Файл: Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно статистике, за последние годы увеличилось количество людей, подверженных профессиональному стрессу, что вносит жесткую конкуренцию, устойчивое изменение условий труда, большой поток информации, многозадачность и высокие энергетические затраты в производство. Это, в свою очередь, приводит к снижению производительности труда и к недовольству работой. Данная ситуация способствует физической и эмоциональной перегрузкам, стрессу и выгоранию. Поэтому возникла проблема с психическим выгоранием человека в различных специальностях, которая уже давно начала привлекать внимание психологов. Из-за потребности в постоянном общении с массой людей человек начинает ощущать внутреннее эмоциональное опустошение; или из-за длительного пребывания в стрессовой атмосфере, возникшей из-за внутренних противоречий, накопившихся с окружающими факторами. На самом деле такая ситуация может затронуть кого угодно, в том числе и формально работающих людей – студентов, домохозяек. Однако это также может относиться к личной и внерабочей жизни. Жертвами таких негативных ситуаций часто становятся сотрудники, чья деятельность связана с постоянным, личным общением с людьми и нервным перенапряжением.
Так, по данным статистического исследования (журнал "Кадровик", 2011 г.) выделяются следующие категории лиц, наиболее склонных к профессиональному выгоранию:
* руководители (43%);
* активные сотрудники, рабочие (40%);
* творческие личности (35%);
* менеджеры по продажам (28%);
* специалисты, близкие к пенсионному возрасту (22 года%);
* персонал, занятый ежедневными рутинными обязанностями (20%);
* тренеры-новички без наставника и коуча (5%). [31]
Склонен к синдрому профессионального выгорания и педагогический состав. Они в силу своей профессиональной занятости вдобавок сталкиваются с недисциплинированным поведением учащихся, негативным прессингом со стороны их родителей, и, в случаях необходимости, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты для администрации школы и вышестоящих органов образования. Кроме того, частая критика в социальных сетях в адрес педагогов отрицательно влияют на их эмоциональное состояние. Таким образом, эти люди становятся менее восприимчивыми к событиям окружающей среды, им угрожает эмоциональное выгорание.
Проблемы эмоционального выгорания в зарубежной литературе освещены А.М. Ричардсен, К. Маслах, Х.Я. Фрейденберг и другими, а также российскими исследователями: В.Е. Орел, В.В. Бойко, Д. Трунов, Т.В. Форманюк и др. Особенности эмоционального выгорания и последствия профессионального стресса исследовались в работах И. Харди, В.В. Косарева, Г.Ф. Васюкова, Н. Водопьянова. В Казахстане этим вопросом занимаются Д.А.Хайрушева, К.Р. Саринова, Б. Исаматов, С.М. Джакупова, Б.С. Мадалиева и др. Как проблема, профессиональное выгорание по-прежнему актуальна и мало изучена.
В этом вопросе следует отметить следующие противоречия:
между потребностями общества в компетентной деятельности профессорско-преподавательского состава и недостаточным контролем со стороны руководства образовательных учреждений;
между необходимостью предотвращения эмоционального выгорания и недостаточной проработкой этой проблемы в научной сфере;
между недостаточной квалификацией психологов и оказанием психологической помощи педагогам.
Всё изложенное послужило выбору тематики исследования «Профессиональное выгорание. Проблемы профессионального выгорания педагогов».
Цель исследования: частично апробировать разработанную программу профилактики эмоционального выгорания, подготовленную для медицинских сестер, на педагогах. (МУЦГБ г. Ноябрьска в 2008 - 2009 гг.).
Объект исследования: педагоги.
Предмет исследования: оказание психологической помощи при синдроме эмоционального выгорания педагогическим работникам.
Исследовательская гипотеза: учителя могут восстановить психическое здоровье, если они используют программу по предотвращению эмоционального выгорания медсестер.
Задачи исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
определение значения понятий «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание»;
апробация программы профилактики эмоционального выгорания медсестер на учителях с учетом профессиональных различий;
экспериментальная проверка эффективности разработанной программы профилактики эмоционального выгорания педагогов по оказанию психологической помощи для коррекции эмоциональной сферы.
В исследовании используется теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тренингов, медитативных техник, ролевых игр.
С целью апробации разработанной программы по профилактике эмоционального выгорания учителей эксперимент был проведен в 2019-2020 учебном году в ведущих школах региона. В эксперименте приняли участие 20 учителей-предметников из каждого района.
Практическая значимость исследования заключается в том, что программа по профилактике эмоционального выгорания педагогов может быть использована в образовательных учреждениях.
1. Профессиональное выгорание – проблема века
1.1 Теоретическое обоснование понятия «профессиональное выгорание»
Проблема психологического здоровья людей, живущих в нестабильном, быстро изменяющемся мире, в сложных, экстремальных социально-экологических условиях, приобрела особую актуальность в науке о человеке в конце ХХ и начале XXI века, среди которых основное место принадлежит психологии.
В последние годы, как в России, Казахстане, так и в развитых странах, часто говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания или выгорания сотрудников.
Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены совсем недавно, но эта проблема всегда была актуальной.
К человека как субъекту труда исследователи проявили повышенный интерес в связи с изменениями, происходящими с личностью при выполнении профессиональной деятельности. Ранее в отечественной литературе было отражено положительное влияние трудовой деятельности на развитие личности, были описаны механизмы и условия эффективного профессионализма человека. С другой стороны, описывались негативные психические состояния, такие как усталость в труде, монотония, стресс, но комплексный эффект профессиональной деятельности на психическое и физическое здоровье оставался «за кадром».
В зарубежной, а затем в отечественной литературе понятие «эмоциональное выгорание» появилось сравнительно недавно. Некоторые авторы используют термин «профессиональное горение», который считается аналогичным термину «психическое выгорание». Психическое выгорание – это психическое состояние, характеризующееся появлением хронической усталости и эмоционального равнодушия, вызванной своей работой и объединяющее эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Этот термин близок к содержанию «хронической усталости».
В 1974 году американский психиатр Г. Фреденбергер при оказании профессиональной помощи клиентам впервые ввел термин burnout (англ.) для описания психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном контакте с пациентами в эмоционально загруженной атмосфере. В переводе этот термин можно сравнить с такими русскими выражениями, как «эмоциональное сгорание», «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание». Первоначально под "выгоранием" понималось состояние человека с ощущением собственной бесполезности (Freudenberger, 1974).
Научный и практический интерес к синдрому «эмоционального выгорания» вызван тем, что данный синдром является прямым проявлением всех возрастных проблем, связанных с настроением сотрудников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Озабоченность выгоранием сотрудников со стороны работодателей и управляющих объясняется тем, что из-за незаметного начала этого состояния, последствия обходятся дорого для организации.
К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального горения на психофизические, поведенческие, социально-психологические.
Не заметная утомляемость, усталость (физические и эмоциональные), снижение тонуса и энергичности, снижение защитной реакции, отсутствие страха в опасной ситуации, скачок веса, либо лишний или недостаточный, астенизация, частая головная боль, расстройства желудочно-кишечного тракта, одышка, бессонница, ухудшение зрения, ощущения, обоняния – все это относится к психофизическим симптомам.
Поведенческие симптомы: стойкое снижение мотивации к работе; стойкое нарушение режима работы; повышение рабочей нагрузки, но способность ее выполнять; появление неопознанных ощущений беспокойства, скуки; снижение уровня энтузиазма, халатность к своим достижениям; появление раздражительных чувств, чувство недоверия, вины, невосполнимости, чувство раздражительности, гнева; человек обращает внимание на детали, подозрительность; ддистанцирование от окружающих, в том числе избегание коллег; невозможность выполнения важных дел, расходование времени на мелкие детали, «ступор» в процессах, не требующих повышенного внимания; появляются вредные привычки: злоупотребление алкоголем, наркозависимость, табакокурение.
К социально-психологическим симптомам относятся: беспричинная тревога, страх, нервные расстройства, негативное отношение к профессиональным и личным перспективам. [1; 21; 27].
Были выявлены следующие закономерности, раскрывающие склонность сотрудников по Э. Морроу к этому синдрому:
Во-первых, по роду своей деятельности сотрудники, которые вынуждены общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми, более склонны к профессиональному выгоранию. Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие характер интроверта, индивидуально-психологические особенности которых не соответствуют профессиональным требованиям коммуникативной профессии. Их жизненная энергия невысока, характеризуются простотой и стеснительностью, склонны к замыканию и концентрируются на предмете профессиональной деятельности. Они могут накапливать эмоциональный дискомфорт, «не сбрасывая» негативные переживания во внешнюю среду.
Во-вторых, к синдрому профессионального выгорания подвергаются люди, испытывающие постоянные межличностные конфликты, связанные с работой. Чаще всего в России, Казахстане и за рубежом это категория женщин, испытывающих внутреннюю противоречивость между работой и семьей, находящихся «под прессингом», чтобы постоянно подтвержать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
В-третьих, сотрудники, профессиональная деятельность которых нестабильна и протекают в условиях хронического страха потери рабочего места, более склонны к профессиональному выгоранию. В Казахстане, как и в России, к этой группе относятся, прежде всего, лица старше 45 лет, для которых при неудовлетворительных условиях труда на старой работе вероятность появления новых рабочих мест резко снижается в зависимости от возраста. Кроме того, в этой группе есть сотрудники, занимающие позиции внешних консультантов, которые вынуждены искать самостоятельную работу на рынке труда.
В-четвертых, синдром выгорания на фоне стойкого стресса проявляется в том случае, когда человек появляется в новой, непривычной среде, где он должен продемонстрировать высокую эффективность. Например, после лояльной учебы в дневном ВУЗе молодой специалист начинает на новой работе с высокой ответственностью выполнять свои обязанности и чувствует свою некомпетентность. В этом случае признаки профессионального выгорания могут появиться уже через полгода.
В-пятых, синдром выгорания часто удивляет жителей крупных мегаполисов, которые живут в условиях вынужденного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Основными причинами профессионального выгорания являются низкая заработная плата, отсутствие системы профессионального роста, карьерный рост, отсутствие мотивации, постоянные изменения в руководстве, постоянные изменения в трудовых обязанностях, неправильная передача обязанностей, отрицательная рабочая среда («дедовщина»), рутина, монотонность рабочего дня.
При более низком риске для здоровья и выраженном снижении эффективности синдром профессионального выгорания испытывают сотрудники, характеризующиеся следующими особенностями. Прежде всего, это люди, которые имеют хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно думают о своем физическом состоянии (они постоянно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни). Это люди, которые высоко ценят себя и верят в свои способности и возможности. [21]