Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования ( Формирование и понятие налоговой система России ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая политика, с одной стороны, должна обеспечить государство необходимыми ресурсами для осуществления правительственной деятельности (расходы на экономические, военные, а также социальные расходы); процессы экономического регулирования (налоги используются в качестве рычагов управления хозяйственной деятельностью и реализации определенных задач экономической политики); выравнивание уровней доходов (при помощи нее происходит перераспределение национального дохода посредством прогрессивной системы налогообложения и системам трансфертных платежей инвалидам, бедным, безработным и т.п.).

Но в тоже время, помимо реализации перечисленных выше функций, государство должно беспокоиться о том, чтобы общий уровень налогов, их степень прогрессивности и структура, но еще и структура трансфертов и расходов не оказывали послабляющее действие на стимулы совершения сбережений, трудовой и предпринимательской деятельности.[12]

К элементам налоговой системы Российской Федерации относятся не только налоги и сборы, но и: налогооблагающие субъекты; действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы; налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, формы и методы налогового контроля и ответственности за нарушения, а также нормы налогового права.

Соответственно, система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федеральных налогов и сборов;

- региональных налогов и сборов;

- местных налогов и сборов .

На основе изучения и анализа существующей научной литературы, были сформулированы основные характерные черты, присущие современной налоговой системе Российской Федерации:

Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям, которыми обладают налогоплательщики.

Запутанность нормативной базы и сложность осуществления расчетов налогооблагаемой базы.

Отказ некоторых организаций платить в полном объеме налоги. Данные характерные черты одновременно являются и проблемами, затрудняющими эффективное развитие налоговой системы России.[13]

В качестве одного из вариантов их комплексного решения не только обозначенных, но и всех существующих проблем можно предложить ряд направлений совершенствования и развития современной отечественной налоговой системы:

- обеспечение бюджетной устойчивости посредством формирования налоговой системы, являющейся стабильной и прогрессивной;


- постоянная поддержка инвестиций;

- повышение уровня предпринимательской активности;

- непрерывное развитие человеческого капитала.

Важно отметить, что перечисленные выше направления не являются новшеством как для большинства развитых мировых государств, так и для России. Самое главное - это умение эффективно и непрерывно их реализовывать.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль налоговой системы является значительной в обеспечении эффективности процессов поступления финансовых средств в государственный бюджет в части регулирования не только социальной, но и других областей развития России.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Налоговая система, как элемент рыночной экономики

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики, выступающая главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Деятельность государства по управлению процессом аккумулирования части национального дохода, посредством системы налогообложения, с целью дальнейшего перераспределения финансовых ресурсов в интересах всего общества, предполагает реализацию определенных мероприятий направленных на повышение эффективности функционирования существующей налоговой системы посредством проведения реформы.[14]

Налоговая реформа проводится в рамках конкретной налоговой политики, которая и формирует цели ее проведения. Степень достижения поставленных целей и является оценкой эффективности налоговой реформы.

В свою очередь, цели реформирования налоговой системы формируются под воздействием двух групп факторов: с одной стороны, налоги и налоговая политика всегда находятся в рамках определенной экономической политики, с другой стороны, формирование, развитие и действие налогов не может выходить за рамки объективно существующих принципов и закономерностей построения и функционирования налоговых систем.[15]


В экономической теории эффективность определяется, исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов (эффекта) и затраченных на это ресурсов. Вариабельность результативности (экономическая, социальная, технологическая и т.д.) обусловливает множество разновидностей эффективности. Среди них бюджетная, коммерческая, народнохозяйственная (общественная), социальная, техническая, экологическая, эллокативная эффективность, а также эффективность инвестиций, экономической деятельности, капитальных вложений и некоторые другие.

Внутрихозяйственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность микроэкономической системы, представляет собой характеристику налогоплательщика (хозяйствующего субъекта, домохозяйства) с точки зрения соотношения налоговых издержек и результатов его деятельности. [16]

Фискальная эффективность налогообложения, или эффективность налоговой системы, представляет собой характеристику деятельности налоговых органов федерального, регионального и муниципального уровней, вытекающую из соотношения генерируемых ими налоговых доходов, с одной стороны, и расходов на их функционирование, с другой стороны.

Воспроизводственная эффективность налогообложения, или налоговая эффективность макроэкономической системы, представляет собой институциональную характеристику деловой среды территории с позиции налоговой нагрузки, вытекающую из соотношения совокупного уровня налоговых изъятий и производимого валового внутреннего продукта (ВВП).

Эффективность является наиболее общей характеристикой любой сферы человеческой деятельности. По степени общности это понятие сопоставимо с такими категориями как «цель», «средство», «результат», «управление»

Таблица 1. Составные элементы эффективности налогообложения

В контексте эффективности налогообложения в зависимости от объекта управления целеполагание кардинально разнится: если на уровне микроэкономической системы оно ориентируется на минимизацию ƒ(→min), то на уровне налоговой системы в качестве критерия эффективности выступает максимизация ƒ(→max). Ключевые элементы показателей эффективности налогообложения представлены в табл.1.[17]

Как видно из нее, оценка эффективности налогообложения ограничиваются макроэкономическим аспектом; внутрихозяйственный аспект эффективности налогообложения зарубежными школами не рассматривается; оптимизация налогообложения на внутрихозяйственном уровне является предметом интересов консалтинговой практики; макроэкономические оценки эффективности налогообложения, как правило, не выходят за пределы воспроизводственной эффективности, т.е. оценивают налоги с позиции их воздействия на деловую активность, занятость, сбережения, антициклическое регулирование; приоритетными аспектами эффективности налогообложения являются влияние налогов на экономику, оценка видов налогов и сборов, соотношение прогрессивного/пропорционального налогообложения.


2.2. Основные показатели оценки эффективности налогообложения

В качестве основных показателей оценки воспроизводственной эффективности налогообложения мы выделили:

1.Уровень налоговой нагрузки, характеризующий степень давления на производителя и размер изъятия доходов хозяйствующих субъектов.

2.Соотношение налогов, взимаемых с бизнеса и граждан, позволяющее оценить модель финансовых взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов с позиции дотаций производителя или потребителя. В странах с развитой рыночной экономикой налоги с населения составляют около 35 % от общей суммы налоговых поступлений. Для России при сложившемся уровне зарплат рыночный уровень налогообложения населения является неприемлемым;

3.Соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющее оценить налоговую модель с точки зрения переложения налогов из сферы производства в сферу потребления;

4.Соотношение налоговой нагрузки в обрабатывающих и сырьевых отраслях –важный для России структурный параметр, призванный стимулировать развитие отраслей с высокой степенью переработки с целью изменения в пользу обрабатывающих отраслей структуры ВВП в целом и структуры экспорта в частности;

5.Коэффициент налоговых доходов, представляющий собой отношение налоговых доходов бюджета к численности сотрудников государственной службы. Показатель позволяет косвенным образом оценить результативность государственного (муниципального) управления, которое формирует институциональную среду, обусловливает ее инвестиционную привлекательность, климат в формате «власть-бизнес», входные барьеры на рынках.[18]

В качестве основных показателей оценки фискальной эффективности налогообложения могут быть использованы следующие показатели:

1.Коэффициент собираемости налогов, представляющий собой отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов;

2.Эффективность расходов налоговой системы или эффективность фискальных расходов, оцениваемая по соотношению сумм налоговых и приравненных к ним поступлений к совокупности текущих расходов на содержание фискальных органов;

3.Обратный показатель –уровень затрат на содержание налоговой службы в расчете на 100 руб. поступивших налогов и сборов или коэффициент фискальных затрат;


4.Результативность деятельности работников налоговой службы (фискальных органов) или средний размер налоговых поступлений, оцениваемый по соотношению сумм поступивших налогов и сборов и численности сотрудников фискальных органов;

5.Уровень нагрузки персонала налоговой службы (фискальных органов), оцениваемый по количеству налогоплательщиков, приходящихся на одного работника фискальных органов.

В целом, по результатам проведенного исследования автором сделаны следующие выводы:

–целенаправленное воздействие на уровень налоговой нагрузки на экономику дает результаты, и уровень воспроизводственной эффективности налогообложения при всех его колебаниях находится на нижней границе критериальных значений;

–совершенствование администрирования в системе налоговых сборов способствует росту коэффициента собираемости налогов: в принятом понимании (отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов) в настоящее время он близок к своему оптимальному значению;

–по другим оценкам фискальной эффективности налогообложения выводы крайне негативные и свидетельствуют об отсутствии управления этим параметром в российской фискальной системе. Таким образом, все программные установки на повышение эффективности и результативности отечественной фискальной системы до настоящего времени остаются декларацией;

–внутрихозяйственная эффективность налогообложения несколько снижается в динамике. Это может быть свидетельствовать о результативности совершенствования налогового администрирования, с одной стороны, с другой стороны, о необходимости совершенствования налогового менеджмента на внутрифирменном уровне и легальных способов оптимизации налогообложения Таким образом, анализ фискальной эффективности налогообложения позволяет сделать следующие выводы:[19]

–уровень коэффициента собираемости налогов в принятом понимании (отношение суммы начисленных налогов и сборов к сумме поступивших налогов и сборов) близок к своему оптимальному значению;

–результативность деятельности работников налоговой службы составляет около 40 млн. чел. в расчете на одного работника. При этом в последние годы наблюдается опережающий рост налоговых поступлений по сравнению с ростом численности работников.

Предложенные показатели в целом достаточно полно характеризуют налоговый режим и в этом смысле представляют основу для комплексного анализа хода реализации налоговой политики. Сопоставление показателей налоговой системы с важнейшими социально-экономическими показателями позволяет в определенной мере делать выводы относительно их взаимосвязи, но эта связь имеет характер преимущественно нелинейной зависимости.[20]