Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Права и обязанности оперативно-розыскных служб).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативные oc подразделения oc органов, oc осуществляющих oc ОРД, oc вправе oc проводить oc совместно oc с oc работниками oc уголовно-исполнительной oc системы oc ОРМ oc в oc следственных oc изоляторах oc уголовно-исполнительной oc системы.

Оперативное oc подразделение oc и oc его oc виды:

Оперативное oc подразделение oc – oc подразделение, oc непосредственно oc осуществляющее oc ОРД. oc Оперативные oc подразделения oc входят oc в oc состав oc определенных oc Законом oc об oc ОРД oc органов, oc осуществляющих oc ОРД; oc перечень oc таких oc подразделений oc определяется oc ведомственными oc нормативными oc правовыми oc актами.

В oc зависимости oc от oc объема oc выполняемых oc задач oc оперативные oc подразделения oc могут oc быть oc главным oc управлением, oc управлением, oc службой, oc отделом, oc группой oc и oc др.

В oc зависимости oc от oc характера oc выполняемых oc задач oc бывают oc следующие oc виды oc оперативных oc подразделений:[8]

1. oc Подразделения oc планирования oc и oc организации oc проведения oc ОРМ.

2. oc Подразделения oc проведения oc ОРМ oc (по oc направлениям oc деятельности): oc

а) oc профильные oc – oc по oc борьбе oc с oc организованной oc преступностью, oc с oc контрабандой, oc с oc экономическими oc правонарушениями, oc с oc преступлениями oc в oc кредитно-финансовой oc сфере oc и oc др.; oc

б) oc по oc взаимодействию oc с oc органами oc других oc государств oc (организации oc взаимодействия oc с oc органами oc зарубежных oc стран oc и oc оперативных oc переводов, oc подготовки oc и oc проведения oc международных oc операций, oc по oc борьбе oc с oc международным oc терроризмом oc и oc транснациональной oc организованной oc преступностью); oc

в) oc оперативно-поисковые oc (розыска, oc наружного oc наблюдения, oc скрытого oc наблюдения, oc установки, oc оперативной oc установки, oc оперативно-транспортные oc подразделения); oc

г) oc активных oc и oc специальных oc мероприятий; oc

д) oc специальных oc программ; oc

е) oc спецпроверок.

3. oc Подразделения oc технического oc обеспечения oc проведения oc ОРМ: oc

а) oc оперативно-технического oc обеспечения oc специальных oc мероприятий; oc

б) oc инженерно-технической, oc информационной, oc радиоэлектронной oc и oc компьютерной oc безопасности.

4. oc Подразделения oc информационного oc обеспечения oc проведения oc ОРМ: oc оперативных oc учетов; oc обработки oc оперативной oc информации; oc оперативно-аналитические; oc оперативного oc прогноза; oc специальных oc исследований oc и oc экспертных oc оценок; oc ведения oc баз oc данных.

5. oc Иные oc подразделения oc обеспечения oc проведения oc ОРМ: oc боевой oc и oc специальной oc подготовки; oc собственной oc безопасности; oc госзащиты oc (активных oc мероприятий, oc физической oc защиты); oc кинологические oc подразделения.


При oc отсутствии oc оперативно-розыскных oc подразделений oc в oc соответствующем oc органе oc обязанности, oc связанные oc с oc осуществлением oc ОРД, oc исполняют oc лица, oc занимающие oc отдельные oc должности.

2.2 Понятие и виды оперативно-розыскной подведомственности

Оперативно-розыскная подведомственность – разграничение компетенции по проведению ОРМ между органами, осуществляющими ОРД.

Виды подведомственности:[9]

1) предметная – в зависимости от характера противоправного деяния. Определяется исходя из направлений деятельности органов, осуществляющих ОРД. Законодательством РФ к ведению соответствующих органов отнесены следующие направления деятельности:

а) органы внутренних дел РФ: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

б) органы федеральной службы безопасности: контрразведывательная деятельность (выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ); борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности; иная деятельность, определенная федеральным законодательством;

в) федеральные органы государственной охраны: обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

г) таможенные органы РФ: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

д) Служба внешней разведки РФ: добывание и обработка информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

е) Федеральная служба исполнения наказаний;


ж) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

з) орган внешней разведки Министерства обороны РФ: проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки;

2) территориальная – в зависимости от места совершения противоправного деяния. Определяется в соответствии с административно-территориальным делением РФ (район, область, республика в составе РФ) и компетенцией органов, в которые входят подразделения, осуществляющие ОРД, по обслуживанию соответствующей местности;

3) персональная – в отношении определенных объектов (например, органы федеральной службы безопасности в войсках (военная контрразведка) – в отношении Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, а также их органов управления; каждый орган, осуществляющий ОРД, самостоятельно осуществляет обеспечение собственной безопасности).

2.3 Права и обязанности оперативно-розыскных служб

При решении определенных Законом об ОРД задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:[10]

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.

3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД.

6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.


При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно перечисленные в законе ОРМ, производить при их проведении изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.

3. Использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

5. Создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения предусмотренных законом задач.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

оперативный розыскной конспирация служба

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под содержанием ОРД понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса. Содержание ОРД раскрывается законодателем через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели, посредством постановки задач, определения принципов, правовой основы, исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий, оснований и условий их проведения, регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности, использования результатов ОРД и др. [11]

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности.


Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия.

Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

Законодатель четко определил субъектов этой деятельности путем их перечисления, а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Совокупность перечисленных и других положений определяет гарантии законности деятельности субъектов и гарантии прав объектов оперативно-розыскных мероприятий.

Эти гарантии в равной мере важны. Первым предписывает действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке, что обеспечивает им неприкосновенность перед законом за мнимые нарушения, а вторым либо обеспечивает в установленных пределах их неприкосновенность, соблюдение прав, либо их ограничивает, но в строго установленных рамках, т.е. не допускает произвола со стороны субъектов ОРД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) oc (с oc учетом oc поправок, oc внесенных oc Законами oc РФ oc о oc поправках oc к oc Конституции oc РФ oc от oc 30.12.2008 oc N oc 6-ФКЗ, oc от oc 30.12.2008 oc N oc 7-ФКЗ, oc от oc 05.02.2014 oc N oc 2-ФКЗ, oc от oc 21.07.2014 oc N oc 11-ФКЗ) oc // oc Консультант oc Плюс oc дата oc обращения oc 05.10.2018 oc г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // oc Консультант oc Плюс oc дата oc обращения oc 24.10.2018 oc г.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018, с изм. от 21.10.2018) // Консультант oc Плюс oc дата oc обращения oc 24.10.2018 oc г.
  4. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
  5. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. - М.: Юридическая литература, 2014. – 386 с.
  6. Бояров С.А. Проверочная закупка как мероприятие оперативно-розыскной деятельности // Уголовный процесс. - 2016. - № 5. - С. 48.
  7. Зажицкий В.И. Трудности представления результатов оперативно-розыскной деятельности властными участниками уголовного судопроизводства остаются // Российская юстиция. 2017. № 2. С. 51–56
  8. Иванов В.Д. Уголовное право/В.Д. Иванов.- М.: Изд-во Приор, 2014.- 420 с.
  9. Калиновский К.Б. Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 2017. № 5. С. 25–28
  10. Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам : ме- тод. пособие. - М.: Юрлитинформ, 2015. – 269 с.
  11. Курс Российского уголовного права. Общая часть. /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Спарк, 2016. – 456 с.
  12. Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе : учеб.-практ. пособие. М.: Высшее образование, 2014. – 412 с.
  13. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов / А.Г. Маркушин. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 399 с.
  14. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2016. – 514 с.
  15. Оперативно-розыскная деятельность: учеб. пособие в схемах и определениях / под ред. Е.С. Дубоносова. М.: Книжный мир, 2014. – 299 с.
  16. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. К.К. Горяинова и др. М.: ИНФРА-М, 2015. – 412 с.
  17. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.А. Климов и др. ; под ред. И.А. Климова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 384 с.
  18. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши. М. : ЦОКР МВД России, 2014. – 369 с.
  19. Семенцов В.А. Процессуальный порядок закрепления и использования в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности // Уголовный процесс. 2016. № 5. С. 34.
  20. Трифанов В.В. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебное пособие. Курган: Издательство «Зауралье», 2015. – 476 с
  21. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Го- ряинова и др. М. : ИНФРА-М, 2014. – 388 с.
  22. Уголовное право России. Части общая и особенная : курс лекций / А.И. Рарог, Г.А. Есаков, А.И. Чучаев и др. М., 2015. – 327 с.
  23. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2015. – 678 с.
  24. Уголовное право РФ. Общая часть/ Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина.- М.: Норма, 2015. – 570 с.
  25. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2016. – 720 с.
  26. Уголовное право. Общая часть: Учебник под ред. А.И. Рарога. – М.: Проспект, 2015. – 516 с.
  27. Уголовное право России. Общая часть: Курс лекций для вузов / Под науч. ред. А.В. Шеслера. – Тюмень, 2016. – 297 с.