Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( Типы конфликтов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.

Всякий конфликт начинается с конфликтной ситуации. На этом первом этапе конфликта интересы оппонентов вступают в противоречие. Оппоненты (от лат. «возражающий») - это участники конфликта. На этом этапе обычно четко обозначается объект конфликта, но открытого столкновения еще нет.

Внешними признаками конфликтной ситуации обычно являются дискомфорт и напряженность во взаимоотношениях из-за взаимных негативных установок оппонентов.

На втором этапе целенаправленно или случайно происходит инцидент, т.е. действие, направленное на обострение конфликтной ситуации. Процесс конфликта на этой стадии может быть представлен в виде:

Конфликт = Оппоненты + Объект конфликта + Инцидент

Третьим этапом (стадией) конфликта считаются кризис и разрыв отношений между оппонентами. Этот этап в свою очередь состоит из двух фаз - конструктивной (на которой еще сохраняется возможность совместной деятельности, то есть сохраняется шанс разрешения конфликта путем переговоров) и деструктивной (когда никакое сотрудничество между оппонентами уже невозможно, они утрачивают самоконтроль и их необходимо разъединить).

На четвертом этапе происходит завершение конфликта. Обычно конфликт завершается после устранения причины его возникновения (т.е. объекта). Однако возможны и другие способы завершения конфликта. Например, объект конфликта остается у одного из оппонентов при устранении остальных. Если же конфликт затягивается, то он из объективного превращается в субъективный.

При эффективном управлении конфликтом его последствия могут быть функциональными, то есть играть положительную роль и способствовать достижению целей организации. Функциональные последствия конфликтов для организации заключаются в том, что проблема, вызвавшая конфликт, решается таким путем, который устраивает все стороны. В результате все сотрудники чувствуют себя причастными к решению проблемы. Совместно принятое решение охотно выполняется. Оппоненты приобретают опыт сотрудничества и могут использовать его в будущем. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают рассматривать разногласия как «зло», которое всегда приводит к плохим последствиям.

Однако, чаще конфликт вызывает дисфункциональные последствия, которые препятствуют достижению целей организации. К таким последствиям можно отнести неудовлетворенность, плохое состояние духа конфликтующих сторон и, как следствие, рост текучести кадров и снижение производительности, отсутствие стремления к сотрудничеству и сворачивание взаимодействия между оппонентами, напрасная затрата энергии на непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами, представление об оппоненте как о «враге», смещение акцента, то есть большее значение придается «победе» в конфликте, чем реальной проблеме и др.


Типы конфликтов

Условно конфликты можно разделить на типы, каждый из них отражает степень выраженности имеющегося разногласия, подчеркивает меру вовлеченности в него индивида, его дальнейшее поведение.

Конфликты разделяются на четыре основных типа: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт.

Его время от времени испытывает на себе каждый из нас. Вдруг пропадает желание активно действовать, опускаются руки, угасает вера в собственные возможности. Внутриличностный конфликт характеризуется проявлениями общего беспокойства внутри самого человека. Данный тип конфликта провоцирует развитие неуверенности в себе и завтрашнем дне. Человеку становится очень трудно доверять окружающим, поскольку он постоянно боится сам совершить ошибку. Такой тип конфликта возникает в том случае, когда индивид не может выбрать между двумя потребностями, представляющими для него одинаково важное значение. Создается впечатление, что человек пытается тщетно бороться с самим собой и оказывается не в силах принять верное решение. Внутриличностный конфликт может привести к формированию стойкого недоверия к миру в целом. Если личность постоянно оказывается в ситуации выбора, то ей неизбежно приходится чем-то жертвовать.

Межличностный конфликт.

Данная разновидность конфликта популярная. По большей части – это соревнование за узкие перспективы: денежные доходы, промышленные площади, продолжительность использования технического оснащения. Ведь все нуждаются в ресурсах.

Споры между начальником и сотрудником появляются, к примеру, когда сотрудник думает, что начальник предъявляет чрезмерные требования, а сам начальник полагает, что сотрудник не имеет желания трудиться в полную силу.

Непременное явление текущего конфликта в обществе — разногласия между людьми – трудности во взаимоотношениях, нахождении общего языка. По своей сути, это противостояние интересов участников конкретной ситуации, которые они происшествие как проблему, которая требует немедленного разрешения.

Конфликт между личностью и группой.

Это столкновение интересов, которое появляется между социальной группой и конкретным лицом. Основа противоречий – попытки изменить внутригрупповые нормы. Самый напряженный конфликт, когда все осознают, что нужны перемены и лишь один человек, не хочет менять правила, идя в противоречие группе.


Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производи­тельность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопу­лярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар—изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Межгрупповые конфликты.

Наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причинами межгрупповых конфликтов могут быть: экономические, политические, национально-этнические и т. д. В зависимости от уровня социальных групп конфликт имеет свои особенности возникновения и способы их разрешения. На уровне малых социальных групп большую роль в возникновении межгруппового конфликта играет социальная идентификация групп, которая вызывает социальное разделение между группами. Для больших социальных групп характерна большая масштабность и глубина конфликтов.

Типы конфликтов в организации.

Производственные конфликты.

Этот тип разногласий проявляется непосредственно на рабочем месте. Часто непонимание возникает между начальником и подчиненным, так как они находятся в разных условиях труда. Их финансовое положение тоже, как правило, не одинаковое. Тип таких конфликтов доставляет людям немало неприятностей и проблем. Дело в том, что на работе человек в среднем проводит до восьми — десяти часов в день. При наличии яркого непонимания между коллегами, это время может превратиться в тяжелое бремя. Социальные споры нужно решать, как можно быстрее, а не затягивать их.

Трудовые конфликты.

Данный тип конфликта может проявиться тогда, когда личность испытывает определенные сложности с социальным взаимодействием. Трудовые конфликты, как правило, затрагивают сферу социальных отношений между людьми. Как можно догадываться, каждый из сотрудников обладает своим отличительным нравом. Столкновение характеров в ходе выполнения обязанностей и провоцируют развитие непонимания.

Типы социальных конфликтов.

Конфликт потребностей.

Такое разногласие возникает по причине разности интересов. Людям, находящимся в одном коллективе, в этом случае становится довольно непросто понять друг друга. Если один сотрудник придерживается в работе одного мнения, а его оппонент – совершенно противоположного, пользы не будет. Данный тип несогласия означает, что в организации может наступить хаос. Это происходит тогда, когда каждый желает продемонстрировать другому, что прав именно он и никак не стремится менять способ поведения. Конфликт потребностей затрагивает социальное взаимодействие между членами одного коллектива. В организации, как правило, возникает серьезная напряженная обстановка, которую впоследствии не так просто сгладить. От поведения участников конфликта зависит очень многое. Каждый человек должен уяснить, что, приходя в коллектив, он становится ее неотъемлемой частью. Вот почему привычка отстаивать свои интересы на рабочем месте слишком бурно может привести к непоправимым последствиям.


Конфликт социальных норм.

Данный тип конфликта подразумевает, что поведение участников нуждается во внимании и своевременной коррекции. В каждом обществе существуют свои социальные нормы. Если с какими-то из них отдельный индивид не согласен, то постепенно начинает нарастать внутреннее противоречие. При нарушении социальных правил неизбежно возникает конфликт. В организации, где царят недомолвки и ссоры, работать становится весьма сложно. Социальный климат в организации представляет собой очень важную составляющую, без которой невозможно прийти к общему успеху. Вот почему все сотрудники должны тщательно контролировать свое поведение.

2. Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях

2.1 Методы исследования конфликтов

Многовековая история науки показывает, что сам процесс изучения любого явления состоит из определенных этапов. Знание конфликтологов этапов изучения конфликтов, соблюдение требований логики научного исследования, позволят повысить результативность его работы.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

1) структурно - функциональный;

2) процессуально - динамический;

3) метод типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

Каждый из указанных методов имеет свои особенности.

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте.

2. Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально - динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

Важнейший инструмент процессуального анализа — определение основных этапов или стадий развития конфликта. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.


3. Типологизация - еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.

4. Но кроме объяснительной важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

5. В современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.

К числу социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся такие, как наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и др.

2.2 Характеристика ролевых конфликтов

Определенную сложность создает выявление и управление ролевым конфликтом, который возникает прежде всего в том случае, когда личность в организации получает несовместимые команды относительно соответствующего поведения.

Роль — это то, что должен делать индивид для того, чтобы подтверждать свое право на какое-либо определенное положение в организации. Роль включает в себя отношения и ценности, а также характерные типы поведения. В организациях каждой должности соответствует определенная деятельность, которая определяет собой роль этой должности с точки зрения организации.

Организация разрабатывает функциональные обязанности, которые определяют деятельность человека, занимающего данную должность, и связь этой должности с другими должностями в организации. Как формальные (административные и оперативные), так и неформальные (по интересам и на основе дружбы) группы могут не иметь письменно установленных правил, но все же правила соблюдаются членами группы. Таким образом, имеются установленные статус иерархий и соответствующие роли, которые, являясь официальными или неофициальными, составляют неотъемлемую часть организации.