Файл: Теоретические аспекты заработной платы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент трудового участия определяется для всех членов трудового коллектива, включая директора, и утверждается советом трудового коллектива, который сам решает периодичность определения КТУ (раз в месяц, в квартал и т.д.) и состав показателей для его расчета.

1.3 Показатели характеризующие заработную плату

Основными показателями по труду и заработной плате для предприятия  являются:

- Численность работников;

- Производительность труда;

- Средняя заработная плата;

- Фонд заработной платы.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу 1 день и более, а также работающие собственники организаций, предприятий, получающие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники:

а) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;

б) находившиеся в служебных командировках;

в) не явившиеся на работу по болезни;

г) не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;

д) принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором. В списочной численности указанные работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы. К этой группе не относятся отдельные категории работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (подростки до 18 лет; женщины, которым предоставлены дополнительные перерывы в работе для кормления ребенка; инвалиды I и II групп и др.);

е) находящиеся в ежегодных и дополнительных отпусках, предоставляемых в соответствии с законодательством, коллективным договором и трудовым договором;

ж) получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни и др.

Не включаются в списочную численность работники:

а) принятые на работу по совместительству из других организаций;

б) выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера;


в) собственники данной организации, не получающие заработную плату и др.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности (которая приводится на определенную дату) и исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

     Явочная численность - это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т. д.).

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме работника на работу, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска работнику, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (формы №№ Т-1, Т-5, Т-6, Т-8); личная карточка работника (форма № Т-2); табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма № Т-12); табель учета рабочего времени (форма Т-13); расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49) и другие документы.

Глава 2 – Анализ формы и системы заработной платы в ОАО «РЖД» за 2008-2011 годы

 

2.1 Организационно-экономическая характеристика

 

     Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

  

Рис.1.3 Организационно экономическая структура ОАО «РЖД»

      Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

-огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;


-высокие финансовые рейтинги;

-квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

-большая научно-техническая база;

-проектные и строительные мощности;

-значительный опыт международного сотрудничества.

      ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384. См. учредительные документы ОАО "РЖД" 1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД".

Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации. Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2009 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектов недвижимости (включая земельные участки).

    Таблица 1   Динамика роста уставного капитала ОАО "РЖД"

Дата

Размер уставного капитала ( в руб.)

Размер уставного капитала ( в акциях)

01.01.2007 г.

01.01.2008 г.

01.01.2009 г.

07.07.2009 г.

01.01.2011 г.*

01.01.2012 г. **

1 535 700 000 000

1 541 697 819 000

1 583 197 189 000

1 594 516 219 000

1 698 128 067 000

1 786 715 588 000

1 535 700 000

1 541 697 819

1 583 197 189

1 594 616 219

1 698 128 067

1 786 715 588

                         

*Согласно постановлению Правительства РФ от 18 декабря 2010 г. № 1058.

** Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1203.

Анализируя данные представленные в таблице можно с уверенностью сказать, что уставный капитал предприятия возрастает с каждым годом, у данного предприятия устойчивые позиции на рынке услуг, возможно предположение, что в будущем его позиции будут только улучшаться, и размер уставного капитала будет так же возрастать.

Таблица 2 Технические характеристики ОАО "РЖД"

№ по порядку

Показатель характеристики

вид

количество

Единица измерения

1

Эксплуатационная длина железной дороги

-

85,2

тыс.км

2

Протяженность электрифицированных линий

-

42,9

тыс.км

3

Доля в грузообороте транспортной системы России*

-

43,2

%

4

Доля в пассажирообороте транспортной системы России

-

39

%

5

Грузовые локомотивы

Электровозы,тепловозы

11,1

ед

6

Грузовые вагоны всех видов**

вагоны

518,7

ед

7

Маневровые локомотивы

тепловозы

5,9

ед

8

Пассажирские локомотивы

Электровозы,локомотивы

2,7

ед

9

Пассажирские вагоны дальнего следования

вагоны

24,1

ед

10

Пассажирские вагоны пригородных поездов

вагоны

15,6

ед


*- с учетом трубопроводного транспорта;

**- с учетом вагонов дочерних компаний;

Данная таблица показывает,что ОАО «РЖД» базируется не на одной разновидности деятельности( грузоперевозка), а на нескольких видах деятельности, а именно - грузоперевозка, пассажироперевозка, маневрированием поездов на железнодорожных ветках.

      Миссия компании компании состоит в эффективном удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении конкурентоспособности, достижении финансовой стабильности, реализации принципов социальной ответственности бизнеса и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

     Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Стратегические цели компании:

-увеличение масштаба транспортного бизнеса;

-повышение производственно-экономической эффективности;

-повышение качества работы и безопасности перевозок;

-глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;

-повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

-грузовые перевозки;

-пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

-пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

-предоставление услуг инфраструктуры;

-предоставление услуг локомотивной тяги;

-ремонт подвижного состава;

-строительство объектов инфраструктуры;

-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

-предоставление услуг социальной сфер;

     В октябре 2009 г. Правление ОАО «РЖД» утвердило корпоративный (фирменный) товарный знак, логотип и корпоративные (фирменные) шрифты. Новый корпоративный стиль ОАО «РЖД» – символ перемен, происходящих в Компании. Сегодня в сфере интереные перевозки, но и логистика, туризм, строительство, телекоммуникации, медицина и многое другое. Именно поэтому новый логотип несет широкую смысловую на-грузку и не акцентируется только на железных дорогах. Ярко-красный цвет и прогрессивная графика нового фирменного знака ОАО «РЖД» демонстрируют, что Компания готова к активным действиям в современных экономических условиях. Бренд РЖД несет в себе такие ценности, как преданность традициям, внимание к клиентам, гарантированное качество услуг, надежность, скорость, инновационность, технологичность, широта интересов, активное развитие, создавая при этом привлекательный образ для международной аудитории.  ОАО «РЖД» является крупнейшей национальной транспортной компани-ей, создающей инфраструктурные условия для обеспечения инновационного развития экономики России, обеспечивающей транспортное единство страны, повышение глобальной конкурентоспособности транспортной системы России, качественное удовлетворение спроса государства и общества на транспортные услуги.Масштаб деятельности ОАО «РЖД» может быть охарактеризован следующими показателями.В 2009 г. доля ОАО «РЖД» в ВВП России составила 2,7%. Достигнутый уровень транспортного обслуживания экономики обеспечивает динамичный рост ва-лового внутреннего продукта (в 2010 г. вырос на 8,1%),  опережающий увеличение транспортной работы. Это означает снижение транспортоемкости ВВП на основе оптимизации структуры экономики и транспортных связей – в 2009 г. транс-портоемкость ВВП в части железнодорожного транспорта снижена почти на 8% к уровню 2008 г. – до 3,01 коп./руб.


Рис 1.4. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы страны

Рис 1.5. Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте

    Являясь связующим звеном между Европой и Азией, железнодорожный транспорт играет важную роль в транспортной системе России. Эксплуатационная длина сети российских железных дорог составляет око-

ло 85,2 тыс. км, уступая по этому показателю лишь США. ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности элек-трифицированных линий – 42,9 тыс. км.Железные дороги исторически играют ключевую роль в транспортной системе России. Доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспортной системы страны (с учетом трубопроводного транспорта) воз-росла с 40,6% в 2006 г. до 42,6% в 2007 г. (см. рис. 1.3). Без учета трубопроводного транспорта эта доля составила 85,5%.Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте (без учета внутреннего водного, морского, городского электрического и прочих видов транспорта), напротив, снизилась с 43,8% в 2009г. до 40,2% в 2010 г. (см. рис. 1.4). Это снижение связано со снижением пассажирооборота в пригородном сообщении на 13%, что обусловлено изменением порядка предоставления права на бесплатный проезд льготных категорий пас-сажиров, имеющих федеральную льготу.В 2010 г. объем грузооборота со-ставил 2312,6 млрд т-км (с ростом к 2009 г. на 7,7%), а пассажирооборот составил 174,1 млрд пасс-км (97,9% к уровню 2006 г.), в том числе: в даль-нем следовании – 128,1 млрд пасс-км (102,5%), в пригородном сообщении – 46,0 млрд пасс-км (87,0%) Весь объем работ по перевозкам гру-зов и пассажиров ОАО «РЖД» выполнило собственными силами без использования аутсорсинга. Филиалы ОАО «РЖД» на основании корпоративных нормативных документов могут использовать аутсорсинг для оптимизации своей деятельности за счет концентрации усилий на осуществлении основных видов деятельности, за счет передачи выполнения отдельных видов работ (услуг) специализированным организациям (индивидуальным предпринимателям) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала филиалов (Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД», утв. 27.04.2006 г. №530).

2.2 Динамика заработной платы

Труд рабочих оплачивается по часовым тарифным ставкам по повременно-премиальной, сдельно-премиальной, аккордной или иной системе организации оплаты труда. Часовая тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемого по первой строке ETC, определяется делением минимального размера оплаты труда, установленного в ОАО «РЖД», на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года.