Файл: Специфика проблемных уроков в начальной школе (История и основные понятия проблемного обучения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и специфика организации проблемных уроков в начальной школе
1.1 История и основные понятия проблемного обучения
1.2 Основные реализации обучения в процессе
1.3 Развитие проблемного обучения в младших и классах
2. Практические применения обучения в школе
особенность метода в том, в процессе одних постоянно новые. [16.C.43]
метод в , однако, в какой- мере процесс исследования. исследование от некоторыми . [14]
Во-, учебная , т. е. то, исследуется в проблемного , и та , которую открывают, науки являются . Но новы учащихся, а для то, в науке открыто, на этапе учебной мыслят первооткрыватели. применение метода в относят к «переоткрытия» ( приводятся к «переоткрытию» , что в уже открыто). [17.C.19]
-вторых, учащихся к исследования от , побуждающих к исследованию. исследование учащимися руководством, с участием и с учителя. помощь быть , чтобы считали, они достигли .
Д. Пойа внутренние и подсказки. таковы, они будто у учащихся собственные , вторые ( грубые) оставляют лишь технической , снимая поиска. , что поиском требует методической , разработки каждого учебного соответствующей вопросов и (подсказок), «» учащихся направлению .
В-третьих, и всякий метод , исследовательский не универсальным обучения. [14] В и средних школы в учащихся включаться отдельные исследований. является для в старших исследовательского в более и сложной . Но и этом обучения метод применяться для отдельных , вопросов. того знания были их поисков, учителем, самостоятельной деятельности, организовать поиски, познавательную учащихся, , несомненно, сложно и методической более уровня, объяснение в школьном материала и его учащимися. [18.C.33]
бинарных - информационно-, информационно- и другие преподавания и методы как чтения упражнения и далее. [1.C.65]
методов обучения собой сочетание и бинарных .
В целом говорить о дидактических организации проблемного , представляющих три изложения материала и три организации самостоятельной деятельности :
1) монологическом;
2) ;
3) диалогическом;
4) ;
5) исследовательском;
6) программированных . [20.C.65]
При технологии обучения и структура .
Таблица 1.1. - проблемного
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
1.Создание проблемной ситуации |
Формулирование вопроса: «Почему не получается?» |
2.Постановка учебной задачи |
Формулирование темы урока и его задач |
3.Поиск решения |
Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез |
4.Выражение решения |
Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование |
5.Реализация продукта |
Представление продукта учителю и классу |
Из проблемного видно, его звеном проблемная . [14]
Структура лежит в тематического и плана, логику урока. структурой различные взаимодействия элементами , возникающие в функционирования .
Структурными проблемного являются:
- прежних учащихся;
- новых и способов ;
- формирование и навыков. [21.C.8]
структура основные учения и организации урока.
показателем урока наличие в структуре поисковой , то , что и представляют часть проблемного :
- возникновение ситуаций и проблемы;
- предположений и гипотезы;
- гипотезы;
- правильности проблемы.
проблемного представляющая сочетание и внутренних процесса , создает управления учебной ученика. [1.C.4]
1.3 Развитие проблемного обучения в младших и классах
Ценнейшим развития мышления проблемное . При обучении высказывают , ищут для доказательства, формулируют выводы и , являющиеся новыми знаний соответствующей . Поэтому обучение только самостоятельность, и формирует навыки -исследовательской . [14]
К основным заданий, которых в работы с учащимися способствовать у них умений, прежде задания, исследовательский (наблюдение, ответа в , поиск и т.п.), способствующие пытливости, , индуктивного . [19] Среди , направленных развитие мышления, всего : написание , составление «» заданий, надо о каком- условии, в неявной и т.п. Очень задания установление -следственных , способствующие логического , широко на , обобщения.
роль в логического и мышления задания сравнение, с простейших - «, чем...» - и сравнениями, сходство отличие , сложных или, , литературных . К. Д. Ушинский : «Всё в мы не , как сравнение...». [21.C.76]
на русского или дать человека литературного , надо устойчивые характеров, , поступков , кого должны . Сравнительная создается основе (сопоставления противопоставления) , литературных , предметов, и т. п. [14]
При над характеристикой придерживаться обязательного : сопоставлять противопоставлять только условии основания, т. е. по признакам. , например, сравнивать одного с цветом другого; одного с плавать . Иногда несопоставимые писатели для комического . Например, в « о том, поссорился Иванович с Никифоровичем» Н.В. мы такое «»: «Иван несколько характера. У Никифоровича, того, в таких , что бы их, в них бы весь с амбаром и ».
Сочинения, сравнительным , отличаются композицией. сочинения быть по последовательного , т. е. сначала характеристика из лиц, а характеристика , в конце делается . Но менее расположить по параллельного , когда поведение в одной и же сходной , их к одному и же , лицу, и др., позволяет сходство и героев. [1.C.13]
пытливости, , индуктивного способствуют , например, сочинений, «Сестры », «Онегин и » по А.С. Пушкина « Онегин», « и Швабрин» повести А.С. «Капитанская », «Чацкий и » по А.С. Грибоедова « от », «Обломов и » по И. А. Гончарова «» и др., как учащихся работе сочинениями направлена в случае поиск и необходимого и цитатного в тексте произведения, таких , как 1) позволяет этих ; 2) с чего сопоставление ; 3) какой вывод из внешности и героев, поступков; 4) представление о героях и . Выполнение заданий также формированию у интеллектуальных . [17.C.13]
Наряду с , обеспечивающими , выбор и наиболее решения, задания, на мыслительных , приучение к выполнению в строгой , соблюдение обеспечивает правильных , те. алгоритмами самостоятельное составление. [14]
алгоритмического учащихся не на химии, , иностранного , но и уроках языка. , при орфограмм в 5 совместно с составляется её : 1) указывается речи; 2) , как слово (в части ); 3) объясняется, так (например, - это , в корне - - пишется гласная о, ударением, слово - ). Устное сопровождается обозначением. алгоритм орфограммы с обозначения () орфограмм в морфемах в справочник . Совместно с составляется (способы ): по спряжения , при написания - , - тся в , при и - е в падежных существительных и . [1.C.65]
Развивающим , то ведущим к и специальному можно только обучение, котором , опираясь знания развития , специальными средствами целенаправленную по мыслительных своих в процессе ими наук. обучение и проблемным.
активности, при обучении, в том, ученик анализировать материал и им , чтобы получить него информацию. словами, расширение, знаний помощи усвоенных или применение знаний. применения знаний может ни , ни , оно и находится , поставленным в ситуацию. и есть метод как методу готовых учителя ( последний тоже определённую ученика). [14]
активизации посредством обучения в том, поднять мыслительной ученика и его отдельным в случайности, складывающемся , а в системе действий, характерна решения задач, применения мыслительной . Суть учения посредством обучения в активизации мышления создания ситуаций, в познавательного и моделировании процессов.
ситуация и проблема основными проблемного , которое не механическое деятельности и учения, а диалектическое и взаимосвязь двух . Проблемное определяется деятельность по системы ситуаций, учебного с его ( или ) объяснением и деятельностью , направленной освоение знаний - традиционным , так и самостоятельной учебных и их . [21.C.6]
Проблемное - это -познавательная учащихся усвоению и способов путем объяснений в условиях ситуации, (или с учителя) проблемных , формулировки и их посредством предложений, , их и доказательства, а путем правильности (см. ).
Как принцип на литературы? И.Я. писал: «... обучение может и должно ни , ни системой ...Проблемное строится в от , насколько допускает материал».
обучение - преподавателем активного субъекта с представленным обучения, в которого приобщается к противоречиям знания и их , учится , творчески знания. создания ситуации условия деятельности и творческого учащегося. проблемной являются и субъект и мыслительное взаимодействие, которого от материала и приемов познавательной . [14]
На уроках повести А.С. ребята задания учебнику: «, по-, повесть, героями являются и Пугачев, «Капитанская »? Данное задание интеллектуальным учащихся, интерес, а , потребность ситуацию. разрешения ситуации развернуть , побуждающий к осознанию . [1.C.7]
Учащимся предложить домашние . Давайте , что не Марье и что Гринёва суд. будет из против , кто на защиту? В будут обвинять, будет смягчающими ?
Сложное задание старшеклассников: даются строки, должны , какая взята стихотворения А. ? Что подсказкой? каким «»
признакам узнать Н. Гумилева, А. , И. Бунина, С. ?
Проблемное на уроке с биографией и писателя, , русской XIX : перед высказывания о (на записаны размножены листочках), определить, характерные художественного писателя, личности и они ?
Перед сказочной А. С. Пушкина « и Людмила» проблемная :
- Ребята, выхода в поэмы « и Людмила» А. получил в портрет ... с : «Победителю- от учителя». вы , кто это быть ? И продолжаю: « из читателей стал Андреевич , считавшийся в время поэтом. настолько его, он А. Пушкину в портрет с : «Победителю- от учителя». [14]
, проблемное - это организация процесса, ученик включается в поиск новых него . Структура проблемного представляет систему между и усложняющихся ситуаций.
В -педагогической проблемное рассматривают форму обучения, базируется психологических ; как , в котором систематически в процесс проблем и задач, на программного ; как развивающегося , в котором систематическая поисковая учащихся с ими знаний. [21.C.8]
из раскрывает из проблемного , а в сумме главные , которые в основе уроков в технологии обучения: 1) проблемных , 2) обучение в процессе проблем, 3) поисковой и усвоения в готовом .
Выводы:
рассмотрение и особенностей обучения , что при его действительно развитию сил (противоречия задумываться, выход проблемной , ситуации ); самостоятельности ( видение , формулировка вопроса, ситуации, выбора решения и т. д.); творческого (самостоятельное знаний, действия, самостоятельного решения).
вносит вклад в готовности к деятельности, развитию активности, знаний, появление , бездумности. обучение и более усвоение (то, добыто , лучше и надолго ); развивает мышление ( анализ , оценка вариантов ), логическое (требует , правильности решения, ); способно учебную для более , основанной преодолении , но трудностей; ориентирует комплексное знаний. обучение - из более реализации принципа и сознательности . Важно , что обучение, учащихся с противоречиями, в них, пути , является из формирования мышления.
2. Практические применения обучения в школе
2.1 Методы проблемного обучения в младших классах
На теоретического и синтеза пришли к , что метода обучения изучении предмета в школе развитию деятельности школьника и в активизации деятельности.
подтверждения опровержения вывода всего метод . Цель : проследить познавательной учащихся в от метода материала.
наблюдения :
- описание , в которых познавательная ;
- описание деятельности на показателей учащихся в деятельности;
- причинно – связей и отношений между познавательной деятельностью и условиями ее протекания (выбор метода).
Таблица 2.1. – Пример сводной таблицы
Условия: выбор метода |
Метод проблемного обучения |
Объяснительно – иллюстративный метод |
||||||
Тема урока |
||||||||
Поднимают руку |
||||||||
Внимательно слушают |
||||||||
Тщательно выполняют задание |
||||||||
Задают вопросы |
||||||||
Самостоятельно выполняют работу |
||||||||
Всего |
Каждое проявление фиксируется как 1 балл.
Для организации наблюдения были определены следующие показатели активности учащихся на уроке: поднимают руку на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя; внимательно слушают; тщательно выполняют задания; задают вопросы; самостоятельно выполняют работу. На основе данных показателей был разработан протокол как форма фиксации наблюдения.