Файл: Специфика проблемных уроков в начальной школе (История и основные понятия проблемного обучения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы и специфика организации проблемных уроков в начальной школе
1.1 История и основные понятия проблемного обучения
1.2 Основные реализации обучения в процессе
1.3 Развитие проблемного обучения в младших и классах
2. Практические применения обучения в школе
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Уже много лет данная задача решалась в зависимости от достижений науки и требований, выдвигавшихся к личности выпускника школы. В современной школе это достигается путем применения различных технологий развивающего обучения с использованием деятельностного подхода. Благодаря развитию этих двух направлений проблемное обучение переживает «второе рождение».
Задача, которая стоит перед современной школой, заключается в развитии творческих способностей каждого ученика, возникает необходимость сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно приобрести новые знания. Именно поэтому в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение.
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты общепедагогической подготовки учителя, его профессионального становления, вопросы повышения качества этой подготовки рассматривались в работах А. Абдуллиной, С. Архангельского, Ю. Бабанского, А. Глузмана, Ф. Гоноболина, Л. Коваль, В. Сластенина, В.Н. Талызиной и других исследователей.
В работах А.М. Алексюк, Е.С. Барбиной, Н.В. Кузьминой, А.Ф.Линенко, А.Г. Мороз, В.А. Сластенина и др. раскрываются пути, способы и методы профессиональной подготовки учителей в высших учебных заведениях.
Как считает Мельникова Е.Л., основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
Объект исследования – процесс обучения учащихся начальной школы.
Предмет исследования - способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Цель работы: определить эффективность проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Задачи работы:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу и показать роль и значение проблемного подхода к обучению младших школьников;
2) определить эффективность проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Гипотеза, положенная в основу исследования: использование элементов проблемного обучения в начальных классах посредством применения на уроках проблемных вопросов, задач и заданий, специфических форм и средств обучения, которые позволят повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся и обеспечат результативностью, сознательностью и прочностью усвоения ими знаний и умений, предусмотренных программой.
Речь идет о том, чтобы, во-первых, научить учителя специальными приемами создавать проблемные ситуации там, где они сами не возникают, систематически сталкивать ученика с последовательно усложняющимися учебными проблемами и управлять ходом его познавательной деятельности на протяжении всего курса обучения; во-вторых, научить учащихся приемам анализа возникающих проблемных ситуаций, видению проблем, их осознанию и формулировке, способам эвристической деятельности по решению поставленных проблем, что в конечном итоге приводит к изменению структуры мыслительного процесса и формированию логико-теоретического и интуитивного мышления.
Преимущество проблемного обучения в начальной школе заключается в том, что оно как нельзя лучше подготавливает детей к курсу средней школы. Данный вид обучения является своего рода адаптером связующим звеном при переходе учащихся в среднюю школу.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы и специфика организации проблемных уроков в начальной школе
1.1 История и основные понятия проблемного обучения
Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является так называемое проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления. Проблемное обучение, как следует из самого его названия, представляет собой обучение, в процессе которого обучаемые вовлекаются в разрешение проблем. [1.C.34]
Проблемное обучение - это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли». [3.C.48]
История собственно проблемного обучения начинается с введения, так называемого, исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи. [1.C.45]
«Исследовательский метод» успешно применялся многими отечественными педагогами, в частности в широко развернувшейся юннатской работе, организованной Б.В. Всесвятским, называвшим его «методом исканий». В курсах педагогики указывалось на необходимость решать «маленькие научные задачи». Обсуждался вопрос о соотношении научного исследования и учебного, рекомендовалось говорить не об «исследовательской методе», а о «методике учебного исследования».[4.C.138]
Работа, проводившаяся в эти годы учителями и педагогами, заложила основы более глубоких исследований в этой области, которые начались в 60-х годах. В эти годы идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Много этими вопросами занимаются М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки. Определенный вклад в разработку этой проблемы был внесен польскими учеными. Вся эта работа позволила создать научный психолого-педагогический фундамент, на котором базируются современные подходы к теории и методике проблемного обучения. [5.C.32]
Так что же все-таки представляет собой проблемное обучение? Чем оно отличается от традиционного?
В традиционном обучении (объяснительно-иллюстративном) преподаватель сообщает учащемуся готовые знания - он объясняет новый материал, показывает выдвигаемые положения, подкрепляет их иллюстрациями и т. д. [8.C.44]
Учащийся воспринимает сообщаемое, осмысливает его, запоминает, заучивает. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащийся и приобретает новые знания. В первом типе обучения упор делается на мотивы непосредственного побуждения; (учитель интересно рассказывает, привлекает наглядные пособия - ученику интересно, он активно слушает) или перспективно побуждающие (урок не очень интересен, иллюстративного материала нет, но данный предмет или раздел очень важен для подготовки к экзаменам в вуз, поэтому учителя надо слушать и материал знать). При проблемном обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения - учащиеся сами с интересом ищут пути получения недостающих знаний, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, преодоления сложностей и найденного . [1.C.76]
Ключевым проблемного является ситуация. ситуация ( ситуация ) возникает , когда осмысления -либо совершения -то действий не наличных или способов , т. е. имеет противоречие знанием и . Проблемная в обучении обучающую только , когда способна у обучаемых выйти этой , снять и ощущаемое . Желание возникает при проблемной . [2.C.12] Для чтобы появилось, соблюдение условий: сторона должна определенный для , и они чувствовать, решение в целом посильно, как необходимых у них . [е школьник
Пробуждение разрешить проблему в с потребностью интересное и знаменует важный в проблемном - принятие к решению. принятия к решению и ее в форму, известное неизвестного, превращается в задачу, в решения и происходит и усвоение знаний. [6.C.120]
ситуации подразделять нескольким : по научных или дисциплине; направленности поиск нового; уровню , т.е. очень противоречия, остроты, или выраженные ; по и по содержательной противоречий (, между представлениями и знаниями, фактом и его и т. п.). [7.C.14]
Проблемная - это затруднение , возникающее в , когда не , как возникшее , факт, действительности, может цели ему , действие побуждает искать способ или действия. ситуация закономерность , творческой деятельности. обуславливает мышления в постановки и проблем. [1.C.55]
наукой определенная этапов познавательной человека в проблемной : проблемная - проблема - способов решения - проблемы. [12.C.76]
умственных в зависимости проблемной до решения несколько
1. возникновение ситуации,
2. сущности и постановка ,
3. нахождение решения догадки выдвижения и обоснование ,
4. доказательство ,
5 проверка решения . [9.C.44]
Общие проблемного :
- усвоение системы и способов практической ; [14.C.10]
- развитие самостоятельности и способностей ;
- формирование -материалистического школьников ( основы). [2.C.61]
того, обучение специальные :
- воспитание творческого знаний ( отдельных приемов и творческой );
- воспитание творческого знаний ( усвоенных в новой ) и умение учебные ;
- формирование и опыта деятельности ( методами исследования, практических и художественного действительности). [10.C.18]
деятельность стимулируется вопросов. учителя быть настолько, вызвать учащихся, и в же посильным самостоятельного ответа. [12.C.45]
задача, в от учебных , представляет просто некоторой , включающей данных, условие и указание неизвестное, должно раскрыто основании условий. [1.C.78]
учебных требует не логико- и лингвистических, и дидактических .
Учитель, уровень своих и исходя специфики , может перед уже ранее .
Не учебная является . Проблема - задача, имеющая решения, т. е. решается по , алгоритму образцу. проблема – , прежде , поисковая , направленная поиск для решения . В обучении будет задача, решения необходимы знания и в решения эти должны усвоены. [2.C.3]
вопрос от тем, в нем скрытое , что открывает неоднотипных , неоднозначного и что в опыте , кому задается, готовой решения. противоречия исходного возникновения - важнейшая проблемного в целом и связанных с понятий. В же проблемности имеет побуждение к новых , необходимых снятия состояния , недоумения, ответить поставленный . [11.C.49]
1.2 Основные реализации обучения в процессе
В время считать, проблемное осуществляется в основных , которые по познавательной в них : проблемного , частично- деятельности и исследовательской . [1.C.43]
Наименьшая самостоятельность имеет при изложении: нового осуществляется преподавателем, учащиеся этом им в мыслительную . В школе , прежде , лекция, и беседа, в - проблемное лекций. же в этом проблемность? создается рассматриваемых приемов, которых - у обучаемых «» и «сопереживание», их перед всего возникновения и проблемы. [12.C.65]
изложение от большой работы, переконструирования в целях какой- его и виде вопросов и , решение затем самим . [14.C.21]
В условиях -поисковой работа в направляется с помощью вопросов, обучаемого к рассуждению, поиску .
В школе вид имеет и на сообщения материала, методом беседы, преподаватель с умело вопросов организации явления и анализа учащихся к «» какой- закономерности, понятия и т. п.
деятельность собой в мере поиск учеником и наличие и выполнение последовательности действий, для решения. [13.C.23]
система методов формам обучения ( известна методов, М.Н. Скаткиным и И.Я. ):
1) объяснительно ;
2) репродуктивный;
3) изложение;
4) -поисковый;
5) метод. [14]
отметить значимость проблемного в воспитательном : они и развивают познавательную учащихся, правильному мировоззренческих [15.C.4].
Исследовательский
Центральное в проблемном занимает метод. метод построение обучения процесса исследования, основных исследовательского , разумеется, в , доступной форме: неизвестных () фактов, исследованию ( проблемы); и формулировка ; выдвижение ; составление исследования; исследовательского , исследование фактов и связей с , проверка гипотез; результата; значимости нового , возможностей применения. [14]