Файл: Легальность и легитимность (Понятие и признаки государственной власти).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Легальность государственной власти как правовая категория
1.1 Понятие и признаки государственной власти
2.2 Понятие и функции легальности государственной власти. Легализация государственной власти
Глава 2. Легальность и легитимность государственной власти
2.1 Понятие и виды легитимности государственной власти
2.2 Соотношение и реализация легальности и легитимности государственной власти
В обществах традиционного типа четко разграничиваются понятия легальности как внешнего (юридического) соответствия государственной власти законам государства и легитимности как внутреннего одобрения ее населением государства в соответствии с их индивидуальной системой ценностей.
Российская Федерация, по своей природе традиционна, хотя в последние десятилетия произошли некоторые изменения, которые позволяют говорить о переориентации системы ценностей российского населения на рациональную основу. Законодательно установлены формы участия граждан в управлении делами государства, а также институты формирования населением органов государственной власти. Проводимые процессы политической модернизации и становления новой российской государственности авторитарно-демократического типа позволяют говорить о провозглашении приоритета легальности над легитимностью, согласно западной модели[22].
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что легитимность власти – это признание власти населением; принятие власти как правомерной и справедливой; наличие у власти авторитета в глазах населения, а легальность власти означает, что власть имеет законное происхождение; власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов.
Значение факторов легальности и легитимности государственной власти в современном мире трудно переоценить. В законной и справедливой власти общество нуждается всегда, Всеобщая Декларация прав человека закрепила право каждого на социальный порядок, обеспечивающий его права, поэтому сегодня не соответствующая этим стандартам государственная власть не может полноценно функционировать. Если обратиться к данным наукой определениям, легальность государственной власти означает ее юридическое оформление и устроение на основе норм права, а легитимность государственной власти определяет качественную сторону соотношения и взаимодействия власти и населения страны, выраженную в признании данной власти как единственно возможной для граждан государства[23]. Легитимность государственной власти также трактуется как степень доверия и поддержки ее широкими массами населения за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовности подчиняться. В данном контексте легальность государственной власти характеризуется официальным провозглашением, правомерным установлением, функционированием в рамках закона[24]. При некотором упрощении объектом в обоих понятиях выступает государственная власть, а субъектами - общество как совокупность индивидов в случае легитимности и сама государственная власть в случае легальности.
Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод: с точки зрения психологии легитимность характеризуется как признание, способность и возможность народа к подчинению правящей власти, а легальность – как признание властью закона и безоговорочное подчинение ему, а также способность, опираясь на закон, руководить обществом для реализации своих функций. С социальной точки зрения легальность и легитимность представляют собой обоюдную уступку своих прав соответственно власти социуму и индивидов власти (как направляющей силы общества). Такой компромисс, если говорить с позиций юриспруденции, находит отражение в праве и закрепление в законодательстве. А.И. Хорошильцев иллюстрирует такую связь следующей схемой: власть народа → Конституция → государство и местное самоуправление → органы государства и местного самоуправления → общество[25].
В данном контексте представляет интерес теория В.Д. Перевалова о выделении легальности и легитимности государственных органов из легальности и легитимности государственной власти в целом[26]. Согласно этой концепции легитимность «аккумулируется» выборными органами и через их посредство передается от первоисточника власти – народа к субъектам, наделенным властными полномочиями. Легальность достигается только в случае деятельности каждого отдельного органа государственной власти строго в рамках действующего законодательства.
Правовое государство отдает бесспорное преимущество легальности власти над ее легитимностью, но можно с большой долей уверенности сказать, что демократия стремится к их дуализму, а степень совпадения определяет зрелость демократического режима. Кроме того, следует заметить, что на первый взгляд легальная и даже легитимная власть на деле может являться узурпаторской, классическим примером служит система власти фашисткой Германии. Явными признаками такого режима будут неправовые методы управления, основанные на насилии и терроре.
Таким образом, можно выделить ключевой компонент истинной легальности – функционирование государства в интересах общества. Наличие его легализует изначально нелегальную власть, а отсутствие - рано или поздно ставит вне закона легальную первоначально. Контролирует этот процесс легитимность, как внутренняя, так и внешняя.
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятия «легитимность» и « легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический.
С точки зрения психологии легитимность характеризуются как признание, способность и возможность народа к подчинению правящей власти, а легальность – как признание властью закона и безоговорочное подчинение ему, а также способность, опираясь на закон, руководить обществом для реализации своих функций. С социальной точки зрения легальность и легитимность представляют собой обоюдную уступку своих прав соответственно власти социуму и индивидов власти (как направляющей силы общества). Такой компромисс, если говорить с позиций юриспруденции, находит отражение в праве и закрепление в законодательстве.
В юридическом смысле легальность представляет собой объективное качественное состояние государственно-правовых отношений, выражающееся в соответствии порядка организации и функционирования институтов государственной власти правовой системе общества.
В целом тематика – легальность государственной власти, представляет определенный научный интерес и объективно требует разработки в исследованиях ученых, и в первую очередь ученых-теоретиков. Легальность - важная теоретическая и практическая категория. Исследование процессов легализации государственной власти способствует четкому разграничению категорий «насильственный» - «правовой», «законный» - «незаконный», «узурпация государственной власти» и т.д. относительно процедур смены власти. А также позволяет определить методы и средства поддержания легитимности и эффективности государственной власти.
Библиографический список
- 1Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]//Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф.- Режим доступа www.consultant.ru
- Общая теория права и государства [Электронный ресурс]: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2001. -С. 210-212.
- Селютин, В.И. Теория и практика политической науки [Электронный ресурс] / В.И. Селютин. - Воронеж, изд-во им. Е.А. Болховитинова, - 2009. - С. 36- 37.
- Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2006.-С.95-102. [Электронный ресурс]
- Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. -- 4-е изд., переработанное и дополненное. -- М.: Юристъ, 2008. - С. 135-137.
- Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти [Электронный ресурс] // Государство и право. - М.: Наука,2005, № 8. - С.65-73
- Чиркин В.Е. Основы государственной власти [Электронный ресурс]: учебное пособие. Чиркин В. Е. - М.: Юристъ, 2006. - С. 112.
щено на Allbest.ru
-
Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1995. С. 239. ↑
-
Консультант Плюс: примечание. Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ↑
-
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7. С. 32. ↑
-
Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1995. С. 239. ↑
-
Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000. С. 83. ↑
-
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 50. ↑
-
Коркунов Н.М. Русское государственное право // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С. 341 ↑
-
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 512 ↑
-
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 512. ↑
-
Смокотнина Т.В. Легитимность и легальность государственной власти. // Современное право. – М.: Новый индекс. 2009. №7. С. 6-7. ↑
-
Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. №5. С. 32 ↑
-
Шаленко М.С. Правомерность государственно-властных отношений // История государства и права. 2008. №2. С. 32. ↑
-
Безкоровайная Ю.Е. Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты // Общество и право. 2011. №1. С. 32. ↑
-
Там же. С. 32. ↑
-
Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. №5. С. 32 ↑
-
Безкоровайная Ю.Е. Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты // Общество и право. 2011. №1. С. 32. ↑
-
Безкоровайная Ю.Е. Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты // Общество и право. 2011. №1. С. 32. ↑
-
Склифус С.В. Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №3. С. 32 ↑
-
Шарифов М.С. Соотношение государственного суверенитета и государственной власти // Юридическое образование и наука. 2009. №2. С. 32 ↑
-
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. С. 36 ↑
-
Турсункулов А.Б. Национально-культурная легитимация и легализация институтов российской государственной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 8. ↑
-
Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. № 5. С. 32 ↑
-
Теория государства и права: учебник. Г. А. Борисов, Белгород, изд-во БелГУ, 2007. ↑
-
Теория государства и права: учебник для вузов. Отв. ред. В. Д. Перевалов – М.: Норма, 2005, - 496 с. ↑
-
Хорошильцев А.И. Методология познания власти: проблемы теории государства и права – Курск, изд-во РОСИ, 2008 – 248 с. ↑
-
Теория государства и права: учебник для вузов. Отв. ред. В. Д. Перевалов – М.: Норма, 2005, - 496 с. ↑