Файл: Финансовое обеспечение в спортивной индустрии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Футбольный клуб "ЦСКА", несомненно, уникальный клуб. В его администраторском составе всего 18 человек - ген. директор, коммерческий директор, зам. ген. директора по связям с общественностью (он же пресс-атташе), три бухгалтера, секретарь, юрист, спортивный директор, директор стадиона, что, во-первых, сокращает расходы, а во-вторых, повышает взаимозаменяемость работы. Часто коммерческий директор может выполнить работу пресс-атташе, и наоборот. И еще. Главный тренер с командой со дня ее основания. "Не было в новейшей истории Российского футбола, команды, которая за 10 лет, постоянно повышая свой класс, вышла в Элиту нашего футбольного Первенства. Руководство и тренерский штаб не боятся коренных ломок в определенные моменты, когда становиться ясно, что старый багаж начинает тянуть назад или намечается застой. Так было в 2003 году, когда кардинально был омоложен состав"

Сейчас любой структуре, а особенно спортивному клубу, зачастую зависимому от спонсорских вложений, небезразлично, в каком виде она будет представлена на страницах СМИ. В ряде случаев для облегчения выстраиваемого положительного образа структуры сами создают СМИ, рассчитанные как на внутреннюю (стенгазета), так и на внешнюю аудиторию. Необходимо понимать и разделять Футбольный клуб и Футбольную команду. У них свои расписания, свои правила. Из-за малой аудитории в клубе издавать корпоративную или же хотя бы стенгазету смысла нет. В футбольном команде ситуация похожа: немногочисленный состав оной и обслуживающий ее персонал более менее постоянен (я не говорю про "продажи" или вновь приходящих игроков - это случается крайне редко), все знают все друг про друга».

2.2 Анализ финансовых критериев деятельности клуба ЦСКА

Таблица 1

Анализ финансовых критериев клуба ЦСКА за 2014-2016 гг., млрд.руб.

Финансовые критерии

характеристика

состояние

2014

2015

2016*

Доходы

Валовая прибыль компании

Общая тенденция роста валовой прибыли. В 2015 году по отношению к 2014 году рост составил 24%, в последующем периоде – 33%.

1,89

2,35

3,12

Расходы

Все расходы, понесенные компанией в отчетном периоде

Рост расходов в соответствии с ростом выручки вполне обоснован: в 2015 году рост составил 4,8%, в 2016 году ожидается 2,4%. Положительная динамика не превышения роста расходов, над ростом выручки.

4,37

4,58

4,69

Прибыль/ убыток

Доходы – расходы

Убыток постепенно сокращается

-2,48

-2,23

-1,57


*прогноз

Выручка футбольного ЦСКА выросла в 2014 году на 21 %, до 80,9 млн. долл., следует из финансового отчета по МСФО британской компании Bluecastle Enterprises Limited, которая владеет 100 % клуба. При этом операционные расходы уменьшились в прошлом году на 9 %, Секция 4 145 до 90,6 млн. долл. Рост выручки и снижение затрат позволили ЦСКА сократить чистый убыток в 11 раз. Увеличение выручки связано с ростом доходов от рекламы и спонсоров. За два года эти поступления выросли в 2,3 раза, до 41,5 млн. долл. Например, в 2011 году «Башнефть» заплатила 8 млн. долл., включая НДС, за статус генерального спонсора ЦСКА. За июль 2012 – июнь 2013 года (тогда проходил первый чемпионат России по футболу по системе «осень – весна») «Аэрофлот» выложил 7,5 млн долл. – в эту сумму включен не только НДС, но и транспортные услуги на 0,84 млн. долл. Но уже в 2013 году ЦСКА заключил с государственным холдингом «Россети» (№ 9 в рейтинге РБК 500, выручка – 760 млрд. руб.) соглашение о генеральном спонсорстве на пять лет общей суммой в 133,7 млн. долл. 26,7 млн. долл. в среднем за сезон – это рекордная сумма для российского рынка.

Для сравнения, у «Барселоны» тогда действовал контракт с Qatar Foundation, по которому клуб получал 30 млн. евро в год (около 40 млн. долл. в 2013 году). В 2015 году «Барселона» заключила новый контракт с Qatar Airways, по которому клуб будет получать по 65 млн. евро в год (около 70 млн. долл. по текущему курсу).

Рост стоимости контракта с «Барселоной» связан с увеличением доходов спортивного рынка в странах «золотого миллиарда» – лиги получают все больше денег от продажи телевизионных прав, а спортивные клубы пере- заключают соглашения со спонсорами на более выгодных условиях. В России же спортивная индустрия по факту отсутствует – платное спортивное телевидение не зарабатывает прибыль, на государственные деньги создается общедоступный спортивный телеканал «Матч», а посещаемость того же ЦСКА на домашних матчах в сезоне 2014/15 не превышала 9 тыс. человек. Так в чем же причина роста доходов ЦСКА от спонсоров? С 2011 года в Европе действует «финансовый фэйр-плэй» (ФФП), набор различных правил, который, по мнению чиновников УЕФА, поможет оздоровить финансы футбольных клубов (подробнее о нем можно почитать по ссылке). Одно из правил ФФП – с 2013 года клубы должны подтверждать свою безубыточность (на самом деле у клуба могут быть убытки, все зависит от конкретной ситуации; также для подсчета безубыточности не учитываются расходы на детские школы, инвестиции в инфраструктуру и т.д.).

В случае нарушения ФФП клуб может получить выговор, лишиться очков, призовых денег или даже быть исключен из турниров УЕФА. И соглашение о спонсорстве с »Россетями», сумма которого в четыре раза больше предыдущего контракта с »Аэрофлотом», очень сильно помогло ЦСКА. В 2014 году убыток клуба сократился в 1,3 раза, в 2014 году – еще в 11 раз и теперь составляет всего 3,4 млн. долл. При этом не стоит забывать об особенностях учета финансов футбольных клубов.


Отчет о прибылях и убытках у них зачастую «искажен», так как клубы вносят в операционные расходы не расходы на покупку контрактов футболистов, а амортизацию контрактов (стоимость контракта игрока является нематериальным активом, и ее «амортизируют» / списывают ежегодными равными порциями). Из-за таких стандартов учета клубы также не всегда полностью учитывают доход от продажи футболиста, Экономика и менеджмент 146 уменьшая его на оставшуюся сумму амортизационных отчислений (подробнее об особенности учета футбольных финансов читайте по ссылке). Поэтому и прибыль, и убыток вполне могут оказаться «бумажными».

Куда более показателен отчет о движении денежных средств, в котором раскрыты поступления и расходы денежных средств за отчетный год. Благодаря росту поступлений от спонсоров у ЦСКА уже в 2013 году (контракт с »Россетями» начал действовать с июля 2012 года) был положительный операционный денежный поток – почти 1 млн. долл. В 2014году он превысил 10 млн. долл. Стоит обратить внимание на падение поступлений от генерального спонсора и рост поступлений от рекламы и других спонсоров – это связано с тем, что в 2014 году «Россети» изменили структуру финансирования контракта. Головная компания холдинга осталась генеральным спонсором, при этом к финансированию ЦСКА подключились его дочерние общества, получившие статус премиум-партнеров.

По итогам 2014 года доходы от спонсоров и рекламы у ЦСКА составляют 51 % выручки. Это высокий показатель, но в среднем по клубам Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) он еще выше – 60 %. Согласно отчету UEFA Club Licensing Benchmarking Report за 2014 год, по доле доходов спонсоров в выручке клубов РФПЛ занимает первое место среди топ-15 крупнейших футбольных лиг Европы.

У клубов английский Премьер-лиги этот показатель равен 28 %, немецкой Бундеслиги – 41 %, испанской Ла Лиги – 24 %. И если выручка от спонсоров росла, то доходы от билетов у ЦСКА, напротив, упали на 40 %, до 3 млн. долл. Главная причина – девальвация рубля по отношению к доллару. В 2014 году на доходы от билетов и абонементов приходилось менее 4 % выручки (у английских клубов – 18 %, у немецких – 21 %, у испанских – 20 %). После введения в строй собственного стадиона ЦСКА планирует как минимум удвоить выручку от билетов и абонементов.

Согласно отчету о движении денежных средств, в последние три года ЦСКА удалось стабилизировать или даже уменьшить почти все расходы, включая налоги. Единственная растущая строка – выплаты процентов по кредитам банков – с пары сотен тысяч долларов в 2011 году до 6 млн. долл. в 2014 году. Причина – изменение модели финансирования клуба и строительство собственного стадиона.


Ранее акционеры ЦСКА во главе с Евгением Гинером, а точнее связанные с ними компании, выдавали клубу беспроцентные займы для покрытия разницы между доходами и расходами. От года к году это были разные суммы. Например, в 2008 году ЦСКА получил финансирование от акционеров на 58 млн. долл., в 2009 году – всего лишь 13 млн. долл.

В последние три года акционеры выделяли клубу 20–30 млн. долл. в год, а в 2014 году объем финансирования и вовсе упал до нуля. Причина все та же – ФФП и спонсорский контракт от »Россетей», ежегодный платеж по которому идеально подходит для замещения помощи от акционеров. На конец 2012 года объем займов от связанных сторон у ЦСКА превысил 265 млн. долл., на долги остальным финансовым кредиторам приходилось всего несколько миллионов долларов.

Чистый долг клуба достиг максимума – 270 млн. долл. Но в 2013 году акционеры ЦСКА конвертировали большую часть задолженности – 202 млн. долл. – в акции клуба. И тогда же состоялась сделка с Внешэкономбанком – банк предоставил ЦСКА кредитный лимит на 280 млн. долл. по ставке 6,5 % годовых на строительство стадиона, получив в залог 100 % акций клуба. За два года ЦСКА выбрал половину кредитной линии – задолженность перед ВЭБом по итогам 2013 года составляла почти 140 млн. долл. У футбольного ЦСКА не только положительный операционный денежный поток в последние два года, но и плюс от торговли правами на игроков, причем за более длительный период. За 2008–2014 годы доходы ЦСКА от продажи прав на футболистов составили 124 млн. долл., а расходы на покупку – 110 млн. долл.

Заключение

Спорт как бизнес сегодня приобретает важное значение. Хотя в такой ипостаси спорт воспринимается обществом не так уж давно. Все началось и продолжается благодаря вовлечению в спорт больших финансовых средств – стабильному финансированию клубов и спортсменов, партнерским отношениями с разными спонсорами, управлению бюджетами, рекламным кампаниям и появлением спортивных брендов. Сегодня спорт, представляя сектор услуг, играет важную роль в экономическом развитии страны. При этом он как отрасль индустрии услуг стирает различия между массовым, любительским спортом, профессионально-зрелищным спортом и спортом высших достижений. Все это – части единой спортивной индустрии. Рекреация спортивной направленности – это такая же часть указанной индустрии, как и спорт высших достижений.

ПФК ЦСКА (Профессиональный футбольный клуб ЦСКА) - российский футбольный клуб Центрального спортивного клуба армии. Один из старейших и наиболее титулованных отечественных клубов, ведущий свою историю от команды ОЛЛС, основанной в 1911 году.


Анализ финансовых критериев деятельности ПФК ЦСКА показал следующие результаты:

- выручка футбольного ЦСКА выросла в 2015 году на 21 %, до 80,9 млн. долл.;

- операционные расходы уменьшились в прошлом году на 9 %;

- секция 4 145 до 90,6 млн. долл.;

- рост выручки и снижение затрат позволили ЦСКА сократить чистый убыток в 11 раз: 2014 году убыток клуба сократился в 1,3 раза, в 2015 году – еще в 11 раз и теперь составляет всего 3,4 млн. долл.;

- увеличение выручки связано с ростом доходов от рекламы и спонсоров. За два года эти поступления выросли в 2,3 раза, до 41,5 млн. долл.;

- чистый долг клуба достиг максимума – 270 млн. долл. Но в 2013 году акционеры ЦСКА конвертировали большую часть задолженности – 202 млн. долл. – в акции клуба;

- в 2014 году был положительный операционный денежный поток – почти 1 млн. долл., а 2015 году он превысил 10 млн. долл.;

- по итогам 2015 года доходы от спонсоров и рекламы у ЦСКА составляют 51 % выручки;

- за 2008–2014 годы доходы ЦСКА от продажи прав на футболистов составили 124 млн. долл., а расходы на покупку – 110 млн. долл.;

- выплаты процентов по кредитам банков – увеличились с пары сотен тысяч долларов в 2011 году до 6 млн. долл. в 2014 году. Причина – изменение модели финансирования клуба и строительство собственного стадиона.

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2007, N 50, ст. 6242.
  3. Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «О бюджетной классификации Российской Федерации» (15 августа 1996 г.) // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4030
  4. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 26.12.2014) «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»» // Собрание законодательства РФ, 16.01.2006, N 3, ст. 304.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, N 33, ст. 4110.
  6. Адельфинский А.С. Социально-экономическая модель развития массовых видов спорта в России. Дис. … канд. экон. наук. М.: 2014. - 207 с.
  7. Алексеев С.В. Международное спортивное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям 030500 «Юриспруденция» и 032101 «Физическая культура и спорт». М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 895 с.
  8. Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 647 с.
  9. Алешин В.В. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку. Автореф. дис. … докт. экон. наук. М.: 2000. - 44 с.
  10. Булатов Р.А. Социально-экономические условия развития физической культуры и спорта в регионе. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: 2011. – 26 с.
  11. Голикова Т.А. Анализ мер по устранению нарушений при подготовке и проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи // http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21280
  12. Гуськов С.И. Линец М.М. Платонов В.Н. Юшко Б.Н. Профессиональный спорт. Киев: Олимпийская литература, 2000. - 391 с.
  13. Захаров М.А. Социология спорта. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – 216 с.
  14. Золотов М.И. Менеджмент физкультуры и спорта. М.: Академия, 2002. - 422 с.
  15. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.
  16. Маслов А.В. Концептуальные подходы к разработке стратегии предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург: 2013. – 24 с.
  17. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. Конспект лекций / Ферова И.С. и др. Красноярск: СФУ, 2008. – 254 с.
  18. Починкин А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. Автореф. дис. … докт. педаг. наук. Малаховка: 2007. – 51 с.
  19. Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. Губин Е.П., Лахно П.Г. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 1008 с.
  20. Ротенберг Р.Б. Стратегия использования рыночных инструментов в сфере физической культуры и спорта. Автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб.: 2009. – 22 с.
  21. Селиваненко А.Е. Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта и механизм ее развития в рыночных условиях хозяйствования. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: 2003. – 24 с.
  22. Сухов С.В. Развитие предпринимательской деятельности в российской индустрии спорта. Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: 2008. – 24 с.
  23. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие./ Сост. Гелецкий В.М. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
  24. Федорчук Н.Г. Развитие предпринимательской деятельности как фактор повышения общественного благосостояния. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Тамбов: 2013. – 23 с.
  25. Шелестов В.С. Становление профессионального спорта в России в командных (игровых) и индивидуальных дисциплинах. Автореф. дис. … канд. педаг. наук. М.: 2006. – 23 с.
  26. Шубарин И.В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта. Автореф. дис. … канд. экон. наук. Екатеринбург: 2004. – 22 с.