенностями. Прежде всего, это люди, которые имеют хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно думают о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни). Это люди, которые высоко ценят себя и верят в свои способности и возможности. [21]