Файл: Легальность и легитимность (Понятие и признаки государственной власти).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Легальность государственной власти как правовая категория
1.1 Понятие и признаки государственной власти
2.2 Понятие и функции легальности государственной власти. Легализация государственной власти
Глава 2. Легальность и легитимность государственной власти
2.1 Понятие и виды легитимности государственной власти
2.2 Соотношение и реализация легальности и легитимности государственной власти
2.1 Понятие и виды легитимности государственной власти
Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX века во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.
Легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.
Легитимность – это согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения.
Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:
«легитимность, базирующаяся на традиции, когда общество признает власть, благодаря привычке и традициям повиноваться власти и установленным ранее порядкам. Традиционная легитимность в большей степени характерна для монархий. Основана на вере в священность издревле существующих порядков и властей. Традиционная власть была характерна для восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы;
легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь. Исторически харизматическая власть существовала в римской империи при Юлии Цезаре, режим Наполеона и Гитлера, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Очень часто сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон или рациональный аппарат управления, не в сложившихся традициях поведения, а в обладании необъяснимым редким даром, вызывающим сходство с религиозным преклонением;
Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от власти, сколько от веры масс в особые качества вождя-лидера и преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Но если раньше понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому количеству лидеров, то в современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера;
легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти. Легальная власть основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам; им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона».
В чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы.
Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К ним относятся:
идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой;
привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);
преданность власти благодаря положительной оценке личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);
в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);
политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.
Следует различать внутреннюю и внешнюю легитимность государственной власти. Внутренняя легитимность государственной власти - это ее добровольное признание основной частью населения страны. Во многом уровень внутренней легитимации определяется через политический режим, действующий в государстве, и адаптированность общества к нему. Внешняя легитимность - это признание государственной власти со стороны других государств и международных организаций. Необходимо отметить, что во многом внешняя легитимность государственной власти определяется при помощи внутренней легитимности. Основная направленность, связанная с внешним признанием государственной власти, проистекает из характера политического режима, устанавливающегося в государстве[18].
Можно говорить о степени (уровне) легитимности государственной власти. Очевидно, что власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.
2.2 Соотношение и реализация легальности и легитимности государственной власти
Легальность и легитимность государственной власти следует различать. Понятие «легализация» (от латинского "legalis" - законный, юридический) обозначает процесс придания законного характера какому-либо факту. Легальность предполагает лишь формально-юридический фактор формирования и реализации власти. Легальность государственной власти означает законность ее формирования и функционирования[19].
В некоторых случаях легальность власти трактуется как узкое понимание легитимности власти. Данный подход методологически необоснован. Если легальность отражает лишь формальное соответствие процесса формирования и функционирования власти установленным правовым нормам, то легитимность выступает как фактор этико-правовой обусловленности государственной власти[20]. Понятие «легитимация» (от латинского «legitimatio» - узаконение) обозначает процесс признания соответствия фактического механизма формирования государственной власти как конституционно-правовым и международно-правовым нормам, так и этическим ценностям, доминирующим в данном социуме.
Легитимность власти предполагает как соответствие определенным формально-юридическим критериям детерминации властной воли, так и соответствие этической оценке населения, выносимой в ходе осознания со стороны последней содержания и сущности государственно-властных отношений. По итогам такой оценки осуществляется признание авторитета государственной власти большей частью населения, осознанное и в определенной степени добровольное подчинение законным требованиям субъектов власти. Легитимность власти - это признание и одобрение обществом или его большей частью авторитета власти и права управлять.
Легитимность является одним из важнейших свойств, характеризующих власть, и представляет собой качественную характеристику специфического состояния политической и правовой систем, где «существующий порядок властных отношений обеспечивает возможность направлять действия всех социальных субъектов с минимальным использованием средств и технологий принуждения и насилия»[21].
Юридическими формами процесса легитимации можно признать институты прямой и представительной демократии. В демократическом обществе легитимация государственной власти основана на комбинировании «чистых» типов легитимации. Обеспечение легитимности власти является своеобразным показателем соблюдения народного суверенитета.
Проблему легитимности государственной власти можно разложить на две составные: легитимность первоисточника государственной власти и легитимность реализующих государственную власть субъектов (структуры гражданского общества, органы государственной власти). Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.
Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.
Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».
Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.
Наибольший интерес при исследовании легальности государственной власти представляет рассмотрение процессов легализации власти в качественно разнородных обществах, например традиционных и рационалистских.
Так, рационалистские общества характеризуются преобладанием форм рационального знания о явлениях окружающей действительности, распространением учений, центральным ядром которых является человек, развитой системой позитивного права.
Общества, в становлении которых важная роль в регулировании общественных отношений отводилась традициям, обычаям, религиозным течениям, которые основывались на вере в сверхъестественные силы, личные качества того или иного лидера, являются по своей сути традиционалистскими.
Для обществ рационалистского типа характерна тесная взаимосвязь легитимности и легальности. Власть, получившая большинство голосов на выборах (или иных процедурах формирования органов государственной власти населением государства), считается легитимной в силу ее электоральной законности.