Файл: Методы,формы развития воображения в дошкольном возрасте.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников
1.2 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников
Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Введение
В современном обществе, в период бурного развития новых технологий, проблема развития воображения у подрастающего поколения становится наиболее актуальной. Как экономические, социальные, научные и другие изменения в обществе требуют от населения необходимости создания и воспитания творчески активных личностей, которые будут обладать способностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.
Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.
Актуальность выбранной темы исследования вызвана также участившимися тенденциями развития творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.
Изложенные аргументы определили выбор темы исследования - развитие воображения детей дошкольников.
Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - программа развития воображения детей дошкольного возраста.
Основная цель написания данной курсовой работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы развития воображения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;
- рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;
- описать основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;
- провести организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;
- разработать и апробировать программу развития воображения для дошкольников;
- проанализировать результаты научного исследования.
Теоретической базой для написания работы и составления программы развития воображения дошкольников явились труды таких авторов как Борисенко М.Г., Гаврюшкиев С., Даржинова С.В. , Истратова О. Н. , Куликанова Е.В. , Могильникова А.Н., Зайнуллин А.М. , Назарова М.В., Назарова Т.В. и других.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она является комплексным исследованием проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, содержит методики диагностики уровня развития детского воображения. На основе теоретического материала разработана программа занятий, направленная на развитие воображения дошкольников в условиях детского сада, которая может непосредственно применяться в дошкольных образовательных учреждениях, а также самостоятельно родителями в домашних условиях.Исходя из поставленной цели и задач исследования, данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы .
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников
Воображение человека зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности, а также от процесса обучения и воспитания. Для того, чтобы правильно построить процесс обучения и воспитания, а также развития воображения у детей дошкольного возраста, необходимо выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста.
Очевидно, что воображение у ребенка дошкольного возраста и у взрослого различное, работает иначе.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, несмотря на то, что до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, так как они живут больше в фантастическом мире, чем в реальном. Однако, интересы у ребенка проще и элементарнее, его взаимоотношения с внешней средой не такие сложные и многообразные, как у взрослого человека, а это все является главными факторами, которые и определяют работу воображения.
В процессе развития ребенка развивается и его воображение. Именно поэтому труды настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности относятся только к уже созревшей взрослой фантазии.
Кириченко К.В. отмечал, что основной закон развития воображения проходит в трёх стадиях:
- детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
- юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
- зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно
слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До трехлетнего возраста воображение у детей существует внутри других психических процессов.
В этот период у детей познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
В три года начинает формирование словесных форм воображения и в данном периоде воображение уже выступает как самостоятельный процесс.
Ребенок в данном возрасте способен замещать одни предметы другими, также использовать одни предметы в роль других. При этом воображение ребенка будет приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть.
В этом возрасте у детей преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные ими впечатления в виде образов. Этими впечатлениями могут выступать те, которые получены детьми в результате восприятия действительности - игр с детьми и взрослыми, поездки, прогулки и путешествия, прослушивания сказок, чтения книг, просмотра мультфильмов и т.д.
В данном типе воображения еще немного точного сходства с реальностью и нет творческого отношения. Сами образы восстанавливают действительность, опираясь не на интеллектуальную, а больше на эмоциональную основу. В них зачастую воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него определенную эмоциональную реакцию, что было для него наиболее интересным и запоминающимся.
В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Дети в младшем дошкольном возрасте еще не способны полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать.
Однако воображение играет в жизни ребенка очень большую роль, больше, чем в жизни взрослого. Оно проявляется в детстве чаще, а также детское воображение допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Особенностью воображения детей дошкольного возраста является то, что дети верят в то, что придумывают. Воображаемый мир не так отграничен у них от реального, как у взрослых. Поэтому и переживания, эмоции, которые вызваны у дошкольника воображаемыми действиями и событиями значительно сильнее и красочнее [14, с. 95].
Дети в 3-5 лет могут оплакивать судьбу колобка или зайчика, угрожать злому волшебнику, ругать злодея, выдумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у детей наиболее сильные эмоции, дети верят в воображаемого персонажа и искренне хотят ему помочь и т.д.
Повышенная эмоциональность также является отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста. Придуманные персонажи, герои мультфильмов и сказок, приобретают для ребенка личную значимость и живут в его сознании как совершенно реалистичные.
В возрасте 4 - 5 лет ребенок начинает или уже умеет планировать свою деятельность, составлять в уме некий план предстоящих ему действий [7, с. 54].
В этот период воображение детей развивается по другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я».
В 6 - 7 лет воображение носит уже активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью, начинают появляться элементы творчества [7, с. 137].
В данном возрасте у детей начинает появляться произвольность в запоминании, воображение из механически воспроизводящего действительность начинает превращаться в творческое. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.
К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [16, с. 338].
Главным видом деятельности, в котором проявляется творческое воображение детей старшего дошкольного возраста, выступают сюжетно ролевые игры.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет аффективно-защитную функцию. Воображение предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.
Познавательное воображение в старшем дошкольном возрасте изменяется, оно становится более управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета или существа, образ действия с предметом или с существом и т.д. Воображение перестаёт только сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.
Воображение в старшем дошкольном возрасте объединяется с мышлением в процессе творчества, в процессе которого воображение выполняем специфическую функцию - оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.
Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий [14, с. 92].
В этом возрасте ребёнок уже осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.
В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём многократного варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.
В старшем дошкольном возрасте творчество ребёнка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.
Итак, основными особенностями воображения в дошкольном возрасте является то, что:
- воображение приобретает произвольный характер, предусматривающий создание образов, планирование и реализацию замыслов;
- воображение превращается в особую деятельность - фантазирование, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение сводится на внутренний план, отходит необходимость у ребенка в наглядной помощи для создания образов [3, с. 175].
В качестве особенностей воображения у детей дошкольного возраста можно отметить и некоторые опасности, связанные с развитием воображения у детей. Одна из которых - появление детских страхов. В возрасте четырех- пяти лет у детей могут возникать различные страхи - боязнь темноты, «бабаек» и прочего.
Возникновение подобных страхов у детей является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Явление это нежелательное, и в случае появления страхов, необходимо помочь ребенку избавиться от них. Надо стараться не допускать на детей воздействий, которые могут травмировать и вызвать в воображении образы, которых ребенок будет бояться.
Вторая опасность, которая таится в развитии детского воображения, это то, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, не очень хорошо [22, с. 105].