Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Характеристика понятия оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятия оперативно-розыскного мероприятия в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» нет. Регламентировать его неоднократно просили практические работники. О том же писали и ученые. Выяснение сущности оперативно-розыскных мероприятий – это вопрос, от которого во многом зависит рассмотрение различных сторон проведения таких мероприятий. Дать определение оперативно-розыскного мероприятия весьма важно для правового регулирования ОРД, поскольку теория и практика в этой области во многом противоречива. Именно этим обусловлена актуальность данной курсовой работы

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в рамках оперативно-розыскной деятельности и в соответствии с реализуемой в стране оперативно-розыскной политикой.[1] Для обозначения оперативно-розыскных мероприятий законодатель использовал терминологию, соответствующую международным стандартам, применив для этого общедоступный язык закона. Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) – составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Нормативны правовые акты, издающиеся ведомствами, органы которых осуществляют ОРД, конкретизируют содержание оперативно-розыскных мероприятий, закладывая тем самым основы их организации и тактики.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий вытекает из самого понятия оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность – это базирующая на законах и подзаконных нормативных актах научно-организованная система оперативно-розыскных мероприятий разведывательно-поисковой направленности, осуществляемых преимущественно негласно специально уполномоченными субъектами с применением определенных средств, методов и форм в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


В последние годы вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в целом и оперативно-розыскных мероприятий в частности нашли отражение в научной литературе таких ученых, как В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, В.И. Брылев, О.А. Вагин, Н.П. Водько, А.Ф. Возный, К.К. Горяинов, Д.В. Гребельский, И.М. Гуткин, Е.С. Дубоносов, Л.Н. Калинкович, Ю.В. Кваша, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, А.С. Подшибякин, Д.В. Ривман, В.В. Сергеев, Г.К. Синилов, К.В. Сурков, О.В. Фирсов, А.Е. Чечетин, В.К. Шульц, А.Ю. Шумилов, М.А. Шматов, и других юристов.

Объектом данной курсовой работы выступают особенности проведения оперативно-розыскной деятельности в правовом аспекте.

Предметом курсовой работы являются оперативно-розыскные мероприятия, основы и принципы их проведения.

Цель курсовой работы - выявить особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий в современных условиях.

Задачи, выполнение которых требует поставленная цель:

- охарактеризовать понятие и выявить особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- изучить уголовно-правовое обеспечение оперативно-производственной деятельности;

- рассмотреть пределы защиты конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Структура курсовой работы: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение и список используемых источников литературы.

ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1. Характеристика понятия оперативно-розыскных мероприятий

Системный подход к проведению оперативно-розыскных мер включает в себя такие взаимосвязанные элементы, как: объект, цель, сочетание определенных мероприятий и действий, субъекты проведения, комплекс организационных приемов, повышающих их эффективность,1информационно-техническое обеспечение и как итог оформление результатов и их дальнейшее использование в оперативно-розыскном процессе, уголовном судопроизводстве, а также иных формах привлечения к ответственности. Значительный перечень нормативных правовых актов, в том числе определяющих полномочия органов по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД), содержат указание только на осуществление оперативно-розыскных мер. [2]


Нормы УПК РФ, не раскрывая содержательного значения, определяют полномочия органа дознания, после направления уголовного дела руководителю следственного органа, проводить оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 и ч. 1 ст. 210 УПК РФ).[3] При этом в п. 38 ст. 5 УПК РФ законодатель ограничился лишь общим закреплением понятия розыскных мер в качестве мер, принимаемых дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит указанных определений, а суть самой ОРД раскрывается в ст. 1 только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, с закреплением в ст. 4 полномочий органов, осуществляющих данный вид деятельности, на издание нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения именно ОРМ. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД для решения определенных законом задач на органы, уполномоченные осуществлять ОРД,[4] возлагается обязанность принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. И, несмотря на близкое по смыслу содержание указанных терминов, остается дискуссионным вопрос о соотношении понятий «оперативно-розыскные мероприятия» и «оперативно-тактические действия», которые по-разному трактуются учеными.

Наиболее серьезные разногласия в понимании сущности ОРД вызывает вопрос применения должностными лицами оперативных подразделений различного рода принудительных мер. Так, Е. С. Лапин и Ю. Н. Михайлова, отталкиваясь от основной задачи органов, осуществляющих ОРД, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, указывают обязательность применения должностными лицами этих органов определенных принудительных. В качестве аргумента выдвигается утверждение о том, что государственное принуждение не просто придает правовым запретам и предписаниям силу категорического императива, но и является органической составляющей права, поскольку сама по себе норма не станет регулятором общественного отношения, если не будет подкреплена силой государственного давления на нарушителя этих норм. В этой связи высказывается солидарность с В. Ф. Луговиком, который в проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации предлагает гл. 6, регламентирующую применение принудительных мер обеспечения оперативно-розыскного производства.[5] В поддержку указанного мнения В. А. Гусев обращает внимание на то, что оперативно-розыскное производство невозможно без законодательной регламентации принудительных мер обеспечения (задержание, захват, досмотр, проникновение в помещение).[6] Вместе с тем подобные выводы вызывают достаточно весомые возражения, обоснованные на нормах ФЗ об ОРД, в соответствии с которыми для эффективной борьбы с преступностью оперативным подразделениям предоставлены возможности привлекать к конфиденциальному содействию лиц, в том числе на контрактной основе (ст. 17), создавать легендированные предприятия, учреждения, организации и подразделения (ст. 15), проводить специфическую финансовую деятельность, содержащую закрытые от налогообложения выплаты лицам, оказывающим содействие органам, осуществляющим ОРД (ст. 18).


Кроме того, этим же нормативным актом разрешено ограниченное к доступу информационное обеспечение и документирование ОРД (ст. 10) и проведение мероприятий по защите сведений о названной деятельности (ст. 12). Нормы же, предусмотренные Конституцией Российской Федерации по ограничению прав на владение, пользование и распоряжение собственностью (ст. 35); ограничению прав на тайну переписки и телефонных переговоров (ст. 23); ограничению личной свободы (ст. 22) в виде захвата с поличным; ограничению свободы передвижения (ст. 27), в первую очередь гарантируются посредством применения уголовного, уголовно-процессуального и административного права.[7]

Необходимо акцентировать внимание на ярко выраженной разведывательно-поисковой ориентированности закрепленных в ФЗ об ОРД ОРМ, целью которых является добывание информации о противоправных действиях, подготовленных заранее и направленных на уничтожение следов совершенных преступлений, а также лиц, к ним причастных, с установлением и закреплением юридически значимых фактов и обстоятельств совершенных преступлений.

Основополагающие принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, возможность использования специальных технических и поисковых средств, в большинстве своем предназначенных для негласного получения информации в процессе проведения ОРМ, подтверждают их разведывательно-поисковый характер.

Так, конфиденциальное использование агентурного аппарата характерно исключительно для негласного режима работы оперативных подразделений, как и объективная необходимость защиты сведений о лицах, участвующих в ОРД. Негласность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в первую очередь от объектов, в отношении которых они проводятся, направлена на обеспечение сохранения в тайне применяемых средств и методов, получение максимально эффективных результатов в ходе проводимых мероприятий и своевременную нейтрализацию противодействия со стороны разрабатываемых фигурантов.

Практически весь перечень определенных в ФЗ об ОРД ОРМ осуществляется негласно, а такие мероприятия, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи вообще не предполагают их гласную форму проведения.

Отдельную разновидность в ОРД представляют так называемые легендированные (зашифрованные) мероприятия, истинное предназначение которых остается неизвестным для объекта направленности и которые осуществляются посредством действий отвлекающего характера и содержания. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что ОРМ носят разведывательно-поисковый характер независимо от субъекта их осуществления. Именно поэтому в ФЗ об ОРД законодателем закреплены специальные субъекты – должностные лица оперативных подразделений, наделенные полномочиями проведения ОРМ в их полном или ограниченном объеме. Являясь участниками ОРМ, сотрудники иных подразделений (специалисты, иные лица) лишь оказывают содействие в решении задач ОРМ, участвуют в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляют их по отдельному поручению.[8]


Вышеобозначенное подтверждает и тот факт, что ФЗ об ОРД имеет в своем содержании только одну оперативно-розыскную меру принуждения (ст. 15). Временное ограничение некоторых прав и свобод подозреваемого лица в связи с вероятным или реальным совершением преступления – это изъятие документов, материалов и сообщений, которое ограничивает обращение (владение) определенного материального объекта конкретным физическим или юридическим лицом.

Имея ограничительный и временный характер, без отчуждения и изменения права собственности, указанное ОРМ имеет цели:

– лишение подозреваемого возможности использования орудий и предметов для совершения преступления;

– создание условий для проведения отдельных ОРМ;

– создание условий для возможного использования изъятых предметов в уголовном процессе и их сохранности.

При этом если изъятие сопряжено с ограничением прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и на неприкосновенность жилища, то необходимо соблюдать условия осуществления ОРМ: вынесение постановления, получение судебного решения, фиксация результатов с целью создания условий для уголовно-процессуальных предпосылок изъятия предметов и документов как вещественных доказательств.

Кроме того, принуждение при осуществлении данного ОРМ обеспечено административным воздействием, так как при отказе от представления необходимых документов в оперативно-розыскной орган (ОРО) в отношении объекта оперативной работы может составить протокол об административном правонарушении.

Учитывая многогранность ОРД и в то же время отсутствие необходимости перегружать определение, закрепленное законодателем, целесообразно в ст. 1 ФЗ об ОРД указать, что ОРД осуществляется посредством проведения ОРМ и иных оперативных действий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[9]

К числу иных оперативных действий предлагается отнести организационно-подготовительные действия, действия по пресечению противоправных намерений, действия обеспечивающего характера, оперативно-тактические действия, образующие в своей совокупности оперативно-тактическую операцию, действия оперативно-технического и оперативно-поискового характера, оперативно-боевые действия, оперативные действия по обеспечению ОРМ в учреждениях уголовно-исполнительной системы.[10]