Файл: Финансовое обеспечение в спортивной индустрии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные официальной статистики Росстата РФ в последние несколько лет демонстрируют рост численности занимавшихся в физкультурно- оздоровительных клубах, секциях и группах с 2000 по 2012 год. В 2000 году этот показатель составлял 12803,4 тыс., в 2005 - 17510,3 тыс., в 2010 - 26257,0 тыс., в 2011 - 29439,2 тыс., а в 2012 - уже 32237,4 тыс. человек [6]. По мнению А.С.Адельфинского, результаты социологических исследований демонстрируют несколько иную картину. Согласно данным Фонда «Общественное мнение» в 2007 году занимались физической культурой и спортом 40% граждан РФ, в 2008 — 33%, а в 2013 г. — 25% Причем данная методика учитывала людей, «занимавшихся хотя бы несколько раз в год». В другом исследовании выявлялись «систематические занятия» в «организованных секциях и группах» — показатель указывается равным всего 9% [6].

Смена хозяйственной парадигмы в экономике социально-культурной сферы и недостаточно продуманный переход от жесткой административно-командной системы к рыночной методам хозяйствования поставили перед предприятиями и организациями физической культуры и спорта новые, ранее не возникавшие перед ними проблемы и задачи. В 1990-х годах значительно сократились возможности государства в финансировании спорта. Так, например, при законодательно установленных нормативах финансирования не менее 2%  бюджетных средств, в большинстве субъектов Российской Федерации расходы на развитие физической культуры и спорта составляли менее 1% от общего бюджета [9]. Эта ограниченность финансовых средств создавала большие трудности для осуществления спортивно-оздоровительными организациями своих функций. Выход из этой ситуации настоятельно требовал поиска активных форм предпринимательской деятельности и привлечения ресурсов.

С 2000-х годов отрасли социально-культурного комплекса постоянно находятся в процессе реформирования. Доля услуг физической культуры и спорта в общем объеме платных услуг гражданам в период 2000-2008 годов оставалась незначительной, хотя и увеличилась в текущих ценах с 0,4% до 0,6%, что считается позитивной тенденции, обусловленной не только ростом цен, но и физическим увеличением объемов предоставляемых услуг [20].

Новые экономические условия предоставляют субъектам спортивного бизнеса право на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников. Соответственно спорт как социальный институт и как специфический вид деятельности, направленный на воспроизводство человека, претерпевает глубокие структурные, качественные и количественные изменения. Модернизация экономики России обусловливает дальнейшее развитие рынка услуг физической культуры и спорта, прежде всего в направлении предпринимательства и коммерциализации спорта.


1.3 Финансовое обеспечение в спортивной индустрии

О положительной тенденции в развитии спортивного бизнеса говорит увеличение количества современных спортивных объектов, вовлечение в данную сферу миллионов людей, которые занимаются двигательной активностью, восстановлением трудового потенциала, ведением здорового образа жизни. Деятельность организаций спортивной индустрии должна заключаться в предоставлении качественных социально-культурных услуг населению и проведении оздоровительных и спортивных мероприятий, способствовать развитию спорта, привлекать население к занятиям физической культурой и спортом, пропагандировать здоровый образ жизни. Однако конечной целью коммерческой физкультурно-спортивной организации является получение прибыли путем рациональной организации труда. Осуществление последней в условиях возрастающей конкуренции в сфере спортивного бизнеса практически невозможно без налаженной системы управления. Требование к её качественному функционированию в современных условиях обусловлено как усложненными финансовыми отношениями внутри организации, так и нестабильностью внешней экономической среды. В спортивной организации, как и в любом другом экономическом субъекте, оцениваются реальные процессы, происходящие в конкретных условиях, направляются действия на достижение поставленных целей. На основании стандартных принципов планирования, контроля и управления функциональными элементами осуществляется выполнение плана по предоставлению спортивных услуг. Рациональное обоснование текущей деятельности и ближайшую перспективу развития организации в системе управления обеспечивает экономический анализ. «Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей».

Применение анализа в процессе познания позволяет выяснить сущность рассматриваемого явления, выявить возможные тенденции изменений в объекте деятельности, их влияние на отдельные элементы. Анализ как метод научного познания в единстве с «синтезом» широко используется в форме экономического анализа. Экономический анализ важен для прогнозирования в процессе развития спортивной организации, направляет на исследование и оценку фактической информации о ходе деятельности. Применение различных способов сбора, группировки и аналитической обработки информации снижает риск принятия неэффективных управленческих решений.[1]


Современная рыночная экономика порождает потребность в дифференциации анализа в системе управления. Выделяют внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. В данном случае управленческому анализу противопоставляется не вообще финансовый анализ как анализ финансовых показателей, а финансовый анализ именно для внешних пользователей информации. Такого мнения придерживаются многие отечественные ученые.

Субъектами внешнего финансового анализа, как правило, выступают преимущественно такие категории пользователей, которые не занимаются управлением организацией непосредственно, но интересуются, насколько успешна ее деятельность. К ним относятся налоговые органы, страховые компании, банки, поставщики, инвесторы, органы исполнительной власти, статистические управления, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия. Данные пользователи не имеют доступа к внутрифирменной информации, их информационная база ограничивается публичной финансовой отчетностью. Целью внешнего анализа является оценка имущественного состава предприятия, его платежеспособности, интенсивности использования капитала и прибыли, финансовой устойчивости, прогнозирования доходов и потоков денежных средств. Управленческому анализу как информационно-аналитическому обеспечению принимаемых решений в организации характерен комплексный подход к производственным и финансовым показателям.

Конфиденциальный характер имеет управленческий (внутренний) анализ, предназначенный для планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений с целью повышения их эффективности. Данный вид анализа призван обосновать сделанные шаги в условиях глобализации рынка. Результаты деятельности предприятия зависят от правильного управления комплексом факторов, следствием чего является достижение основного результата — прибыльности. Деление экономического анализа на виды носит несколько условный характер, поскольку как управленческий (внутренний), так и финансовый (внешний) являются взаимосвязанными между собой. Во-первых, они дополняют друг друга информацией, обеспечивая таким образом систему управления аналитическими данными, во-вторых, прогнозируют финансовое развитие спортивной организации на будущий период. Управленческие решения должны быть логически увязаны, конечные финансовые результаты заранее запланированы с целью увеличения эффективности системы управления. Обеспечение баланса между расходами на достижение результатов и текущими расходами остается одной из актуальных проблем в деятельности спортивной организации.


Для благополучного функционирования финансово-хозяйственной деятельности спортивной организации в рамках управленческого анализа необходимы: — анализ предыдущих периодов финансовой деятельности спортивной организации с целью выявления доходов, которые отличаются прибыльностью, а также тех расходов, которые не оправдывают вложенные средства; — осуществление финансового планирования спортивной организации на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (на 2–3 года) и долгосрочный (до 5 лет и более) периоды для упорядоченного движения и взаимоувязки финансов; — осуществление бизнес-планирования коммерческих проектов и отдельных бизнес-операций спортивной организации; — создании информационной базы для принятия управленческих решений.

Для выполнения стоящих перед системой управления задач, необходимо использовать финансовый механизм, которым могут выступать такие инструменты, как банковские депозиты, заемные и валютные операции, ценные бумаги. Эффективность управления финансовыми активами спортивной организации заключается в приобретении в достаточном количестве финансовых инструментов, которые могли бы обеспечить доходность, надежность и приемлемую реализацию услуг. В современных условиях как для анализа финансовой деятельности спортивной организации, так и для принятия управленческих решений важным основанием является использование информации, характеризующей экономическую сторону производства. Полномерное управление организацией не может проводиться без своевременной и достоверной информации о проблемной ситуации. Принятие управленческого решения базируется на анализе специально собранной и обработанной информации. Главной финансовой стратегией в деятельности спортивной организации является увеличение собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого в управленческом процессе необходимо поддержание платежеспособности и рентабельности, оптимального соотнесения показателей затрат и доходов. Получить качественную информацию удается благодаря использованию специальных методов и средств обработки, таких, как сравнение, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез и другие. Деловая информация способствует выявлению неопределённых и связанных с риском обстоятельств. Для принятия управленческих решений важно иметь информацию о ценах на продукцию организаций, конкурирующих на соответствующей нише рынка.

Также необходимы данные об ожидаемом спросе на продукцию по альтернативным ценам, важно на разных уровнях управления прогнозировать затраты. В конечном итоге на практике проводится сравнительная оценка альтернативных вариантов действий и выбор того, который в наибольшей степени отвечает целям организации. Таким образом, роль экономического анализа в системе управления спортивной организацией очевидна. Познание финансово-хозяйственных операций носит взаимосвязанный характер, объединяет теорию принятия решений с реальным рычагом управления экономическими объектами. Выявление проблемной ситуации благодаря экономическому анализу позволяет построить схему дальнейшего функционирования спортивной организации в современных условиях. Устойчивое и стабильное развитие спортивной организации зависит от успешного выполнения финансового плана.


Глава 2 Финансовое обеспечение в спортивной индустрии на примере клуба ЦСКА

2.1 Общая характеристика клуба ЦСКА

ПФК ЦСКА (Профессиональный футбольный клуб ЦСКА) - российский футбольный клуб Центрального спортивного клуба армии. Один из старейших и наиболее титулованных отечественных клубов, ведущий свою историю от команды ОЛЛС, основанной в 1911 году.

Семикратный чемпион СССР, пятикратный обладатель Кубка СССР, трёхкратный чемпион России, четырёхкратный обладатель Кубка России и трёхкратный обладатель Суперкубка России. Первый российский клуб, выигравший европейский клубный турнир (Кубок УЕФА 2005). В 2013 году впервые выиграл чемпионат страны, проводившийся по системе «осень-весна» (сезон 2012/2013).

Прежние названия:

1911--1923 год - Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС).

1923--1928 год - Опытно-показательная площадка ВсеФК "ЦСКА" уча (ОППВ).

1928--1951 год - Спортивный клуб Центрального дома Красной армии (ЦДКА).

1941 год - Красная Армия Москва.

1951--1957 год - Спортивный клуб Центрального дома Советской армии (ЦДСА).

1957--1960 год - Центральный спортивный клуб Министерства обороны (ЦСК МО).

с 1960 года - Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА).

По словам зам. ген. директора по связям с общественностью ФК ЦСКА отношения футбольных клубов в России складываются не так, как везде. «Мы идем своим путем. Это так. Везде телекомпании платят федерациям за право показывать матчи национального чемпионата.

В российских же традициях все наоборот. Какие только комбинации ни изобретались! Но во всех - денежные потоки шли в обратном направлении: от клубов к телекомпаниям, то есть продавцом товара - эфирного времени являлось телевидение, а его покупателем - футбольные команды. В долгой уже истории этих отношений о зрителях, конечно же, вспоминали, но материальные интересы были превыше всего».

На первом месте в работе пресс-атташе, конечно, работа со СМИ. Такая работа интересна и важна. Много разнообразных СМИ хотят и получают аккредитацию на показ матчей. На сегодняшний день генеральным информационным партнером ФК "ЦСКА" является телеканал НТВ+. В 2005 г. этим правом так называться пользовался телеканал РТР. Из печатных СМИ в 2005 г. эксклюзивом обладала газета "Советский спорт", в 2006 г. - "Комсомольская правда". И с 2004 г. "ЦСКА" поддерживает Альфа-радио. В этом году заключили договора: телеканалы "Авторадио" и "Авто-ТВ", радио "Авторадио", "Наше радио", "Мотор", Общественное российское радио, газеты "Московские новости" и " Business -класс".