Файл: Методы,формы развития воображения в дошкольном возрасте.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников
1.2 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников
Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста
Таблица 6
Кудрявцева «Солнце в комнате»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
3 |
2 |
Рома В. |
2 |
3 |
Даша З. |
3 |
4 |
Костя Л. |
4 |
5 |
Слава П. |
3 |
6 |
Аня А. |
2 |
7 |
Оксана Г. |
2 |
8 |
Максим В. |
4 |
9 |
Артем Д. |
2 |
10 |
Алена З. |
3 |
11 |
Маргарита Д. |
3 |
12 |
Вова Ж. |
3 |
13 |
Аня Я. |
4 |
14 |
Рома Б. |
3 |
15 |
Света С. |
4 |
16 |
Глеб Л. |
2 |
17 |
Оля Р. |
3 |
18 |
Лена К. |
3 |
19 |
Вероника Ш. |
2 |
20 |
Сережа У. |
3 |
При проведении повторной диагностики по данной методике было выявлено, что теперь нет детей в группе, которые бы не поняли задание и сказали, что картинка верна. В первом исследовании таких детей было 6. Только 5 детей из 20 предложили просто закрасить или зачеркнуть солнце на картинке, все остальные дети давали более сложные ответы, однако высокого уровня 4 балла получили только четверо детей.
Можно сделать вывод, что после проведения занятий по предложенной программе развитие воображение в данной группе детей находится на среднем уровне.
Третьим этапом повторной диагностики развития воображения стало исследование по методике «Складная картинка».
Все ответы детей по данной диагностике зафиксированы в таблице 7.
Таблица 7
Результаты диагностики по методике «Складная картинка»
№ п\п |
ФИ ребенка |
Результаты диагностики |
1 |
Настя П. |
10 |
2 |
Рома В. |
9 |
3 |
Даша З. |
12 |
4 |
Костя Л. |
13 |
5 |
Слава П. |
11 |
6 |
Аня А. |
9 |
7 |
Оксана Г. |
12 |
8 |
Максим В. |
14 |
9 |
Артем Д. |
9 |
10 |
Алена З. |
10 |
11 |
Маргарита Д. |
11 |
12 |
Вова Ж. |
11 |
13 |
Аня Я. |
14 |
14 |
Рома Б. |
12 |
15 |
Света С. |
13 |
16 |
Глеб Л. |
11 |
17 |
Оля Р. |
10 |
18 |
Лена К. |
11 |
19 |
Вероника Ш. |
10 |
20 |
Сережа У. |
11 |
По результатам повторной диагностики и полученных детьми баллов можно проанализировать к какому из трех уровней умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения относился каждый ребенок после проведенных занятий по программе.
По результатам диагностики видно, что к высокому уровню относятся теперь не один, а 4 ребенка, 2, к среднему - 13 детей (было 9), и к низкому уровню - всего 3 детей.
По результатам предыдущего исследования по данной методике к низкому уровню относились 10 детей из 20, уменьшение данного количества на 70% говорит о хорошей тенденции на развитие уровня творческого воображения в данной группе детей.
По результатам трех повторных проведенных диагностик для наглядного сравнения выведем средние показатели и сведем их в одну общую таблицу 8
.Таблица 8
Средние показатели средней группы МБ ДОУ № 15 по результатам
проведенных диагностик.
Название методики |
Средний бал по группе в первой диагностике |
Средний бал по группе в повторной диагностике |
Методика «Неполные фигуры» |
0,8 |
1,85 |
Методика «Солнце в комнате» |
2,1 |
2,9 |
Методика «Складная картинка» |
9,75 |
11,15 |
В итоговой таблице по проведенным диагностикам видно, что все средние показатели по группе увеличились, и теперь можно констатировать средний уровень развития воображения у обследованных детей.
Это говорит об эффективности применения составленной программы занятий для развития воображения детей, о благоприятной тенденции повышения уровня развития воображения в данной группе детей.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что составленная программа занятий способно повышать уровень развития воображения, может быть внедрена для реализации в дошкольные образовательные учреждения, а также может применяться родителями самостоятельно для занятий с детьми в домашних условиях
Заключение
В заключение данной работы можно сделать вывод, что воображение является фундаментом мышления, оного играет очень важную роль в жизни каждого человека начиная с детского возраста, поэтому именно с детства его развитию стоит уделять внимание.
Стоит отметить, что воображение находится в тесной взаимосвязи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Данное качество в современном общество очень ценится, так как креативные люди способны к созданию нового, умеют находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.
Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.
Процесс воображения напрямую зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых.
Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Воображение дошкольника в дальнейшем развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; развитие творческого воображения, самостоятельное применение творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.Для целенаправленной работы по развитию детского воображения была разработана программа развития воображения дошкольников, включающая в себя 3 этапа работы и содержащая в себе 36 занятий.
Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы ДОУ.
Подводя итог проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам начальной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми старшего дошкольного возраста.
После проведенной работы дети научились предварительному продумыванию содержания образа, повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения, их замыслы стали более устойчивыми, образы стали более разнообразными и оригинальными. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, чувства и переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
В заключение можно отметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, существуют множество инновационных видов развития детского воображения, таких как 3Б-ручка, 5Б-фильмы, разнообразные популярные сейчас раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает множество новых способов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях. Это обеспечит наиболее выраженный эффект, сделает процесс развития воображения детей более насыщенным и эффективным.
Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.
Список использованных источников
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. // под ред. Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2013.-256с.
- Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка: учебное пособие. Изд. 3. // под ред. М.Г. Борисенко. - СПб.: Паритет, 2014.-357с.
- Гаврюшкиев С., Даржинова С.В. Роль сюжетно-ролевых игр в развитии воображения у детей дошкольного возраст//В сборнике: Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык - культура - образование - музей (теоретические и прикладные проблемы) Международная научно-практическая музейная конференция. ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» . 2018. С. 175-177.
- Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики - Молодой ученый - 2013 - № 18 - с. 31-34.
- Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.
- Зайцева О.Ю., Карих В.В. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения в дошкольном возрасте//Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 3. С. 70-75.
- Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 - с. 136-138.
- Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники // под ред. О.Н. Истратовой. - М.: Феникс, 2013.-287с.
- Кириченко К.В. Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте//Образование и воспитание. 2017. № 5 (15). С. 54-58.
- Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.-367с.
- Куликанова Е.В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста//Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 106-108.
- Марянян В.Е. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста//В сборнике: Компетентностный подход: современные аспекты развития образования Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. 2017. С. 252-253.
- Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.
- Могильникова А.Н., Зайнуллин А.М. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста//Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2017. № 3 (43). С. 92-99.
- Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.
- Назарова М.В., Назарова Т.В. Характеристика воображения и его развитие у детей старшего дошкольного возраста//В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции: Электронный ресурс. 2017. С. 337-339.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3. // под ред. Л.Ф. Обуховой. - М.: Педагогическое общество России, 2015.-433с.
- Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2.// под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.-345с.
- Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24-27.
- Слюнко Т.В. Развитие воображения детей дошкольного возраста//В сборнике: European Scientific Conference сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 73-77.
- Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3. // под ред. О.Е. Смирновой. - М.: Владос-пресс, 2014.-377с.
- Сторчак Е.А., Носенко Н.П. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста//В книге: Тезисы докладов ХLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа Материалы конференции. 2018. С. 202.
- Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.
- Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.
- Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.