Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности менеджеров и руководителей.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального стресса
1.1 Понятие «профессионального стресса»
1.2 Стресс в управленческой деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики профессионального стресса в управленческой деятельности
2.1 Организация, анализ результатов исследования
2.2 Методические рекомендации профилактики организационного стресса
В силу того, что у многих специалистов отсутствует реализация обозначенных факторов наблюдается плохая адаптивность и повышенный уровень конфликтности, что в свою очередь приводит к возникновению и развитию стрессовых состояний.
Для профилактики организационного стресса в следующем параграфе предложены необходимые рекомендации по коррекции производственного стресса.
2.2 Методические рекомендации профилактики организационного стресса
Управление стрессом в организации относится к числу ведущих управленческих проблем в современной мировой практике. Стресс негативно сказывается на производительности труда, как следствие, возрастает текучесть кадров и уровень дисциплинарных нарушений. В связи с данным обстоятельством современный управленец должен полностью понимать всю опасность стресса, уметь разглядеть стрессовое состояние у работника и у себя в том числе, знать причины стресса, составлять эффективные программы профилактики стресса на работе, используя современные и базовые методики.
Для профилактики стресса в организационных условиях можно воспользоваться следующими принципами:
1) принцип соразмерности жизненных целей. Данный принцип указывает на то, что необходимо ставить такие цели, которые соразмерны индивидуальным возможностям, что в свою очередь предполагает наличие динамичности установок. Руководитель, который обладает существенным набором гибких установок и внушительным количеством ближайших и перспективных целей, обладающий способностью их заменять, в случае неудачи может легко справиться со стрессовой ситуацией, используя соответствующие рычаги управления;
2) принцип доминирующей ценности. Данный принцип связан с умением выставлять приоритеты и выделением доминирующей ценности или цели. Такая стратегия может предупредить погоню за сиюминутными, случайными целями.
3) принцип реалистичности собственных возможностей, предполагает знание меры воздействия на события, то есть умение производить адекватную оценку ситуации и собственных возможностей;
4) принцип гибкости, предполагает умение подходить к проблеме с различных сторон, видеть различные пути решения, а так же способность гибко оценивать людей и события;
5) принцип готовности, предполагает в любых условиях быть готовым к различным неожиданным событиям;
6) принцип реалистичности восприятия, выражается в восприятии окружающей реальности такой, какова она есть без иллюзорных представлений;
7) принцип адекватного восприятия и понимания окружающих людей;
8) принцип научения, связан с умением извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего;
9) принцип полноты жизни, выражается в ощущения каждого настоящего момента.
Важно обратить внимание на то, что помимо применения данных принципов, как руководителю, так и рядовому сотруднику необходимо активно формировать собственную реальность. Как правило, активных людей никакие обстоятельства, не могут застать врасплох и чтоб стать таким человеком, необходимо использовать следующие стратегии:
- предвосхищать события, т.е. научиться определять наиболее вероятные события, в связи с чем выстраивается алгоритм необходимых шагов;
- по возможности избегать, или искать конструктивные пути решения неприятностей;
- по максимуму получать пользу от того, что должно произойти;
- изменять ход событий и удовлетворять собственные интересы. При таком подходе, человек, как правило, бывает хорошо осведомлен и может оказываться в нужное время в нужном месте. Порой из-за такой особенности человека не совсем справедливо считают счастливчиком. Если посмотреть с рациональной точки зрения, то можно заметить, что такие люди воспринимаются таковыми из-за того, что они активно и рационально действуют;
- проявлять решительность в организационных и личностных вопросах. Наличие решительности выражается в том, что человек целенаправленно реализует действие, в то время как другие могут еще сомневаться. Тут важно отметить, что решительность не тождественна импульсивности. Импульсивный человек не способен предвосхищать развития событий, он выполняет действия поспешно даже в особо опасных случаях;
- обладать мужеством, которое необходимо для выполнения быстрого и решительного действия, которое базируется на элементе осмысленного риска. Такой человек, как правило, готов принять ответственность за риск на себя, в то время как другие могут медлить с этим или перекладывать ответственность на других (и в длительной перспективе навлекают на себя еще больший риск);
- развитие хорошей сопротивляемости стрессу, выражается в том, что активный человек, находясь в стрессовом состоянии, может эффективно выполнять действие, и при этом способен сохранять трезвость и следит за развитием событий. В обратном случае, люди, которые подвержены стрессовым состояниям, используют различные защитные механизмы среди которых, как правило, проявляются отстранение, избегание или отрицание стрессогенной ситуации.
При этом, формируя реальность собственной жизни, не следует забывать об окружающих людях. Чрезмерная активность человека напрямую связана с изменением его поведения, однако подобные изменения могут быть стрессогенными для других людей. В организационных условиях могут возникать ситуации, при которой уменьшение стресса для руководителя может проявиться в увеличение стресса для подчиненных. Для предупреждения такого развития событий следует:
-
- заранее оповестить работников о публичных изменениях, которые необходимо ввести, даже, если они очевидны. Важно помнить, что любое изменение правил не проходит незаметно, поэтому, для предупреждения стрессовых импульсов следует предоставить четкое объяснение того, что данные изменения направлены на улучшение дела, а не против работников;
- в нововведениях необходимо проявлять твердость и последовательность. Необходимо освоить умение отказывать, при этом сохраняя соответствующую линию поведения. Такое личное качество выступает важным условием, обеспечивающим способность к сопротивлению в стрессовых условиях;
- следует систематично вовлекать работников в процесс планирования и реализации изменений. Подобная стратегия существенно укрепит лидерскую позицию и снимет много вопросов;
- важно постоянно осуществлять прогноз и если необходимо способствовать предотвращению невыгодного развития событий. Следует освоить правило «лучше действовать, чем реагировать», то есть постараться максимально мобилизовать собственные силы до того, как ожидаемые изменения и их последствия станут необратимыми. Осуществлять прогноз там, где это возможно, и брать по возможности инициативу в собственные руки. Люди, которые отдаются на милость обстоятельств, как правило, ждут, пока гром не грянет, и только потом как-то на это среагируют. Однако в случае с руководителем, его статусное положение обязывает предвидеть развитие событий и действовать в должное время и должным образом так, чтобы обезопасить себя и интересы дела.
Так же следует осуществлять прогноз стрессогенных факторов собственной жизни и заблаговременно осуществлять подготовку к стрессам, и таким образом, формировать стрессоустойчивость. К главным мероприятиям данного направления относятся следующие:
- использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса;
- ознакомление с опытом других, специальной литературой по стрессу;
- динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются);
- физические упражнения;
- наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники);
- формирование волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости).
Базовыми пунктами профилактики стрессов и способов борьбы с их последствиями выступают:
1) организация благоприятного организационного климата;
2) предоставление специалистам возможности самостоятельно организовывать собственную трудовую деятельность;
3) четкое определение обязанностей работников;
4) социальная поддержка;
5) психологическая помощь на предприятии;
6) программы общего оздоровления.
Необходимо также помнить, что нельзя браться за всю работу сразу и пытаться переделать все дела на неделю вперед.
Не стоит ставить перед собой чрезмерно сложные планы, так как не каждый обладает соответствующими возможностями для их реализации. Важно отметить, что перенапряжение, большое объем работы и дел выступают источником зарождения стресса и конфликтов в коллективе.
Необходимо также помнить о важности индивидуального подхода к предупреждению и разрешению стрессов, так как каждый человек своеобразным образом переживает стресс и стрессовые ситуации. Некоторым людям проще уходить в себя и надолго абстрагироваться от всего мира, другим, нОООборот, необходимо постоянно находиться в коммуникативных контактах, для того чтобы стресс не приобрел хроническую форму.
При возникновении стрессовой ситуации, по возможности следует обратиться к психологу для наиболее быстрого выхода из стрессовой ситуации без значительных осложнений. Так как латентное протекание стресса, может привести к различным заболеваниям, и в таком случае времени на восстановление потребуется значительно больше. Специалист может при этом обучить человека соответствующей технике релаксации, которая поможет на некоторое время отвлечь от всех проблем, однако следует все-таки разобраться с источником стресса.
Среди организационно-психологических мер, направленных на профилактику профессионального стресса, выделяются следующие:
1) в понедельник можно ограничить объем служебных мероприятий (собраний, совещаний);
2) для наиболее упорядоченного времени проведения организационных совещаний и советов следует проводить их на всех уровнях управления во второй половине трудового дня в понедельник и пятницу. При длительности совещания более 1,5 часа необходимо назначение 10-15-минутных перерывов через 1,5 часа работы;
3) чтобы предотвратить эмоциональное перенапряжение, следует составлять четкие временные планы-графики организационных совещаний с обозначением их содержания. Важно также избегать планирования чрезмерно длительных совещаний;
4) для организации благоприятного психологического климата необходимо привлечь персонал к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса в производственных коллективах. Такое участие может оказать помощь персоналу в принятии перемен и предоставляет возможность высказать свое мнение и "озвучить" претензии;
5) время от времени работникам следует предоставлять самостоятельно, организовывать свой трудовой процесс. Когда работники понимают, что имеют право самостоятельно решать, что и как делать на работе, тогда существенно уменьшаются негативные последствия стрессов;
6) для каждого работника следует обеспечить четкое определение должностных обязанностей. Для снижения вероятности появления и развития стресса, связанного с ролевой неопределенностью, важно четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности;
7) чтобы устранить причины, которые приводят к чрезмерно высокой или нОООборот низкой загруженности трудовой деятельностью, руководителю следует надлежащим образом организовать процессы обучения, принимать беспристрастные решения о повышении в должности и справедливо распределять обязанности, обеспечить хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет;
8) следует развить систему оказания сотрудникам социальной поддержки, которая сделает их менее уязвимыми для деструктивных последствий стресса. Социальная поддержка может смягчить воздействие стрессов на лиц, которые находятся в трудной ситуации, главным образом, если такая ситуация является результатом перегруженности трудовой деятельностью или ролевого конфликта.
Оказать эффективную социальную поддержку могут сплоченные рабочие группы и руководители первой линии - супервизоры, обученные доброжелательному и заботливому отношению к подчиненным;
9) разумно применять модификацию поведения как эффективный способ повышения устойчивости к стрессам людей определенного психологического типа личности, имеющих склонность к тревожности, гиперреактивности, с повышенным риском развития ишемической болезни сердца. Среди характеристик, на которые следует оказывать воздействие, выделяются: чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность.
У работников необходимо формировать конструктивную эмоциональную реакцию на стрессовые ситуации, способствовать изменению информационного значения определенных раздражителей посредством потери ими патогенных свойств через использования методики рациональной психокоррекции;