Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Оценка влияния стресса на степень труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Понятие стресса. Признаки организационного стресса

1.2. Факторы, вызывающие стресс

1.3. Оценка влияния стресса на степень труда и степень фрустрации персонала

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

2.1. Понятие инновации. Причины внедрения инноваций на производстве

2.2. Реакция персонала на инновации и стресс

2.3. Факторы, оказывающие отрицательное и положительное влияние на ход инноваций в организации

2.4. Формы проявления психологического барьера

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

3.1. Джек Уэлч – «Дженерал Электрик» - ярчайший пример успешного введения инноваций на производстве

3.2. Основные принципы управления организационным стрессом профилактика и коррекция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях сложной экономической обстановки в стране – успешное развитие предприятия возможно только в условиях плавной адаптации к постоянно изменяющимся условиям труда . Применение инновационных подходов к управлению бизнесом , технологиям , услугам , производимому товару – обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия . Поэтому организационный стресс в условиях внедрения инноваций – в настоящий момент является одной из наиболее актуальных тем в организационной психологии. Цель работы – найти пути преодоления стресса и стрессовых ситуаций в условиях внедрения инноваций.

В настоящий момент , для выхода из кризиса – многие предприятия пытаются как-то модернизировать структуру управления , внедряя различные нововведения или инновации в организацию , часто встречая протест и непонимание сотрудников.

Структура работы :

В первой главе раскрывается сущность такого состояния , как стресс, его причины ,динамика , возможные последствия. Определяются факторы стресса и его стадии в динамике . Оценивается влияние стресса на степень труда и степень фрустрации персонала.

Вторая глава полностью посвящена теме – необходимости инноваций на производстве. В ней раскрывается понятие инновации и смысл её внедрения на производстве. Описаны возможные реакции персонала на введение инноваций и факторы , оказывающие положительное и отрицательное влияние на ход инноваций . Так- же обозначены формы психологического барьера , формы и причины отрицательного отношения к нововведениям в организации.

В третьей главе мы раскрываем принципы управления организационным стрессом . В качестве примера приведена история успешного введения инноваций на производстве по руководством Джека Уэлча «Дженерал Электрик». И в заключении определяем основные принципы управления стрессом , как на уровне личности , так и внутриорганизационном.

В качестве источников необходимой информации мною были выбраны работы : Масловой И.Ю., Фролова С.С., Подлесной Л.М. и др. ( авторы , имеющие ученую степень ) ,Большая Советская Энциклопедия, учебные методические пособия Мирошниченко А.Н. , Татровой А.С., работа ученого и писателя Литвака Б.Г. , а так-же материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г. Астрахань 2011г. По теме : «Профессиональный и организационный стресс : диагностика , профилактика , коррекция»


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Понятие стресса. Признаки организационного стресса

В настоящее время проблема стресса на предприятиях является одной из самых актуальных в мировой психологической науке и практике .

Стресс – это состояние психофизического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов .

Стрессор – это неблагоприятный фактор , вызывающий в организме состояние напряжения – стресс. Стрессорами , воздействующими на организм человека могут быть – холод , голод , жажда, а так же физические или психические травмы. Как показали медицинские исследования , независимо от факторов , вызывающих стресс – организм реагирует всегда стереотипно , одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине» Факторы вызывающие стресс – стрессоры , различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности , биологическую реакцию стресса .[1][12]

В связи с ростом так называемых болезней стресса проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала исследователей. В 1936 году появилась концепция стресса Г.Селье , которая была подхвачена многими представителями медицины, психологии , социологии , этнографии.

Почти четыре десятилетия Селье изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу и убедился , что принципы защиты на уровне клетки в основном применимы также к человеку и даже целым сообществам людей. Биохимические приспособительные реакции клеток и органов удивительно сходны независимо от характера воздействия . Это навело на мысль рассматривать «физиологический стресс », как ответ на любое предъявленное организму требование.

Исходя из своих исследований, Селье вывел понятие стресса :

Стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций : активной – борьбы или пассивной – бегство из трудности или готовность терпеть её.

Стресс–это состояние эмоционального и физического напряжения, возникающее в определенных ситуациях, характеризующихся, как трудные и неподвластные.


В современных организациях стресс является очень частым явлением, поэтому всем участникам деятельности организации, следует понимать причины возникновения стрессов и уметь, с одной стороны их не допускать, а с другой ,в случае его возникновения,- справляться с его последствиями. Очень часто неумение справляться со стрессом приводит к появлению у человека такого феномена , как выгорание, которое может повлечь за собой тяжелую форму депрессии у человека.[2][5]

Среди стрессов, которые могут возникнуть у работников в организации , можно выделить следующие виды :

- Хронический стресс ( стресс , вызванный постоянной нагрузкой на человека, которая вызывает постоянное физиологическое или психологическое напряжение)

- Острый стресс ( стресс , связанный с потерей психологического равновесия человека , в результате какого-либо события , например в следствии внедрения инноваций на производстве )

- Физиологический стресс ( стресс , вызванный физической перегрузкой организма )[3]

- Психологический стресс ( стресс, вызванный нарушением психологической устойчивости человека )

- Информационный стресс ( стресс , вызванный информационной перегрузкой или наоборот недостатком информации )

Психологи называют высшую форму стресса « бесконтрольной точкой стресса «, поскольку в ней человек оказывается не в состоянии контролировать собственное поведение. Поэтому , на производстве необходимо принимать все возможные меры для того , чтобы не допустить этого явления .[4][5]

Признаки организационного стресса

Выделяют четыре признака стрессового состояния человека, у каждого из них своя определенная симптоматика. Рассмотрим некоторые из них , имеющие прямое отношение непосредственно к организационному стрессу :

1.Когнитивные симптомы стресса ( проблемы с запоминанием новой информации , забывчивость , неорганизованность , беспорядок , трудности в принятии решений, проблемы с концентрацией внимания , недальновидность , пессимизм , тревога или скачки мыслей , постоянное беспокойство )

2.Эмоциональные симптомы ( раздражительность или вспыльчивость, внезапные приступы паники, ощущение перегруженности, невозможность расслабиться, депрессия , частые перепады настроения .чрезмерная реакция на маленькие неприятности, тревога , беспокойство , чувство вины , нервозность , гнев , разочарование , враждебность )


3.Физические симптомы ( частые простуды ,тошнота и головокружение , тахикардия ,затруднение дыхания ,потеря полового влечения ,тремор конечностей , боль различной локализации ,необъяснимая и частая аллергия ,диарея или запор , частое мочеиспускание ,цианоз лица , потливость, усталость , вялость , слабость )

4.Поведенческие симптомы ( проволочки или пренебрежение обязанностями, снижение производительности , ложь или оправдания, чтобы прикрыть плохую работу, проблемы с общением ,самоизоляция от других людей ,быстрая или бормочущая речь , чрезмерная защита или подозрительность, излишки в еде или недоедание, навязчивое поведение ,азартные игры или импульсивные поступки )

Исходя из вышеперечисленного – можно сказать , что чем больше из указанных признаков наблюдается у человека, тем более выраженный у него стресс и тем ближе он к бесконтрольной точке.

1.2. Факторы, вызывающие стресс

Выделяют три основных фактора , вызывающих стресс[5]:[5]

- Организационные – это факторы, связанные с положением человека в организации ( работа не соответствует уровню квалификации специалиста ,отсутствие перспективы роста ,внутренняя конкуренция , плохие коммуникации , плохие условия труда, эксплуатация высшим руководством и т.п. )

- Внеорганизационные – это факторы, которые связаны с воздействием внешней среды на человека, находящиеся за пределами организации ( длительное отсутствие работы ,конкуренция на рынке труда ,экономический кризис в стране , экологические и политические проблемы , неопределенность )

- Личностные – факторы , вызванные психологическими проблемами человека ( заниженная или завышенная самооценка , эмоциональная неустойчивость , нереализованные потребности и т.п.

Стадии стресса в динамике

Выделяется три стадии стресса в динамике :

- Мобилизация ( АВ ) Нарастание напряжения , которое вызывает мобилизацию организма – ускоренные реакции , способность к обработке большого объема информации , способность выполнить большие объемы работы.

- Дезадаптация ( ВС ) Истощение , спад внутренней активности. Замедляются реакции, появляется неорганизованность , нечеткое воспроизводство информации, принимаются поспешные решения , качество работы резко снижается .

- Дезорганизация ( СD ) Появляется при продолжении стрессовой нагрузки. Поведение становится не адекватным ситуации , теряется контроль над ситуацией.[6]. [5]


График стадий динамики стресса – в приложении.

1.3. Оценка влияния стресса на степень труда и степень фрустрации персонала

Стресс ,в том или ином проявлении , постоянно присутствует в течении всей жизни человека. Очень часто факторы , которые могут вызвать стресс, встречаются в профессиональной деятельности . Чрезмерные нагрузки , постоянный дефицит времени , как следствие – накопившаяся усталость от состояния безысходности. В подобном состоянии - не может быть и речи о высокой производительности труда .

К состоянию стресса в организации близко и состояние фрустрации персонала .

Фрустрация – это психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности , чувства безысходности и отчаяния ; возникает в ситуации , которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели , реализации той или иной потребности .[7][16]

[8][5] Истоки работ по изучению состояния фрустрации идут к З.Фрейду, который ввел данный термин для характеристики особого состояния или внутреннего психического конфликта, когда личность сталкивается с каким-нибудь (чаще субъективно-непреодолимым ) препятствием на пути к достижению своих осознаваемых или неосознаваемых целей. [ З. Фрейд 1989 ]

В настоящий момент проводятся многочисленные исследования негативного воздействия , которое фрустрация сотрудников оказывает на производительность организации. Доля фрустрированных работников в штате составляет от 20% и выше , что приводит к значительным потерям производительности ,кадрового потенциала и доходов . Об этом говорит исследование , проведенное Марком Роялом и Томом Эгнью.

Ключевым фактором снижения уровня фрустрации не только повышение вовлеченности сотрудников , но и предоставление им условий для успеха , т.е. возможностей для продуктивной работы. Сочетание вовлеченности и условий для успеха приводит к росту доходов и снижению текучести кадров . Кроме того в компаниях , которые работают над повышением вовлеченности своих сотрудников и в то же время предоставляют им условия для успеха , общий показатель увольнения сотрудников по собственному желанию ниже на 54%.[9][6]